Каждый человек знаком с понятием "фейк", знает, что такое "фейк ньюс", знает, что такое дезинформация, но, скорее всего, никогда не слышал термин "постправда". А это ведь самое популярное слово 2016 года, по крайней мере так утверждает Оксфордский словарь английского языка, который и назвал термин самым часто используемым в том году.
Ощутить разницу между фейком и постправдой достаточно сложно, так как это смежные термины. Фейк - что-то ложное и недостоверное. Постправда же - это апелляция к чувствам и эмоциям человека, обстоятельство, при котором объективные факты становятся менее значимыми. Очень хорошее определение даёт профессор МГИМО Сергей Владиславович Чугров:
Постправда - это продукт информационной среды, создаваемый в первую очередь социальными сетями. В таком контексте не имеет значения, правдива ли новость или нет. Важно, чтобы она соответствовала двум условиям: эмоциональному настрою потребителя информации и целям коммуникатора. То есть неважно, произошло событие или нет - ведь оно могло бы произойти. Постправда - это то, что возникает, если люди игнорируют факты, а правда уже не играет существенной роли, уступая место популистской риторике.
Как уже ранее было упомянуто, Оксфордский словарь английского языка назвал постправду самым популярным словом в 2016 году, помимо этого, словарь также проиллюстрировал частоту использования слова.
На картинке мы можем увидеть, что первый пик пришёлся на середину июня 2016 года, ведь именно в то время случился референдум касательно выхода Великобритании из ЕС. Показательным примером может послужить случай, как раз произошедший во время брекзита. Активисты группы Vote Leave сделали плакат с такой надписью:
Мы отправляем ЕС 350 миллионов фунтов каждый день, давайте потратим эти деньги на наше здравоохранение.
Конечно же, информация была ложью, но она соответствовала интересам общества. Для понимания - одной из главных причин, почему Великобритания вышла из ЕС, были финансы. Великобритания, как одна из самых развитых стран ЕС, всегда платила большие взносы, чем остальные участники, чем были недовольны граждане. Британцы банально устали платить огромные взносы, за которые они не получали особых привилегий. Поэтому плакат, который ложно утверждал про космические суммы, попал ровно в точку, сыграл на эмоциях людей, причём опровержение этого факта от Министерства финансов слушать никто не стал. Истина в данном случае приобрела смысл чего-то малозначимого, скорее даже несуществующего.
Основным каналом распространения постправды служит интернет. Чаще всего технологию постправды используют политики, яркий пример - Дональд Трамп. Когда он баллотировался на свой первый срок, настолько часто прибегал к постправде, что породил целый феномен - Trump bump, то есть пинок Трампа. Эксперты подсчитали, что каждый день его специалисты запускали по меньшей мере 40 тысяч таргетированных постов в социальных сетях. К примеру, чернокожему населению США отправлялись видеоролики, где его оппонент Хиллари Клинтон отождествляла мужчин-афроамериканцев с хищными зверями. Запомнились и его громогласные заявления, и перепалки с журналистами. Трамп перевёл все разговоры с представителями СМИ в эмоциональное поле, где говорил терминами постправды, а медиа усиливали его слова своими комментариями, что только увеличивало эффект.
Помимо политиков, чрезмерным использованием постправды грешат и СМИ - в частности, использованием кликбейтов. Это метод эмоционального взвинчивания, который подразумевает искажение смысла информации, чтоб подцепить читателя. Подобные яркие заголовки побуждают людей "репостить", разнося фейки среди своих подписчиков. Самое ужасное, что некоторые люди воспринимают новость только по её заголовку: американские социологи выяснили, что 70% молодёжи в Штатах ограничиваются исключительно заголовком новости, не читая её всю, и принимают кликбейтную информацию за чистую правду.
На сегодняшний день постправда может встречаться чаще, чем дезинформация. Зачем писать полную чушь, если можно воззвать к чувствам человека искажённой информацией, погрузить его в "информационный пузырь", где будет действовать эффект эхо-камеры. Для понимания, эхо-камера - это ситуация, в которой информация или идеи усиливаются за счёт многократной передачи сообщения или его повторением внутри закрытой системы. При этом эти сообщения заглушают весь остальной информационный поток. Люди могут жить в этой эхо-камере, усваивая лишь постправду, ведь иная информация не проникает к ним - всё это лишь усиливает её, превращая в реальность, в которой существует человек.