Вторая седмица Великого поста, проходящая с 10 по 16 марта 2025 года, посвящена святителю Григорию Паламе. Эта неделя предлагает верующим возможность углубиться в духовную практику и молитву, следуя примеру святого, который стал защитником православного учения о Божественном свете.
Вторая неделя Великого поста посвящена Григорию Паламе
История Григория Паламы
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, известен как один из главных защитников православного учения о Божественном свете и систематизатор философских основ исихазма — практики глубокой молитвы и поста. Он родился в 1296 году в Малой Азии. Спасаясь от нашествия турок, его семья переехала в Константинополь, где юноша получил образование при дворе императора Андроника II Палеолога. Когда отец Григория умер, Андроник лично взял на себя воспитание и образование мальчика, так как видел в нём прекрасные способности и прилежание.
Несмотря на желание императора, чтобы юноша стал государственным деятелем, в 20 лет Григорий ушёл на Святую гору Афон, где стал послушником в монастыре Ватопед. Здесь под руководством преподобного Никодима он начал свой путь подвижничества и вскоре принял монашеский постриг. В видении Григорий получил духовное покровительство от святого Иоанна Богослова.
После смерти Никодима Григорий провёл восемь лет под руководством старца Никифора. Затем он перешёл в лавру преподобного Афанасия Афонского, а позже — в отшельническую обитель Глоссии.
Там он освоил практику «умного делания» — сосредоточенной духовной молитвы, которая со временем получила название «исихазм» (что в переводе с греческого означает «покой, молчание»).
Из-за угрозы турецкого нашествия Григорий переехал в Солунь, где был рукоположён в священники и продолжил вести отшельнический образ жизни, сочетая его со служением народу. Он основал небольшую общину монахов и активно участвовал в богословских дискуссиях.
В 1331 году Григорий вернулся на Афон и стал игуменом Эсфигменского монастыря. В это время среди церковнослужителей начинаются споры по поводу учения о Божественном свете и практику Григория даже объявляют еретической, а его самого заключают в тюрьму на три года.
В 1347 году после смены патриарха Григорий был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. Его учение было официально признано православным на Влахернском соборе в 1351 году.
За три года до смерти Григорий вернулся в Солунь. Накануне кончины ему в видении явился святой Иоанн Златоуст, и 14 ноября 1359 года Григорий мирно скончался. В 1368 году святитель Григорий Палама был канонизован.
Учение Григория Паламы и его творения
Григорий выступил в защиту исихазма в своих трудах, включая знаменитую «Триаду в защиту святых исихастов». На Константинопольском соборе 1341 года Григорий успешно защитил свои взгляды, и собор признал его учение.
Суть учения Паламы состоит в практике непрестанной молитвы, исихии (молчании), понимании нетварных энергий и Фаворском свете.
Нетварные энергии — это солнечный свет и тепло от Бога. Люди не могут подойти к самому Солнцу, но могут пользоваться его светом и теплом. Точно так же, по мнению Паламы, люди не могут напрямую познать саму сущность Бога, это выше человеческих возможностей. Но ощущать Божественное присутствие через Его действия (энергии) возможно.
Например, когда человек молится и чувствует внутренний покой, это действие нетварной энергии. Когда человек причащается и ощущает особую духовную радость, это тоже действие нетварной энергии. То есть, по учению Паламы, нетварные энергии — это «касание» Богом мира, его присутствие в нём.
Фаворский свет можно сравнить с особым духовным сиянием, которое проявляется при глубоком единении с Богом. Это не свет в физическом понимании, а особое духовное явление, символизирующее присутствие Божественной силы. В православной традиции считается, что этот свет можно увидеть в процессе духовной практики, когда человек достигает определённого уровня духовного развития.
Это не просто визуальное восприятие, а глубокое духовное переживание, меняющее человека изнутри. Фаворский свет — это не цель духовной практики, а скорее её естественный результат, когда человек через молитву, пост и духовное совершенствование достигает особого состояния единения с Богом.
Непрестанная молитва по учению Григория Паламы — это постоянное обращение к Богу, молитва, которая идёт как фон всей жизни. Как это работает:
— молитва становится частью повседневной жизни;
— человек молится не только во время службы или дома;
— молитва идёт параллельно с обычными делами — во время ходьбы, работы, при готовке и даже во время отдыха.
Главное — понять: непрестанная молитва — это не механическое повторение слов, а постоянное присутствие Бога в сердце человека. Это как тихая музыка, которая звучит на фоне всей жизни, помогая человеку оставаться в общении с Богом даже во время обычных дел.
Григорий Палама учил, что через такую молитву человек может достичь особого духовного состояния, когда молитва становится естественной потребностью, как дыхание. Это не значит, что нужно постоянно вслух молиться или прерывать свои дела — наоборот, молитва становится внутренним состоянием души, постоянным обращением к Богу.
Повторяется молитва «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Повторять можно про себя;
— можно произносить тихо;
— можно сочетать с дыханием;
— молитва должна быть спокойной и не должна мешать обычным делам;
— должна быть естественной;
— требует практики и привыкания.
Молитвы Григорию Паламе
1. Тропарь «Правосла́вия свети́льниче, Це́ркве утвержде́ние и учи́телю...»
2. Тропарь «Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние...»
3. Кондак «Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н...»
4. Кондак «Ны́не вре́мя де́лательное яви́ся...»
5. Молитва «О, треблаже́нная и честна́я вои́стину и превожделе́нная главо́...»
6. Вторая молитва «О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Григо́рие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих...»
7. Третья молитва «Все́х правосла́вных наста́вниче и Це́ркви сия́ние, о́тче Григо́рие...»
О чём молятся Григорию Паламе:
— о духовном просвещении;
— о защите от ересей и заблуждений;
— о помощи в изучении богословия;
— о даровании правильной веры;
— об исцелении болезней;
— об избавлении от страстей;
— о мирной жизни.
Как провести неделю святителя Григория Паламы
Второе воскресенье Великого поста носит название Неделя светотворных постов. Оно посвящено пониманию и стяжанию Божественной благодати через пост и молитву. В XIV веке на горе Афон возникло движение иноков, которые, углубляясь в духовную жизнь, становились источниками света, символизирующего Божественную благодать.
Свет, исходящий от человека, — это не физический, а духовный свет, свидетельствующий о присутствии Божественного начала. Церковь напоминает о важности стремления к этому свету в период поста, чтобы преодолевать грехи и открывать сердце для действия Божественной благодати, что укрепляет веру и дарует надежду на спасение.
Правила второй седмицы поста
Вторая седмица считается более лёгкой после строгой первой недели поста. К этому времени организм уже привыкает к ограничениям, что позволяет сосредоточиться на более глубоком духовном пути.
Особое внимание следует уделить памяти святителя Григория Паламы. Его жизнь служит примером того, как через пост и молитву можно достичь духовного совершенства. Главное в период поста не внешние ограничения, а внутреннее преображение через молитву, покаяние и любовь к ближним.
Запреты второй седмицы поста
Пищевыми правилами запрещено:
— мясо;
— молочные продукты;
— сливочное масло;
— рыба;
— яйца;
— белый хлеб;
— сдобная выпечка;
— алкоголь.
Особые дни
Вторник и четверг: без растительного масла.
Понедельник, среда, пятница: сухоядение (термически не обработанная пища).
Суббота и воскресенье: горячая пища с небольшим количеством растительного масла.