Спрос на доставку из Китая в ноябре подскочил на 30% по сравнению только с прошлым месяцем, сообщили «Известиям» компании-перевозчики и представители бизнеса. Эксперты связывают такой ажиотаж со стремлением различных компаний решить все логистические вопросы до начала празднования в КНР китайского Нового года. Из-за длинных выходных грузы могут зависнуть там примерно на месяц. И в этом году российский бизнес начал готовиться к китайским длинным выходным раньше, чем обычно.
Сколько дней занимает доставка из Китая
К середине осени 2024 года спрос на различные виды доставки из Китая в Россию, в том числе авиационной, железнодорожной, автомобильной и морской, вырос до 30%. Об этом «Известиям» сообщили в нескольких логистических компаниях. Сроки тоже увеличились, сейчас они доходят до 55–60 дней, тогда как в августе составляли около 40 суток.
В ассоциации предпринимателей «Белый бизнес» объяснили ситуацию увеличением объемов заказов из Китая, где только в ноябре прошли несколько крупных распродаж — в частности, Всемирный день шопинга и «черная пятница».
— В этом году ажиотаж начался раньше срока, по данным последних трех месяцев, вырос на 20–30%. Этот рост связан с увеличением объемов торговли и спроса на определенные товары, такие как электроника и подарки, — заявили в ассоциации.
Но перевозчики называют и другую причину возросшего спроса на доставку — нежелание бизнеса, чтобы их грузы «зависли» из-за масштабного празднования Нового года в Китае, который сопровождается длинными выходными. В 2025 году празднование стартует 29 января и продлится до середины февраля. Поэтому сейчас поставки хотят завершить еще до конца календарного года.
Многие китайские заводы и фабрики закрываются за одну-две недели до начала официальных праздников, и после отдыха не все производители возвращаются к работе сразу, напомнили в транспортной компании «Логистические системы». В итоге примерно месяц доставка в Китае будет работать в ограниченном режиме.
— Перед праздниками в пиковый сезон цены на авиаперевозки традиционно растут, особенно в период между российским и китайским Новым годом, — отметила эксперт компании Марина Богатырева.
В преддверии китайского Нового года традиционно увеличивается спрос на авиаперевозки грузов, подтвердил заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалев.
— Сейчас количество заказов стремительно увеличивается, их число на авиадоставку выросло на 15% относительно средних значений III квартала этого года, — сказал он.
Новогодние праздники в России и Китае традиционно сопровождаются увеличением спроса на грузоперевозки, что связано с ростом объемов торговли и увеличением потребления товаров, согласна президент ассоциации «Белый бизнес» Анна Фомичева.
— Ситуация со спросом на авиаперевозки также будет развиваться активнее из-за увеличения импортных и экспортных поставок, а также необходимости своевременной доставки товаров в преддверии праздников. Ожидается, что грузовые авиаперевозки будут нагружены, особенно в пиковые даты — конце ноября и начале декабря, — сказала она.
В авиационном карго-терминале, обслуживающем грузопоток аэропорта Шереметьево, ожидают, что в январе традиционно будет небольшое затишье после активной осени и декабря.
— В первой половине месяца Россия уходит на новогодние каникулы, а затем эстафету подхватит Китай, — констатирует заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «Москва Карго» Елена Ермакова. — Официально новогодние праздники в 2025 году начнутся там 28 января и продлятся до 3 февраля, фактически же многие предприятия уже в 20-х числах января уйдут на каникулы.
Повышенный спрос в индустрии воздушных грузоперевозок раньше приходился на сентябрь–декабрь с пиком в ноябре, поясняют специалисты. С 2023-го заметный рост спроса начинается уже с июля, а в этом году по итогам III квартала объем импорта из Китая, обработанного терминалом, вырос почти в полтора раза в сравнении с прошлым годом.
На какие виды доставки вырос спрос
Маршрут из Китая перегрет уже с начала ноября, отмечают эксперты. По мере приближения новогодних праздников сроки авиадоставки будут увеличиваться исходя из объемов грузов на складах линий.
— Сейчас наращивание объемов также наблюдается, и бронирование доставки возможно от семи до десяти дней до вылета, — сообщил директор направления международных авиаперевозок ГК «ЕТЕ» Александр Лымарев. — К декабрю импорт из Китая в Россию может увеличиться еще на 30–40%.
В высокий сезон, который в логистике длится с октября по декабрь, объемы импорта из Китая в Россию растут, вслед за этим — увеличиваются заторы на направлении, рассказали в логистической компании ПЭК.
— Нехватка инфраструктуры и провозных мощностей привела к тому, что в портах Дальнего Востока компании ожидают обработки и перестановки контейнеров с морского на железнодорожный транспорт не менее 25 дней, — отметил директор европейско-азиатского направления «ПЭК: GLOBAL» Геннадий Чичин.
Логисты отмечают, что сроки прямой железнодорожной доставки также продолжают расти. Объем импорта из Китая существенно превышает экспортные показатели, а китайская сторона сталкивается с нехваткой контейнеров, ж/д платформ и вынуждена ожидать их прибытия из России.
Перегружены и мощности автомобильных погранпереходов. С наиболее протяженными заторами бизнес сталкивается при доставке из Китая транзитом через Казахстан.
— С момента установки нового программного обеспечения на таможенных постах между Казахстаном и КНР наблюдаются серьезные сбои при пересечении границы, — отметил Геннадий Чичин. — Перевозчики уже более семи дней простаивают на погранпереходах на этом направлении.
Чтобы решить проблемы с логистикой, компаниям приходится планировать свои поставки заранее, чтобы минимизировать риски задержек, рассказали в логистической компании «Скиф-Карго». Они делают более ранние заказы и оптимизируют логистические маршруты. Приходится рассматривать альтернативные маршруты и способы доставки, такие как использование железнодорожного или автотранспорта для внутренних перевозок, пока ажиотаж на воздушную спадет, отметили в компании.