Учреждения здравоохранения Саратовской области к январю 2026 года должны быть укомплектованы врачами на 70% и средним медперсоналом — на 77%. В противном случае главврачи будут уволены — такой ультиматум поставил медорганизациям региона губернатор Роман Бусаргин. Эксперты замечают, что, с одной стороны, такие плановые показатели укомплектованности в принципе очень низкие, а с другой — у главврачей очень мало реальных возможностей для решения кадрового вопроса. Каким образом решать главную проблему российского здравоохранения, разбирались «Известия».
Какова нехватка врачей в Саратовской области
О жестком дедлайне для главврачей Роман Бусаргин рассказал в своем Telegram-канале.
«Перед всеми руководителями больниц поставлена задача — к 1 января 2026 года учреждения здравоохранения должны быть укомплектованы врачами на 70%, средним персоналом — на 77%», — написал он.

Губернатор заявил, что региональные и муниципальные власти уже «ввели различные льготы и меры поддержки для работников медучреждений, в том числе по привлечению молодых специалистов». Однако до сих пор в ряде больниц ситуация не исправлена. Он не назвал конкретные учреждения.
«В конце года детально разберем каждый случай. По итогам года составим реестр всех учреждений, оценим действия по привлечению специалистов в медорганизацию каждого главного врача. По учреждениям с самыми низкими показателями будут приниматься решения по смене руководства», — пишет глава региона.
Роман Бусаргин отметил, что параллельно поручено формировать кадровый резерв по главврачам.
Зампред правительства Саратовской области Сергей Егоров рассказал «Известиям», что сейчас показатель укомплектованности врачами ниже 70% отмечен в 62 медицинских организациях, меньше 77% по среднему медперсоналу — в 25 учреждениях.

Председатель Саратовской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ Сергей Прохоров добавил, что по состоянию на 30 июля в регионе работают 8244 врача и 19 485 среднего медицинского персонала.
— Потребность во врачах составляет 1357 человек, в том числе 710 в первичном звене. В среднем медицинском персонале необходимо 1389 человек, в том числе 510 в первичном звене, — сказал он.

Сейчас, по его словам, укомплектованность врачами в целом по региону составляет 65,31% и 76,93% по среднему медперсоналу, если считать по физическим лицам: то есть если бы медики работали только на одну ставку. Если же считать укомплектованность по незанятым вакансиям, то она составляет 86,5% среди врачей и 89,5% среди медперсонала.
— Фактически это соответствует показателям, определенным губернатором области на совещании, — заметил Сергей Прохоров. — Не выполнены показатели только отдельными руководителями лечебных учреждений области, но они реально выполнимы.
Какой должна быть укомплектованность врачами
Сергей Прохоров подчеркивает, что «в действующих реалиях» показатели 70% и 77%, обозначенные губернатором, — это достаточный показатель для «выполнения целевых показателей территориальной программы госгарантий».
Впрочем, другие эксперты подчеркивают, что это очень мало. Директор «Высшей медицинской школы», председатель комитета по образованию Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Виталина Левашова подчеркивает: такие цифры означают, что фактически каждый из врачей должен работать на полторы ставки, чтобы закрывать 100% потребностей.
— В таких условиях неизбежны усталость, выгорание и где-то — некачественное оказание медицинской помощи, — сказала она. — Нормальными считаются показатели выше 90%, стремиться надо к 95%.

Сопредседатель независимого профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал также замечает, что стремление к таким показателям означает провал нацпроекта «Здравоохранение», который закончился в конце 2024 года.
— По федеральному проекту даже исходный показатель обеспеченности врачами в амбулаторном звене был 79,7% на 31 декабря 2017 года, — замечает собеседник «Известий». — К 2024 году он должен был достичь 95%, как и по среднему медперсоналу. Обеспеченность медсестрами и другим персоналом при коэффициенте совместительства в 2018 году составляла 88,8%.
В Саратовской области исходные показатели были ниже — 58,5% для врачей и 75,7% для среднего медперсонала к началу 2018 года. Но к окончанию реализации нацпроекта значения тоже должны были оказаться на уровне 95%, отмечает Андрей Коновал.

Преодолеть разрыв, с которым не удалось справиться за несколько лет, будет сложно. Виталина Левашова указывает, что если укомплектованность сейчас составляет всего 50%, то за четыре месяца довести показатель до 70% невозможно.
Андрей Коновал опасается, что в нынешних условиях подобный ультиматум может привести к тому, что главврачи пойдут по пути не увеличения численности персонала, а по пути сокращения ставок и штатного расписания.

— Если сокращается количество должностей в штатном расписании, то укомплектованность автоматически повышается, — замечает он. — Причем подобные рекомендации открытым текстом дают специалисты научного института НИИ при Минздраве в деловых медицинских изданиях.
Сопредседатель «Действия» замечает, что в регионах, где представлен профсоюз, уже сейчас наблюдается тенденция усиления оттока кадров, которая скрывается в том числе оптимизацией ставок.
— Это совершенно не продуманные заявления от руководства региона, — заявила «Известиям» руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доктор медицинских наук Гузель Улумбекова. — Потому что у главного врача есть только один путь — переманить себе кадры из другой больницы того же или другого региона, что не поспособствует решению задачи. К сожалению, сегодня у главврачей реальных инструментов для решения кадровой проблемы нет.
За счет чего можно привлечь врачей в больницы
Гузель Улумбекова подчеркивает, что требования в адрес главврачей должны подкрепляться дополнительными денежными средствами на увеличение оплаты труда медиков со стороны тех же руководителей регионов.
— Между тем в Саратовской области средняя оплата труда медицинских работников одна из самых низких в Приволжском федеральном округе, — замечает она. — И врачи, и медсестры, которые там работают, нередко переезжают в другие регионы.

Зарплата врачей в Саратовской области, по данным Сергей Прохорова, составляет чуть больше 65,5 тыс. рублей, среднего персонала — 37,3 тыс. рублей, а младшего — 30,9 тыс. рублей. Между тем в соседней Самарской области, говорит Гузель Улумбекова, зарплата врачей составляет уже 88 тыс. рублей. Обеспеченность врачами на 1 тыс. населения там тоже выше — если в Саратовской области этот показатель составляет 3,5, то в Самарской — четыре врача на 1 тыс. человек. По стране в целом средний показатель оплаты труда врачей в России в прошлом году достиг 115 тыс. рублей, а обеспеченность составила 4,2 врача на 1 тыс. населения.

Андрей Коновал также подчеркивает, что реально повысить укомплектованность кадрами отрасли здравоохранения могут именно органы исполнительной власти субъектов РФ за счет увеличения зарплат: региональный бюджет тоже может быть источником финансирования медучреждений.
Заместитель председателя Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников главной проблемой называет низкий тариф на медицинские услуги, которые оплачиваются через Фонд обязательного медицинского страхования. И пока этот вопрос не будет решен, миграция медиков между регионами сохранится.

В то же время, говорит он, имеющиеся возможности в Саратовской области реализуют максимально. Сергей Прохоров рассказывает, что с 2024 года в регионе увеличены единовременные денежные выплаты за первый, второй и третий годы работы молодых специалистов — до 50, 45 и 40 тыс. рублей соответственно. Также установлена поощрительная выплата молодым врачам, которая призвана довести зарплату до 39 250 рублей в месяц. Действуют программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», есть дополнительные бонусы в виде бесплатного обучения на водительские права, бесплатного посещения бассейнов и спортивных залов, предоставления служебного жилья и выплаты подъемных.
Как могут повлиять на ситуацию главврачи
Зампред саратовского правительства Сергей Егоров уверен, что у руководителей медучреждений региона есть «широкий спектр инструментов» для решения кадрового вопроса. Он перечислил меры, которые так или иначе связаны с работой минздрава региона, региональных, федеральных властей и учебных заведений. Это повышение престижа медицинской профессии, целевой набор специалистов (сейчас подготовку проходят 1349 человек), меры поддержки молодых врачей, стипендии для студентов и уже перечисленные Сергеем Прохоровым меры.
Все перечисленные инструменты зампред правительства назвал «тиражируемыми и доступными для применения главными врачами на местах», отдельно подчеркнув, что успех зависит от «активной и комплексной работы по их реализации в каждом конкретном учреждении».
— В настоящее время работа по укомплектованию кадрами продолжается. Наибольшее количество молодых специалистов к трудоустройству ожидается в течение сентября–октября 2025 года, — заявил Сергей Егоров.
Андрей Коновал отмечает, что главные врачи в условиях невозможности увеличения зарплаты должны в первую очередь выстраивать диалог. Профсоюз, в частности, неоднократно фиксировал случаи несправедливого распределения стимулирующих и премиальных выплат, которые приводили к увольнению персонала.
Виталина Левашова указывает, что главный инструмент руководства лечебного учреждения по удержанию имеющихся сотрудников — это регулирование нагрузки и поддержка эмоционального настроя среди сотрудников. Важно создавать благоприятную атмосферу, чтобы персонал не покидал лечебное учреждение даже в тяжелые времена.

— Должны использоваться все возможные инструменты материальной и нематериальной мотивации, — подчеркнула она. — Важно в целом формировать то, что называется HR-бренд. Медицинские работники, зная, какой кадровый дефицит сложился почти во всех учреждениях здравоохранения, выбирают работодателя очень тщательно.
Еще один инструмент привлечения новых работников — это реферальная программа, когда задействуются связи и контакты собственных сотрудников.

А Гузель Улумбекова напоминает, что недавно вышел новый приказ Минздрава о том, что врачебные должности могут занимать фельдшеры и медсестры. В связи с этим она предлагает подумать о том, чтобы повысить качество медицинской помощи с помощью инструментов искусственного интеллекта. ИИ, расположенный на платформе с выверенными знаниями, поможет среднему медперсоналу, который занимает позиции врача в первичном звене, оказывать помощь более эффективно.