Многолетние приготовления к войне с Россией на Балтике в значительной степени завершены: в небольшое море стянуты военные корабли и морская авиация НАТО, информационная кампания по созданию благовидного предлога окончена, союзники приступают к практическим мерам по установке блокады русских портов.
Корабли береговой охраны Латвии и Швеции задержали балкеры Michalis San и Vezhen, шедшие в наши порты. Основанием стали ничем не подкреплённые подозрения, что эти суда могут быть причастны к обрыву оптоволоконного кабеля Вентспилс – Готланд.
По сути, наблюдается реализация того сценария, о котором предупреждал Царьград: под предлогом защиты подводных кабелей и в рамках бессрочной операции Baltic Sentry ("Балтийский часовой") европейцы приступили к морской блокаде Санкт-Петербурга и Калининграда.
Шаблонный сценарий
Действует враг в привычной для себя манере "медленного нагревания лягушки": без громких заявлений и резких движений, не давая России предлога для радикального ответа. Никаких попыток заминировать рейды или ультиматумов, всё предельно "цивилизованно": суда останавливаются для проверки на причастность к повреждению кабелей. Если подозрения не подтвердились – плывите себе дальше. Но совершенно очевидно, что со временем число задержанных судов, как и время их проверок, будет только расти. Следующим шагом станет конфискация танкера или сухогруза. После этого стоимость страховки и фрахта кораблей резко вырастут, как это было после того, как хуситы начали атаковать суда, проходящие мимо их берегов. Задержания и аресты будут продолжаться вплоть до парализации работы наших портов, а это уже такая угроза экономике, с которой Россия никак не сможет примириться.
Почему противник будет действовать в этом ключе? Потому что он так действует всегда. Первые массированные налёты БПЛА большой дальности на внутренние регионы России начались в мае 2023-го. И тогда Царьград предупреждал, что рутинизация этих ударов проложит путь ракетным пускам; как мы сейчас знаем, именно так и произошло. Тот же подход был применён и при поставках танков, крылатых ракет Storm Shadow и баллистических ATACMS. Сначала всегда шёл неофициальный "вброс" информации, затем официальное или околоофициальное опровержение; позднее выражалось сомнение в целесообразности, тема начинала обсуждаться на все лады – и внезапно выяснялось, что решение уже принято, более того, оружие уже поставлено и даже применяется.
Ну а поскольку вооружение Украины и войну на Балтике против нас планируют, в сущности, одни и те же люди, то и методы у них будут одинаковыми. Зачем менять то, что работает?
В конце декабря финский спецназ уже захватил танкер "теневого флота" России Eagle S, экипаж которого обвинили в обрыве электрокабеля Estlink 2. По версии финнов, судно намеренно опустило якорь и почти 100 километров волочило его по дну.
В январе финская береговая охрана взяла на сопровождение танкер M/T Jazz, который ходит под панамским флагом, но, по данным западных специалистов, также принадлежит нашему "теневому флоту".
По дну Балтики проложено огромное количество информационных и энергетических кабелей. Скриншот: ТГ-канал "Военная хроника"
Конвои возвращаются
Что может противопоставить Россия этой угрозе? По словам военного эксперта, капитана 3-го ранга в запасе Максима Климова, наиболее естественный ответ – это эскортирование гражданских судов боевыми кораблями. Но это решение упирается как в общую нехватку корабельного состава, так и в неготовность флота отражать современные угрозы.
Корабли небоеспособны, не проведена модернизация с учётом опыта СВО, имеющиеся недостатки не устраняются,
– пояснил наш собеседник.
Есть и другой вариант – размещение на судах антиабордажных команд, которые не позволят вражескому спецназу высаживаться на наши корабли.
И тот и другой способы имеют огромное количество недостатков. Создание конвоев приведёт к тому, что многие гражданские суда вынуждены будут стоять в ожидании, пока "соберётся караван". А это уже означает падение товарооборота.
Размещение антиабордажных команд имеет юридические сложности, поскольку большинство судов, перевозящих наши грузы, по всем документам России не принадлежат и зарегистрированы в других юрисдикциях. Кроме того, столкнувшись с вооружённым отпором, натовские корабли всегда могут применить пушки.
В целом Россия очень заинтересована в сохранении нормального судоходства в регионе, так как на прибалтийские порты приходится порядка 30% всех принимаемых и отправляемых морем грузов.
