30 лет назад звание Героя России было посмертно присвоено разведчику Моррису Коэну. Он и его жена Леонтина большую часть жизни посвятили службе в советской и российской разведке: помогали добывать ядерные секреты США и информацию о военно-морском флоте Великобритании, а также готовили новые поколения сотрудников отечественных спецслужб. По словам историков, они были идеалистами, которые боролись за социальную справедливость и против западной гегемонии в мире.
20 июля 1995 года звание Героя России было посмертно присвоено разведчику Моррису Коэну. Вместе со своей женой Леонтиной он участвовал в получении Советским Союзом американских атомных секретов и других операциях отечественных спецслужб.
По зову сердца
Моррис Коэн родился 2 июля 1910 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из Российской империи. Позже он вспоминал, что у них дома часто собирались выходцы из России, и у него ещё с детства появился интерес к стране, в которой он никогда не бывал.
В Соединённых Штатах Моррис окончил колледж. У его семьи не было денег, чтобы дать ему высшее образование. Однако он был прекрасным игроком в регби и смог получить спортивную стипендию. По словам историков, во время учёбы в университете Коэн заинтересовался коммунистическими идеями. Окончив вуз, он некоторое время работал преподавателем истории в колледже.
«Когда в Испании началась Гражданская война, Моррис Коэн отправился добровольцем сражаться на стороне республиканцев. Испания была мировым центром противостояния фашизму. На стороне режима Франко воевали германские нацисты и итальянские фашисты, а республиканцам помогал Советский Союз», — рассказал в беседе с RT историк спецслужб Александр Колпакиди.
По его словам, в Испании многие молодые люди из разных стран мира, стремящиеся бороться с фашизмом, начали сотрудничать с советской разведкой. Одним из них оказался Моррис Коэн.
«Моррис начал работать на спецслужбы СССР осознанно и добровольно, руководствуясь высшими идейными соображениями», — подчеркнул в разговоре с RT историк-публицист Игорь Пыхалов.
В США Коэн вернулся в качества советского агента-связника. На антифашистском митинге в Нью-Йорке он познакомился с Леонтиной Петке. Её семья эмигрировала в Америку из Польши. Как и Моррис, девушка была увлечена левыми идеями. Через некоторое время они создали семью. Коэн сначала сомневался, стоит ли рассказывать супруге о своей тайной жизни, но, в конце концов, решился. Леонтина поняла мотивы мужа и стала его напарницей.

На начальном этапе Второй мировой войны Коэны смогли привлечь к сотрудничеству группу молодых американцев, которые совершенно бескорыстно помогали СССР. Благодаря их деятельности советская разведка получила, в частности, новейший авиационный пулемёт, который производился на заводе в Хартфорде.
В 1942 году Морриса Коэна мобилизовали в американскую армию. Он участвовал в высадке в Нормандии, прошёл с боями всю Западную Европу, был награждён за мужество. Его жена тем временем продолжала помогать СССР. В это время Москва была особенно заинтересована в информации об американской ядерной программе.
Однажды Леонтине понадобилось выйти на связь с особо ценным помощником советской разведки. Моррис в это время уже был в армии и не мог отправиться на встречу.
Человек, симпатизировавший СССР, работал в ядерном центре в Лос-Аламосе. Леонтине нужно было приехать в находящийся неподалёку курорт Альбукерке. Тот, с кем она выходила на контакт, должен был держать в руках сумку с торчащим из неё рыбным хвостом, и в начале разговора назвать пароль.

Леонтина поселилась в пансионате в соседнем городке, и приезжала в Альбукерке три воскресенья подряд, но нужный ей человек не появлялся. И лишь во время четвёртого визита, она встретила парня с рыбой в сумке, который сбивчиво произнёс пароль. Молодой учёный, помогавший советской разведке, переволновался и забыл сначала дату встречи, а затем — и условные слова. Он передал Леонтине пакет с документами по атомной программе и предупредил её, что курорт просто забит сотрудниками спецслужб.
Покидая Альбукерке, советская разведчица увидела, что всех, кто заходят на вокзал, тщательно обыскивают силовики. За считанные секунды у Леонтины родился план. Она переложила пакет с секретными документами в коробку с салфетками, билет на поезд засунула, как закладку, в лежавший в её сумке женский роман и явилась на вокзал перед самым отправлением поезда. Советская разведчица спокойно предоставила сотрудникам американских спецслужб для осмотра свой чемодан, а затем «обнаружила», что «потеряла» билет на поезд. Пока девушка искала проездной документ, она отдала сумку и коробку с салфетками одному из проверяющих. Когда билет «нашёлся», Леонтина на радостях побежала к поезду, и сотрудники спецслужб сами погнались за ней, чтобы отдать сумку и коробку без всякого досмотра. В результате этого блестящего экспромта, Москва вскоре получила сверхсекретные материалы о ядерных испытаниях в США.
Верность долгу
В 1945 году Моррис демобилизовался из американской армии и продолжил работать на советскую разведку. Из-за кадровых перестановок в спецслужбах СССР и шпиономании в США, связь с семьей Коэнов была временно потеряна и восстановлена лишь три года спустя.
«В начале холодной войны многие советские агенты на Западе отказались работать с СССР. Люди находились под жесточайшим прессингом. Развернулась агрессивная информационная кампания по дискредитации коммунизма и Советского Союза. В США расцвело доносительство. Несмотря на это, Коэны остались верны своим идеалам, и продолжили помогать советской разведке. Они понимали всю опасность американской мировой гегемонии и видели в СССР противовес западным попыткам построить однополярный мир», — рассказал Александр Колпакиди.

Некоторое время Коэны находились на связи с выдающимсся разведчиком Вильямом Фишером (известным под псевдонимом Рудольф Абель). Однако в начале 1950-х из-за угрозы провала их вывезли в СССР, где они прошли дополнительную подготовку.
В середине 1950-х годов советские спецслужбы решили направить Коэнов под видом новозеландской супружеской пары Питера и Хелены Крогер на задание в Великобританию, где они должны были стать связниками разведчика-нелегала Конона Молодого.
Коэны поселились рядом с натовской военной базой, купили букинистический магазин, оборудовали радиоточку и занялись пересылкой секретных документов под видом торговли книгами. За несколько лет работы они переправили в СССР огромное количество важных материалов — в том числе, по британской ракетной программе.
В 1961 году предатель из польских спецслужб передал на Запад информацию о деятельности советской резидентуры в Великобритании. Английской контрразведке удалось вычислить Коэнов, но доказательств их работы на разведку СССР найдено не было. «Крогерам» предложили работать на британские спецслужбы. Они решительно отказались. Морриса приговорили к 25 годам лишения свобода, а Леонтину — к 20-ти. Однако они все равно не сдались.

В 1969 году официальный Лондон согласился обменять Коэнов на агента британских спецслужб и двух англичан, арестованных за контрабанду наркотиков. Формально обмен осуществлял не СССР, а Польша. Поэтому Моррис и Леонтина отправились в Москву через Варшаву.
Коэнов готовились зачислить на службу в Комитет государственной безопасности после присвоения советского гражданства. Но против этого выступил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов, заявившийся, что провалившиеся агенты не достойны получения паспортов СССР. Однако на защиту Морриса и Леонтины решительно стал председатель КГБ Юрий Андропов, убедивший Леонида Брежнева предоставить советское гражданство Коэнам.
В дальнейшем Моррис и Леонтина занимались аналитической и преподавательской работой в КГБ СССР и СВР РФ. Коэны были награждены орденами Красного знамени и Дружбы народов. По словам историков, большая часть материалов по их работе засекречена и, возможно, не станет достоянием общественности никогда.
Леонтина Коэн умерла 21 декабря 1992 года, Моррис — 23 июня 1995 года. Вскоре после его смерти, 20 июля, ему было присвоено звание Героя России. Леонтина золотой звезды была удостоена позже — 15 июня 1996 года.

«Деятельность Коэнов — убедительное доказательство того, что при наличии у нашей страны привлекательной идеологии, она может находить себе по всему миру помощников, готовых помогать ей по зову сердца. Жизнь Коэнов — пример бескорыстного служения своим идеалам. Они помогали Советскому Союзу, как оплоту социальной справедливости», — резюмировал Игорь Пыхалов.