В карьере каждого звёздного бойца имеется победа, которую многие считают спорной. Присутствует такая и в послужном списке члена Зала славы UFC Хабиба Нурмагомедова, не потерпевшего ни одного поражения за 12 лет выступления в смешанных единоборствах. По мнению известного комментатора Джо Рогана, российский чемпион в лёгком весе проиграл Глейсону Тибау в своём втором бою под эгидой американского промоушена. Действительно ли это так — в материале RT.
Победа со звёздочкой
Карьера Хабиба Нурмагомедова в UFC получилась не самой продолжительной, но невероятно захватывающей. Россиянин дебютировал в крупнейшем промоушене планеты в 2012 году, за неполные девять лет провёл 13 поединков и вошёл в историю как один из самых доминирующих и легендарных чемпионов. Ещё в 2022-м он был включён в Зал славы организации и до сих пор считается одним из лучших борцов в её истории, лишним подтверждением чему служат как три защиты титула в лёгком весе, так и ноль в графе «поражения». Но отсутствие неудач в октагоне не говорит о том, что у спортсмена не было сложных дуэлей. Об одной из таких на днях вспомнил комментатор Джо Роган.
По его словам, в послужном списке Нурмагомедова имеется бой, в котором он незаслуженно одержал победу. Речь идёт о схватке с Глейсоном Тибау, завершившейся триумфом россиянина единогласным решением судей. Хотя тот же Роган не только назвал её «чертовски близкой», но и признался, что по итогам трёх раундов отдал бы предпочтение более опытному бразильцу.
Действительно, та дуэль получилась очень равной — как в визуальном плане, так и со статистической точки зрения. Тибау превзошёл Нурмагомедова как по общему числу ударов (46:33), так и по количеству значимых попаданий (28:25), но что самое важное — не позволил сопернику удачно завершить ни одну из 13 попыток тейкдауна. При этом сам Глейсон однажды уложил Хабиба на канвас, пусть удержать там и не сумел. Тем не менее, судьи в едином порыве отдали россиянину все три раунда, в результате чего в его рекорде появилась та самая запись, которую Роган называет «победа со звёздочкой». Попробуем понять, на чём основывается легендарный комментатор UFC, и правда ла жюри вынесло странный вердикт.
Предматчевые расклады
Чтобы оценивать саму схватку, для начала необходимо понять, в каком статусе к ней подходили противники. В январе 2012-го тогда ещё 23-летний Нурмагомедов «задушил» малоизвестного Камала Шалоруса и успешно дебютировал в UFC. Россиянин продлил беспроигрышную серию до 17 боёв и привлёк к себе внимание поклонников MMA по всему миру, но статус восходящей звезды пока не заработал. Возможно, поэтому матчмейкеры не стали церемониться и сходу определили ему в соперники грозного бразильца, находившегося в самом расцвете карьеры.
В отличие от Нурмагомедова, Тибау не мог похвастаться идеальным рекордом и имел в пассиве сразу семь поражений, однако к очной встрече подходил в отличной форме. 28-летний бразилец одержал три победы подряд, в том числе над будущим чемпионом лёгкого дивизиона Рафаэлем Дос Аньосом, и всерьёз задумывался о титуле. На тот момент UFC ещё не ввёл систему рейтингов, поэтому сложно говорить, насколько близко к трофею находился Глейсон. Но одно можно сказать точно: именно он считался фаворитом в поединке с Хабибом — впоследствии таким похвастаться не смог ни один из его оппонентов.
В пользу Тибау говорили не только опыт, но и другие качества, позволявшие считать его крайне неудобным соперником для Нурмагомедова. В физической мощи он не только не уступал, а превосходил его: как признавался сам бразилец, в период между боями он весил все 88 кг при лимите категории в 70 кг. Заметно это было и в клетке, где «квадратный» Глейсон разительно выделялся на фоне Хабиба. За него говорил и чёрный пояс по бразильскому джиу-джитсу, вкупе с габаритами позволявший ему комфортно чувствовать себя в партере — стихии россиянина. Ввиду этого, россиянин мог быть вынужден провести все 15 минут в стойке, а в этом аспекте он не выделялся на фоне других спортсменов ни на заре карьеры, ни перед уходом на пенсию.
Первый раунд
Старт сражения подтвердил опасения: Тибау уверенно чувствовал себя в разменах ударами и действовал первым номером, заставляя Нурмагомедов постоянно отступать. Уже в конце второй минуты это заставило россиянина впервые обратиться к своим борцовским навыкам, но попытка прохода в ноги была легко заблокирована. Следуя подсказкам тренеров, Хабиб не отпустил ногу Глейсона и попробовал в фирменной манере дожать его у сетки. Но первый заход просто не привёл к желаемому, а второй обернулся тяжёлым пропущенным коленом в корпус. Впоследствии россиянин реваншировался и сам несколько раз прощупал туловище противника, но тот тоже не остался в долгу.
За 85 секунд до гонга рефери Марио Ямасаки устал наблюдать за не самым насыщенным действом в клинче и вернул спортсменов в стойку. И этот отрезок, скорее, остался за Нурмагомедовым. Нет, тейкдаун вновь не удался (неудачными оказались все восемь заходов), но парой значимых попаданий в стойке он всё же отметился — в том числе ударом ногой в прыжке. У Глейсона над правым глазом появилось неприятное рассечение, а Хабиб, вероятно, склонил судей на свою сторону.
Второй раунд
Длительная разведка в начале завершилась мощным левым прямым в голову от Тибау, заставившем Нурмагомедова вновь броситься в ноги. Но невероятно здоровый и обладающий низким центром тяжести бразилец вновь выстоял, а за 2:15 до конца чуть было не уложил россиянина на настил. На короткий промежуток времени тот оказался внизу, но сумел подняться, прижал соперника к сетке и разразился комбинацией хуков. Вот только ответил Глейсон не менее впечатляюще — мощным правым боковым в челюсть.
