Поспешный вывод: бывшего топ-менеджера «Агросоюза» приговорили к 17 годам

ИЗВЕСТИЯ 3 дней назад 4
Preview

Басманный суд Москвы 18 ноября огласил приговор бывшему вице-президенту банка «Агросоюз» Станиславу Шеловских по делу о хищении 10 млрд рублей и участии в ОПС — 17 лет лишения свободы. Вместе с ним сроки получили ранее судимая за финансовые махинации Наталья Петренко, занимавшаяся черной бухгалтерией, и экс-сотрудник столичной полиции Денис Макарцев — 15 и 14 лет соответственно. При этом ОПС, в которую входили осужденные, может быть причастно и к более масштабным схемам вывода средств из других банков — там речь идет об ущербе в 150 млрд рублей, но следствие по этим эпизодам еще не окончено. Как работала схема хищений и куда ушли деньги вкладчиков — в материале «Известий».

Чем известен банк «Агросоюз»

Басманный суд Москвы приговорил бывшего вице-президента банка «Агросоюз» Станислава Шеловских к 17 годам лишения свободы за многомиллиардные хищения вкладов россиян и корпоративных клиентов, а также за участие в организованной преступной группировке (ОПС). Это всего на один год меньше, чем ранее в ходе прений сторон запросил для Шеловских гособвинитель.

По версии следствия, Станислав Шеловских и двое его соучастников похитили из разорившихся в 2018 году банков «Агросоюз» и Инкаробанк более 10 млрд рублей за несколько дней до отзыва у них лицензий. Всем троим фигурантам обвинение отводит роль исполнителей, а организаторами считает находящихся в международном розыске бенефициара этих банков Илью Клигмана и его помощника Евгения Урина, младшего брата скандально известного банкира Матвея Урина.

В двухтысячные годы последний прославился тем, что избил на Рублевском шоссе голландского бизнесмена Йоррита Фаассена, за что в 2011 году его приговорили к четырем с половиной года колонии общего режима. А в 2013 году — к семи с половиной года за мошенничество на сумму 16 млрд рублей.

В октябре 2018 года с разницей всего в несколько дней «Агросоюз» и Инкаробанк лишились лицензии. Основанием для отзыва стало «неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность», а также «наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков», следует из опубликованной Центробанком информации.

Также банки уличили в кредитовании сомнительных заемщиков и проведении непрозрачных для регулятора финансовых операций. В итоге Инкаробанк задолжал своим клиентам около 3 млрд руб., а «Агросоюз» — более 7 миллиардов.

Расследовать обстоятельства хищений из «Агросоюза» и Инкаробанка следователи начали в феврале 2019 года. Согласном материалам уголовного дела, подельница Станислава Шеловских, ранее судимая за финансовые махинации Наталья Петренко, отвечала в системе за черную бухгалтерию. А экс-сотрудник ОЭБиПК УВД по Северо-Восточному округу Москвы Денис Макарцев прикрывал все операции по линии безопасности. Суд признал и этих двоих фигурантов виновными в руководстве структурными подразделениями ОПС и особо крупном мошенничестве и приговорил к 15 и 14 годам колонии соответственно.

Адвокат Натальи Петренко Владимир Брегадзе заявил «Известиям», что будет обжаловать приговор, но от дальнейших комментариев отказался. Адвокаты остальных осужденных от общения с журналистами также воздержались.

Миллиардные хищения

Что касается предполагаемых организаторов схемы Ильи Клигмана и Евгения Урина, то они скрылись от следствия за границей и сейчас находятся в международном розыске. В МВД полагают, что нынешние подсудимые — Шеловских, Петренко и Макарцев — не единственные участники схемы вывода банковских средств. Кроме них, в ОПС входили несколько десятков человек, которые участвовали в масштабных хищениях и из других разорившихся банков. Речь идет, в частности, о Байкалбанке, банке «Интеркоммерц», Трансинвестбанке, Тайм-банке, Анталбанке, Арксбанке, Геленджик-банке и еще целом ряде других кредитных учреждений.

Махинации, как следует из дела, осуществлялись за счет выдачи ничем не обеспеченных кредитов, покупки якобы ценных бумаг и путем переуступки кредитного портфеля подконтрольным компаниям-однодневкам. Иногда таких компаний была целая цепочка.

По данным следствия, в общей сложности подчиненные Клигмана могли вывести из этих банков более 150 млрд рублей. Этот ущерб пострадавшим вкладчикам возместило потом федеральное Агентство по страхованию вкладов. Вывод денег происходил, как правило, перед отзывом у этих банков лицензий.

Один из фигурантов дела, бывший зампред правления банка «Агросоюз» Андрей Сомов, полностью признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с прокуратурой. В августе 2023 года Басманный суд приговорил его к трем годам лишения свободы. Обвинения другим участникам схемы предъявлены заочно.

Суровые сроки

Серьезные сроки, которые получили банкиры, связаны с тем, что иногда следствие сознательно «завышает» квалификацию обвинения до создания ОПС, полагает советник уголовно-правовой практики адвокатского бюро Москвы «Соколов, Трусов и Партнеры» Мария Бакакина. Хотя речь в таких случаях может идти о преступлении по предварительному сговору.

— Мотивируют это, как правило, тем, что с более тяжкой на менее тяжкую статью суд всегда может переквалифицировать, — отметила юрист. — Кроме того, когда речь заходит о групповом преступлении, всегда находятся те, кто заключает сделку со следствием и в порыве вдохновения рассказывает следователям всё и даже больше. Проверить или опровергнуть такие показания впоследствии бывает крайне сложно.

Перед отзывом лицензии руководители банка используют различные схемы по выводу активов, рассказал «Известиям» партнер NOVATOR Legal Group Александр Катков.

— Деньги выводят как на свои подконтрольные фирмы, так и на подставных (номинальных) физических лиц, — указал адвокат. — Для того, чтобы раскрыть такие схемы, правоохранительные органы проводят финансово-аналитические экспертизы и оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых становится возможным установить умысел конкретных лиц на вывод активов и получение дохода от такой деятельности.

На сегодняшний день, подчеркнул Александр Катков, по инициативе Агентства по страхованию вкладов возбуждено более четырех сотен уголовных дел. Чаще всего — по статьям о преднамеренном банкротстве, мошенничестве, присвоение или растрате, а также злоупотреблении полномочиями.

— Число уголовных дел по статье об ОПС в последние годы растет, но до суда в такой квалификации доходят далеко не все, — сказал адвокат.

Часть 3 ст 210 УК РФ, по которой осудили фигурантов, предусматривает лишение свободы на срок от 15 до 20 лет. Принимая во внимание, что подсудимым было предъявлено обвинение в совершении еще одного тяжкого преступления — мошенничества, приговор вынесен в рамках сроков, предусмотренных законом, резюмировали адвокаты.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'