До СВО, до того, как Швеция вошла в НАТО, у альянса не было устойчивой монопозиции по Балтийскому морю. Потому что часть стран была в НАТО, а часть не была. Но, к сожалению, после вступления Финляндии и Швеции в НАТО мы получили фактически полного западного монополиста в составе НАТО именно на Балтийском море. И это проблема,
– отметил в разговоре с Царьградом доктор политических наук, первый министр госбезопасности ДНР Андрей Пинчук.
По его словам, позиция России в регионе не совсем беззубая, но нам выгоднее всего разрешить ситуацию политическими и дипломатическими методами.
Чем Россия ответит и может ли она ответить? Ответить-то, конечно, может. Даже более того, на техническом уровне стоит вопрос: а как вы собираетесь эти ограничения в отношении России вводить? У России есть свой Балтийский флот. То есть это будут морские сражения с российским флотом, попытки ударов. Ну это полноценная морская война. Конечно же, командование Балтийского флота, в целом наше военно-морское командование должно, просто обязано прорабатывать и такой сценарий. Но я рассчитываю, что всё-таки силами дипломатии эти вопросы будут урегулированы,
– добавил эксперт.
Нулевая фаза калининградской войны
Одновременно с нагнетанием ситуации в Балтийском море НАТО решило "подавить" русских в Калининградской области. Пока основным инструментом давления выступают самолёты ДРЛО (дальней радиолокационной разведки), радиотехнической разведки (РТР) и противолодочные самолёты.
Наблюдается необычайно высокая активность бортов радиотехнической и радиоэлектронной разведки объединённых ВВС и НАТО,
– отмечает канал "Военная хроника".
Вражеские разведчики буквально "облизывают" границы нашего эксклава. В ответ расчёты комплексов С-400 начали брать пролетающие самолёты на прицел. После того как на "сопровождение" был взят французский противолодочный самолёт, министр Вооружённых сил Франции Себастьен Лекорню обвинил Россию в "агрессивных" и "неприемлемых" действиях. Британцы и американцы держатся лучше – их борты просто покидают район патрулирования и отлетают на безопасное расстояние. Также противнику противодействуют истребители Су-30 морской авиации.
Всё идёт к войне на Балтике, всё идёт к войне за Калининградскую область. Идёт очевидное военное накачивание региона. Вопрос в другом – в том, что никаких адекватных мер с нашей стороны не только не предпринимается, но даже и не анализируется. Ситуация для нашего Военно-морского флота и соответствующих структур – это кролик перед удавом,
– оценивает положение Климов.
Проблема заключается в том, что блокада прибалтийских портов – это для нас полноценный casus belli (повод для войны). И связано это не с какой-то особой брутальной позицией России в этом регионе, а исключительно с тем, что такая блокада просто обрушит нашу экономику.
Но конфигурация постсоветских границ такова, что Калининградская область зажата в кольце врагов; регион не имеет стратегической глубины и серьёзных естественных рубежей обороны, являясь, по сути, заложником.
Хорошо видно, что помочь Калининградской области в случае нападения на неё можно, только пробив сухопутный коридор через Латвию и Литву. Скриншот: ТГ-канал "Военный обозреватель"
Спасти Калининградскую область, не проводя сухопутной наступательной операции против прибалтийских квазигосударств, в принципе невозможно. А это означает необходимость начать войну, в том числе и с Польшей, и со всем НАТО.
Универсальное яблоко раздора
Сложившаяся в регионе ситуация – настоящая бочка пороха. Притом чиркнуть спичкой рядом с ней может кто угодно. Напомним: серия инцидентов, связанных с повреждением донной инфраструктуры, началась в октябре 2023-го с того, что китайское судно NewNew Polar Bear якорем разворотило газопровод Balticconnector, соединявший Эстонию и Финляндию.
В ноябре 2024-го китайское же судно Yi Peng 3 проходило над оптоволоконными кабелями, один из которых соединял Финляндию и Германию, а второй - Швецию и Литву, в момент их обрыва.
Бывший украинский политик Олег Царёв отмечал, что в момент разрыва энергетического кабеля Estlink 2 в районе аварии находились два судна: танкер Eagle S, о котором шла речь выше, и китайский сухогруз Xin Xin Tian 2.
Теперь китайцы уплыли, а наше судно арестовано, команда задержана, мы получим международный скандал, на котором на протяжении ещё минимум полугода будут нагнетать русофобию. Плохо получилось,
– отмечал Царёв, комментируя задержание нашего танкера.
