
Центральный банк Индии ускорил репатриацию своих золотых резервов, решив сосредоточить активы внутри страны. Государство хранит у себя более 65% запасов драгоценного металла. Причиной для этого стала заморозка западными странами российских резервов после начала спецоперации на Украине, не понравившаяся индийскому регулятору. Решение Резервного банка Индии вернуть золото из-за рубежа — это шаг не столько экономический, сколько стратегический и геополитический, отмечают эксперты. Репатриация позволяет Индии укрепить суверенитет над своими резервами и снизить зависимость от внешней юрисдикции. Станет ли возврат золота новым трендом — в материале «Известий».
Возврат на родину
Сосредоточенные в стране золотые запасы Индии достигли исторического максимума. Государство хранит у себя более 65% от общего объема драгоценного металла. Для сравнения: в сентябре 2022 года доля золота на внутреннем хранении составляла 38%. Об этом пишет Bloomberg.

За первые шесть месяцев финансового года, начавшегося в апреле, Резервный банк Индии вернул в страну около 64 т золота. В стоимостном выражении доля металла в общих резервах на конец сентября составила 13,92%. В общей сложности, в сентябре Центробанк Индии располагал 880 т золота, из которых 576 т находились на внутреннем хранении. Этот показатель является историческим максимумом. Всего же за последние четыре года ЦБ страны репатриировал 280 т золота.
Ранее Резервный банк Индии предпочитал хранить большую часть своих золотых активов за рубежом. Основная их доля была сосредоточена в Банке Англии и Банке международных расчетов.

Причину смены курса Центральный банк Индии не разъяснил. Однако, как считают некоторые экономисты, такой шаг может быть направлен на усиление контроля над драгметаллом после заморозки российских активов странами G7.
При этом в прошлом месяце министр финансов Индии Нирмала Ситараман заявила, что Резервный банк страны принимает «очень взвешенное решение» о диверсификации своих резервов.

Центробанк Индии, к слову, входит в число крупнейших мировых покупателей золота. Таким образом он стремится снизить зависимость от доллара США. С этой целью регулятор постоянно сокращает свои вложения в казначейские облигации США.
Стратегический шаг
Решение «большой семерки» заморозить примерно $300 млрд международных резервов Банка России стало историческим рубежом, полагает политолог, эксперт в мировой политике Илона Мизова. Оно доказало, что даже самые надежные и аполитичные, на первый взгляд, активы могут быть использованы как инструмент в условиях геополитического противостояния.
Репатриация странами своего золота, хранящегося за рубежом, — сравнительно новый, но набирающий силу тренд, отмечает доктор экономических наук, заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов. Глобальная финансовая система постепенно фрагментируется, и многие развивающиеся страны не желают, чтобы их активы были подвержены дополнительным рискам.

— После заморозки российских резервов доверие к западным финансовым институтам резко снизилось. Хранение золота за границей перестало быть гарантом безопасности: теперь страны понимают, что в условиях санкционного давления даже физические активы могут быть заблокированы, — указывает инвестиционный советник в реестре ЦБ РФ, основатель онлайн-университета «Финансология» Юлия Кузнецова.

Решение Резервного банка Индии вернуть золото из-за рубежа — это шаг не столько экономический, сколько стратегический и геополитический, считает собеседница «Известий». Репатриация драгметалла позволяет Индии укрепить суверенитет над своими резервами и снизить зависимость от внешней юрисдикции.
— Возвращая золото, Индия защищает его от риска односторонних санкций или политического шантажа, постепенно лишая западных партнеров рычага давления. Для такой амбициозной и, несмотря на годы колонизации и демократизации, стратегически самостоятельной страны зависимость от инфраструктуры потенциально враждебных блоков стала восприниматься как неприемлемый риск, — разъясняет Мизова.

При этом руководство Резервного банка Индии объясняет перемещение золота в страну наличием собственных хранилищ, называя его стандартной процедурой. Однако до сентября 2022 года Нью-Дели хранил за рубежом в два раза больше драгметалла, и не рассматривать его репатриацию как мощный политический сигнал, отражающий сдвиг в глобальной парадигме финансовой безопасности, невозможно, уверена политолог.
Важно также, что золото становится всё более популярным активом-убежищем, позволяющим крупным развивающимся странам отказаться от доллара, обращает внимание Евгений Смирнов. И Индия, в которой доля золота в общей структуре золотовалютных резервов за последнее десятилетие возросла с 7 до 15%, не стала исключением.

