Пошлины против БРИКС – признак истерики. Трамп уже не знает, что делать

ИноСМИ 16 часов назад 14
Preview

После первого громкого залпа в “День освобождения” в апреле и стремительного отступления Дональд Трамп снова пошел в атаку в своей всемирной торговой войне. В воскресенье вечером он пригрозил пошлинами любой стране, которая поддержит “антиамериканскую” политику группы БРИКС+. Опубликованное в социальной сети Truth Social предостережение Трампа совпало с близящимся к завершению саммитом БРИКС+ в Рио-де-Жанейро. Президент Бразилии Лула ответил гневной отповедью, подчеркнув, что миру не нужен “император”, а президент США подрывает суверенные государства. Но чем же страны БРИКС так прогневали Трампа и насколько они уязвимы перед дополнительными пошлинами?

Образованная в 2009 году, на пике мирового господства США, группа БРИКС изначально подавала себя как убежище для развивающихся держав — именно потому, что не имела возможности конфликтовать с Америкой открыто. Однако мощь США неуклонно снижалась, и группа постепенно смелела — в частности, стала называть своих членов “мировым большинством”. Активисты-радикалы и государственные СМИ стран БРИКС раздули из нее чуть ли не всемирный антиимпериалистический фронт, который свергнет многовековую гегемонию Запада и освободит народы мира от американского владычества.

По правде говоря, для столь смелых фантазий о бунте стран третьего мира мало оснований. Стоит напомнить, что само название БРИКС было придумано не в Москве и не в Пекине — это не что иное, как маркетинговый ход банкира Goldman Sachs Джима О’Нила, который в начале века размышлял над новыми инвестиционными инструментами для развивающихся рынков. Хотя расширение БРИКС за счет столь крупных экономик, как Индонезия и Саудовская Аравия, безусловно, увеличит ее общую долю в мировой экономике, геополитического значения группе это не прибавит.

Разнообразие стран-членов, раскиданных по разным континентам и океанам, отнюдь не компенсирует их политического разброса от демократий вроде Индии и Бразилии до автократий вроде России и Китая и не сглаживает внутренних противоречий. Эта напряженность проявляется в виде спорных границ (между Китаем и Индией) и экономического соперничества (китайский экспорт подрывает бразильскую промышленность). Присоединение региональных противников вроде Саудовской Аравии и Ирана, никак не нейтрализует этой гремучей смеси. В довершение всего президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин демонстративно проигнорировали саммит в Рио, отправив вместо себя делегатов рангом пониже, и встреча прошла в весьма сдержанном ключе из-за вопроса о том, насколько решительного осуждения заслуживает война Израиля в Газе.

Пригрозить странам БРИКС+ пошлинами Трампа побудил отнюдь не страх, что его раздавит “мировое большинство”. Скорее, дело в стремлении БРИКС+ к созданию глобальных торговых соглашений, основанных на блокчейне вместо доллара, которые могут подорвать саму основу американской гегемонии. В основе торговой войны Трампа лежит не что иное, как статус доллара, а пошлины — скорее ход конем, чем лобовая атака. Они призваны обеспечить рост американского экспорта за счет снижения стоимости доллара, одновременно упрочив его роль мировой резервной валюты.

Однако путанная и, на первый взгляд, даже бессистемная стратегия Трампа едва ли сбережет статус доллара. Но и страны БРИКС также не готовы отказаться от доллара и заменить его блокчейн-системой, разработанной Санкт-Петербургским государственным университетом. Перед нами перспектива столкновения вполне преодолимой силы с весьма подвижным объектом — чем же оно закончится?

На данном этапе мир по привычке устремился к золоту: покупки этого драгоценного металла вытеснили евро на третье место в качестве мирового валютного актива. Вместо столкновения “старого, застойного” Запада и “нового, формирующегося” блока БРИКС, как это сформулировал в Рио левый президент Боливии Луис Арсе, мы наблюдаем нечто более необычное и исторически неизведанное. Это мир, двухполярный геополитически, при соперничестве сверхдержав Китая и США, но всё более многополярный финансово, поскольку статус доллара подрывается без прямой замены, а старые валюты перенаправляться через новые цифровые системы. Этот мир щедр на возможности для средних и малых держав — если они готовы порвать с устаревшими институтами и идеологиями XX века.

Филип Канлифф — доцент международных отношений кафедры снижения риска бедствий Университетского колледжа Лондона, автор книг

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'