Остаток отрезка вновь остался за Нурмагомедовым. Сначала он отметился мощнейшей комбинацией в клинче, чуть было не потрясшей Тибау, а когда Ямасаки вновь развёл оппонентов, не остановился и снова выдал неплохую концовку. Впоследствии ставшее фирменным «летящее колено» вновь прошло мимо цели, зато правый оверхенд — прямо по адресу. Глейсон вновь провалил заключительную минуту, а в единоборствах эта часть раунда традиционно ценится очень высоко.
Третий раунд
В преддверии заключительной пятиминутки Тибау выглядел заметно подуставшим — в отличие от Нурмагомедова, будто бы готового провести в октагоне ещё столько же времени. Будущий член Зала славы UFC продолжил атаковать и проявлять активность, в то время как соперник преимущественно защищался. Да, в клинче он что-то доносил, но значимыми эти попадания не назовёшь.
Перелом наметился в начале третьей минуты, когда Глейсон прошёл в одну ногу и стал автором единственного удачного тейкдауна во всём поединке. Но это не принесло ему ничего, кроме статуса одного из двух бойцов в истории UFC, ухитрившихся перевести Хабиба на канвас. Вторым чуть менее года спустя стал Абель Трухильо и тем самым настолько разозлил Орла, что впоследствии сам оказался на настиле 21 раз. До настоящего момента этот рекорд россиянина остаётся непревзойдённым.
Пробыв на земле всего восемь секунд, Нурмагомедов вернулся в вертикальное положение и спровоцировал очередной клинч, в ходе которого чуть было не лишился очка. Ямасаки пригрозил штрафом за хватание сетки, вынудив россиянина действовать осторожнее. Быть может, это немного сбило ему настрой, ведь в этой концовке он выглядел несколько хуже, чем в двух предыдущих. Постоянные наскоки на Тибау не приносили успехи и оборачивались пропущенными ударами. Но насколько активнее он был? Да, исполни Глейсон что-то внушительное, он смог бы перечеркнуть старания Хабиба, но ставка на глухую оборону вкупе с отсутствием значимых попаданий — не самый лучший аргумент для судей.
Итоги
Как говорилось ранее, жюри в полном составе отдало предпочтение Нурмагомедову, причём увидело его превосходство в каждом из отрезков — 30:27. Сам россиянин не сдержал эмоций: рухнул на землю и заплакал, а шокированный бразилец так и продолжил стоять в центре клетки. Таким исходом были удивлены как комментировавшие тот бой Джо Роган и Майк Голдберг, в процессе него открыто восхищавшиеся Тибау, так и болельщики, отреагировавшие свистом.
Спорным вердикт посчитали и многие эксперты. Например, предпочтение Тибау отдал ESPN (29:28), не совсем согласились с судьями и журналисты авторитетного MMA Junkie. Да и сам Нурмагомедов был не до конца доволен своим выступлением, признав, что допустил много ошибок. При этом проблемы в борьбе он объяснил превосходством бразильца в «физике».
«Во время объявления решения я на 80% был уверен, что победу отдадут ему. Он ветеран, выступает давно. Уже после боя я пересмотрел поединок и понял, что на самом деле выиграл. Но на решении, когда мне руку подняли, был просто взрыв эмоций», — признавался Нурмагомедов.
Впоследствии многие спортсмены припоминали Хабибу битву с Глейсоном. Проигравшим его считали экс-чемпион Эдди Альварес, звёздный легковес Бенэил Дариуш и обладатель временного пояса Джастин Гэтжи — последний соперник в карьере Орла. Сам же Тибау был уверен, что забрал первый и третий раунды, благодаря чему и должен был победить в этой схватке.
«Помню, что после боя в UFC подходили ко мне и говорили: «Ох, ты выиграл этот бой». Джо Роган в прямой трансляции сказал: «Вау! Глейсон победил в этом бою». Но это действительно близкий поединок. Хабиб постоянно пытался сделать тейкдаун, прессинговал, я очень хорошо защищался и донёс больше ударов», — сказал Тибау «Спорт-Экспрессу» в 2024-м.
Насколько известно, поначалу выступлением сына был недоволен и Абдулманап Нурмагомедов. После очередного неудачного прохода в ноги в исполнении Хабиба он прекратил просмотр боя и вышел на балкон, а вернулся лишь перед третьим раундом. Однако много лет спустя изменил своё мнение о данном противостоянии. Во многом тому поспособствовало отстранение Тибау за допинг в 2015-м.
«Тот бой был равный. В тот момент сын не знал, что наш уважаемый Тибау был под химией. Его же потом дисквалифицировали на два года. Тибау был для Хабиба слишком большим. Всё равно я не сомневался — сын выиграет. Всё время атаковал, прессинговал. Держал Тибау у сетки. У соперника сечка, кровь в глазу… В последние две минуты Тибау вообще сдох! Хабиб выиграл все три раунда единогласно!» — сказал Абдулманап Нурмагомедов в 2018-м.
Так или иначе, Хабиб взял верх, но что самое главное, извлёк из этого противостояния правильные выводы. Впоследствии он уже не давал судьям повода сомневаться в своём успехе и катком проехался почти по всем оппонентам. Что касается сравнений с другими звёздами, то в карьере буквально каждого из них была хоть одна, но более чем неоднозначная победа. У чуть было не подравшимся с Нурмагомедова Жорже Сен-Пьера была дуэль с Джонни Хендриксом, у Джона Джонса — с Домиником Рейесом и Тьяго Сантосом. Однако тени на их величие это не бросает — как и в случае с россиянином.