— Сегодня, в условиях множества усиливающихся глобальных рисков, как никогда именно место, где хранится золото, играет ключевую роль. Отдалив свое золото от стран Запада, Индия решает и важную задачу стратегической диверсификации своих валютных резервов, — убежден экономист.
Кроме того, золото, хранящееся в стране, легче использовать в кризисных сценариях, — при девальвации валюты, падении доверия к доллару или необходимости обеспечить ликвидность, подтверждает Кузнецова.
Вотум недоверия
Для Европы наметившаяся тенденция на репатриацию золота тревожная, полагает Юлия Кузнецова. Чем больше развивающихся стран выводят свои резервы, тем слабее становится доверие к западным хранилищам и инфраструктуре Лондона и Швейцарии. Всё это может ускорить процесс дедолларизации и перераспределения мировых центров силы в сторону Азии, предрекает эксперт.
Есть несколько аспектов, показывающих, как репатриация золота отразится на Европе, считает Илона Мизова. В первую очередь позиция Индии наносит удар по репутации и Великобритании, теряющей статус «безопасной гавани».
— Лондон веками был центром мировых золотых рынков и эталоном надежности. Действия Индии — это публичный вотум недоверия, — уверена политолог.

Второй аспект — это ослабление финансового влияния, поскольку золото в хранилищах — это актив, который обеспечивает ликвидность и является частью финансовой экосистемы, указывает собеседница «Известий». И его отток — это прямое сокращение финансовой активности и влияния европейских центров.
— Для Европы это сигнал о том, что инструментализация финансовой системы в геополитических целях имеет свою цену. Начинается обратный отсчет эпохи, когда Запад мог безальтернативно диктовать правила на глобальных финансовых рынках, — убеждена Мизова.
Действия Индии продемонстрировали всему миру, что страна самостоятельна в управления своими активами и не подвержена общепринятым трендам или правилам, указывает юрист-экономист Юрий Капштык.

— И Индия может себе это позволить, потому что темпы роста ее ВВП и развития экономики, особенно таких отраслей, как машиностроение и обработка металлов, дают высокие показатели. Сейчас Индия достаточно конкурентоспособна на мировом рынке, и нахождение золотых запасов в стране дает гарантию обеспеченности сделок с другими государствами, — уточняет он.
Новая архитектура безопасности
Решение Индии по возращению золота в страну может создать прецедент, допускает Юлия Кузнецова. Ранее аналогично поступили Германия, Турция и Венесуэла. Пример Индии может усилить тренд среди стран БРИКС и Глобального Юга.

— Речь идет не только о золоте, но и о пересмотре всей системы резервирования активов. В мире, где «заморозка» стала инструментом политики, страны стремятся вернуть себе контроль над тем, что является их собственностью, — подчеркивает собеседница «Известий».
Вероятность того, что действия Индии создадут устойчивый тренд, крайне высока, согласна Илона Мизова. И контуры этого процесса наблюдаются уже сейчас — за возвратом золота следят несколько других центральных банков. Речь идет о странах БРИКС+ и других государствах, несогласных с западной внешнеполитической повесткой.
— Логика «защиты от санкций» универсальна. Прецедент с Россией заставил каждую страну задаться вопросом «А что, если следующей будем мы?». Для многих ответом становится стремление к большей финансовой независимости, — разъясняет эксперт.
Европа отступила от общепринятых финансовых правил и обязательств в отношении России, напоминает Юрий Капштык. Это заставило многие страны задуматься о том, что они могут быть следующими.
— Фактически нахождение у них золота будет рычагом давления для того, чтобы лоббировать свои интересы. И Индия отчасти выступила в этом процессе первопроходцем, — подчеркивает экономист.

Впрочем, тренд этот не будет тотальным, считает Мизова. Союзники США по G7 вряд ли к нему присоединятся, так как их безопасность и финансовая система неразрывно связаны. Но для Глобального Юга и стран, стремящихся к многополярности, репатриация золота может стать новой нормой.
— Мир движется от глобальной, централизованной финансовой системы к фрагментированной и регионализированной. Возврат золота — это голосование за новую архитектуру глобальной безопасности, где суверенитет и защита от внешнего давления будут цениться превыше всего. На наших глазах золото вновь становится не только финансовым активом, но и актом суверенной воли. Будем надеяться, что ближайшее время мы сможем наблюдать и другие «возвращения» резервов из банковских хранилищ в национальные цитадели новых центров силы, — резюмирует Мизова.
 НОВОСТИ СЕГОДНЯ
 Похожие новости: