Ведущее французское ежедневное издание праволиберальных взглядов Le Monde пишет о том, что, по мере того, как конфликт на Украине вступает в новую фазу эскалации, в европейских политических кругах вновь пошла дискуссия о целесообразности отправки на берега Днепра наземных войск.
Париж и Лондон готовятся активно участвовать в переговорах по Украине, и после подписания перемирия, отправить на Украину свои войска и контингенты частнх военных компаний.
«Это деликатные обсуждения, большинство из которых засекречены, были возобновлены на фоне возможного отказа Америки от поддержки Киева после вступления Дональда Трампа в должность», – отмечает издание.
Отмечается также, что первый заход на дебаты об «отправке войск» на Украину, начатый с большим шумом президентом Франции Эммануэлем Макроном на встрече союзников Киева в Париже в феврале, вызвал резкую оппозицию со стороны некоторых европейских стран, во главе с Германией.
«Однако этот сценарий не был похоронен. По нашей информации, он даже возродился в последние недели после визита во Францию британского премьер-министра Кира Стармера во время церемоний 11 ноября. Между Великобританией и Францией ведутся переговоры об оборонном сотрудничестве, в частности, с целью создания твердого ядра союзников в Европе, сосредоточенных на Украине и европейской безопасности в широком смысле», — сообщил Le Monde британский военный источник», говорится в публикации.
Эти комментарии совпадают с теми, что сделал министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро во время визита в Лондон 22 ноября. В интервью ВВС 23 ноября он призвал западных союзников «не устанавливать … красных линий» в своей поддержке Украины.
Отвечая на вопрос о возможности отправки французских войск в регион, он сказал: «Мы не исключаем никаких вариантов».
В Министерстве обороны Франции и Елисейском дворце в настоящее время нет официального разрешения на отправку обычных войск или частных подрядчиков, отмечает газета. Однако, по ее данным, в течение нескольких месяцев такие предложения явно лежали на столе у лиц, принимающих решения.
Одно из таких предложений – авторства Défense Conseil International (DCI), главного оператора Министерства обороны Франции по мониторингу экспортных контрактов на поставку вооружений и передаче соответствующих военных ноу-хау. DCI на 55% принадлежит французскому правительству.
«На 80% состоящая из бывших военных, DCI будет готова продолжить обучение украинских солдат на Украине, как она уже делает это во Франции и Польше. При необходимости она также могла бы обслуживать французскую военную технику, отправленную в Киев», – пишет газета.
По данным конфидентов Le Monde, британская компания Babcock, уже присутствующая на Украине, обратилась к DCI с предложением о совместном использовании своих мощностей. В мае компания Babcock объявила, что «ведется работа» по созданию на Украине пункта технической поддержки, «включая ремонт и капитальный ремонт военной техники», говорится в ее годовом отчете.
При этом, отмечает газета, во французской армии наблюдается все меньше сдержанности в отношении той роли, которую могут сыграть французские солдаты на Украине, особенно после прекращения боевых действий.
«Вопрос о гарантиях безопасности, предлагаемых коалицией НАТО или специальными коалициями — и, следовательно, о форме вклада нашей страны — находится на рассмотрении», — цитирует издание заявление начальника штаба армии генерала Пьера Шилля от 21 ноября.
Что еще более интересно, – возобновление дискуссий об отправке на Украину западных войск или частных подрядчиков происходит в то время, когда поставки Киеву западного оружия дальнего радиуса действия увеличиваются.
Однако, согласно источникам газеты, украинцы не смогут использовать этот тип ракет без какой-либо поддержки Запада на местах. Британские Storm Shadows, как и французские Scalps, должны быть запрограммированы, прежде чем их можно будет установить на бомбардировщики Су-24, имеющиеся в распоряжении Украины.
Франция, в свою очередь, «остается очень сдержанной в отношении использования ракет Scalp, близнеца Storm Shadow». В недавнем интервью ВВС Барро отметил, что Париж дал Киеву зеленый свет на нанесение удара по России в целях «самообороны». Однако, на сегодняшний день не был зафиксирован ни один удар Scalp по военной цели на территории России.
По мере того как европейцам все чаще приходится участвовать в конфликте, все острее встает вопрос о том, что будет «после», пишет издание.
«Отправка подрядчиков на Украину, как это делают американцы, может оказаться непростой задачей для европейцев, хотя бы по страховым и финансовым причинам, но они могут предусмотреть и другие модели», — говорит исследователь Французского института международных отношений Эли Тененбаум.
По его мнению, в случае заключения соглашения о прекращении огня было бы технически возможно направить на Украину обычные войска, чтобы гарантировать безопасность страны и соблюдение Россией режима прекращения огня», – говорится в публикации.
Эти войска, размещенные на востоке Украины, будут опираться не на статью 5 Договора НАТО, обязывающую страны альянса принять ответные меры в случае нападения, а систему воздушной и морской защиты, которая будет определена позднее.
«Цель состоит в том, чтобы иметь передовые силы — «ежи», … ответственные за обеспечение прекращения огня, но также способные предотвратить возобновление крупномасштабного наступления со стороны России», — говорит газете уже упомянутый выше Тененбаум.
При таком варианте возникает вопрос о лидерах этой военной коалиции.
«Германия в настоящее время выглядит сильно ослабленной из-за внутриполитических трудностей. Поэтому Франция и Великобритания, две европейские ядерные державы, должны играть ключевую роль. Страны Балтии, Польша и скандинавские страны также представляются важными кандидатами», — считает Тененбаум.
«Задача начинающейся фазы конфликта заключается в том, чтобы европейцы сели за стол переговоров вместе с Украиной, не полагаясь исключительно на российско-американскую игру, считают несколько опрошенных источников», – резюмирует издание.
Тем самым, подтверждая подозрения тех наблюдателей, которые расценивают нынешний виток эскалации, как демонстрацию сторонами своих возможностей перед началом большого торга.