Китайские корабли несколько раз оказывались рядом с местами повреждения кабелей и в момент их разрыва. Вероятно, просто совпадение... Скриншот: ТГ-канал "Два майора"
Может ли за атаками на европейскую инфраструктуру стоять Пекин? Прямых доказательств этому пока нет. Но выгоды такой стратегии очевидны. Эскалация конфликта между Россией и Западом позволяет Китаю оставаться в тени, оттягивает момент поворота США в Азиатско-Тихоокеанский регион; Китай становится более ценным для Запада партнёром, который может оказать давление на "озверевшую Москву", а кроме того, позволяет поставить русских в более тяжёлое положение и тем сбить цены на наши углеводороды.
Не менее удивительные вещи можно обнаружить, если повнимательнее приглядеться к тому, что происходит внутри так называемого коллективного Запада. В частности, 19 января американская газета The Washington Post (читай – рупор Вашингтона) опубликовала статью, где утверждалось, что, по данным американских разведывательных служб... русские непричастны к разрушению европейской донной инфраструктуры.
Нет никаких признаков того, что коммерческие суда, подозреваемые в перетаскивании якорей через системы морского дна, делали это намеренно или по указанию Москвы. <…> Американские и европейские официальные лица заявили, что собранные на сегодняшний день доказательства, включая перехваченные сообщения и другие секретные разведданные, указывают на то, что несчастные случаи произошли по вине неопытных экипажей, работавших на борту судов, имевших плохое техобслуживание,
– говорилось в материале.
Не будет преувеличением сказать, что некоторые обозреватели своим глазам не поверили, когда это прочитали. Виданное ли дело: американцы оправдывают русских! Тем не менее.
Европейские официальные лица встретили публикацию с нескрываемым раздражением, назвав её "чушью".
Из США велели финнам считать обрыв кабеля случайностью – там намёка не поняли,
– прокомментировал ситуацию эксперт по вопросам безопасности в Евразии Юрий Баранчик.
По его мнению, решение связано с тем, что американские аналитики оценили конъюнктуру мирового нефтяного рынка и просчитали, что излишний террор в отношении танкеров с нефтью из России может привести к неприемлемому росту цен. Вполне разумное допущение. Но на ситуацию можно посмотреть и под другим углом.
Дело в том, что острейшей и практически не имеющей решения проблемой для европейцев стало намерение президента США Дональда Трампа аннексировать Гренландию. ЕС не может этому помешать ни политическими, ни военными способами. Перспектива "раскулачивания" висит над европейцами подобно грозовой туче и постоянно обсуждается за закрытыми дверями.
Скорбный ужин скандинавских лидеров 27 января. Главная тема встречи – обсуждение вариантов защиты Гренландии от аннексии США. Настроения политиков вполне очевидны. Скриншот: ТГ-канал "Военный обозреватель"
Все прекрасно понимают, что Трампу и его команде глубоко наплевать на фикцию "международного права" (спойлер – его не существует). А увеличение датского военного бюджета или отправка в Гренландию французских войск ничего не изменит.
В этой обстановке европейцы могут пойти ва-банк, спровоцировав войну на Балтике, чтобы затянуть американцев в конфликт и тем самым подставить под удар вместо себя русских. Разрушение донной инфраструктуры, от которой в основном страдают не самые важные члены ЕС, не кажется чрезмерной ценой за возможность провернуть такую провокацию.
В сухом остатке
США в течение многих лет занимались последовательной и целенаправленной милитаризацией Скандинавских стран и Прибалтики. Можно сказать, что, преследуя собственные цели, они развешивали по стенам заряженные ружья.
Сейчас планы гегемона несколько изменились и он решил слегка пограбить своих союзников. Но "ружья" уже висят: конфликтный потенциал создан и все условия для начала войны в наличии. Так что теперь любая страна, имеющая десяток старых танкеров, может попытаться разыграть комбинацию "страви русских с американцами и получи свою выгоду".
В целом для России эта ситуация намного хуже, чем если бы речь шла о целенаправленной политике Вашингтона: совершенно неясно, кто и в какой момент нажмёт на спусковой крючок. Единственный правильный ответ в этой ситуации – быть готовым к войне настолько, чтобы даже в случае провокации третьей стороны наши противники не имели никакого желания начинать конфликт.