Остаться друзами: из-за чего бои на юге Сирии развернулись с новой силой

ИЗВЕСТИЯ 1 день назад 12
Preview

Дамаск теряет влияние на юге Сирии: провинция Эс-Сувейда фактически вышла из-под контроля властей, а попытки силовиков восстановить порядок лишь усугубили ситуацию. Сирийская армия начала операцию в друзском городе Эс-Сувейда, заявив о его зачистке от незаконных вооруженных формирований. В ответ на нападения на поселения друзов в конфликт включились отряды самообороны и Израиль. Он нанес несколько ударов по столице САР, в том числе по президентскому дворцу, и пригрозил расширить атаки. Вечером 16 июля лидер друзской общины опроверг сообщения о том, что она якобы достигла перемирия с центральным правительством. Может ли Дамаск перейти от силовых мер к политическим и как внешнее вмешательство усиливает конфронтацию — в материале «Известий».

Вооруженные столкновения на юге Сирии

Вооруженный конфликт в городе Эс-Сувейда на юге Сирии, населенном преимущественно представителями друзской общины, стремительно перерастает в один из самых кровопролитных эпизодов послеасадовской истории страны. С начала операции, объявленной сирийским министерством обороны, в боях уже погибли более 200 человек, в том числе не менее 93 военнослужащих САР. Израиль нанес ракетный удар по позициям сирийских войск и пригрозил расширением атак в случае продолжения наступления на друзов. 16 июля израильские ВВС били по окрестностям президентского дворца в Дамаске.

Минобороны Сирии 15 июля заявило о вводе регулярных войск и подразделений МВД в Эс-Сувейду. Официальной целью операции стала «зачистка города от незаконных вооруженных формирований». По данным Дамаска на утро 16 июля, после временного соглашения о прекращении огня, заключенного с лидерами местных общин, группировки, действующие на территории города, нарушили договоренности и атаковали армейские и полицейские силы. В ответ сирийские военные открыли огонь.

16 июля сирийское МВД сообщило, что достигнута договоренность о прекращении боевых действий в провинции Эс-Сувейда между ВС страны и вооруженными формированиями. Ранее об этом же заявили и несколько друзских деятелей. Тем не менее самый влиятельный духовный лидер общины шейх Хикмат аль-Хиджри опроверг сообщения о перемирии и заявил, что боевые действия будут продолжаться до полного освобождения территории провинции. По его словам, никаких соглашений, переговоров или договоренностей с сирийским правительством достигнуто не было.

В регионе действуют локальные отряды самообороны. После недавней волны нападений на друзские деревни, в том числе с участием бедуинских вооруженных формирований, местные бойцы вступили в бой с силами Дамаска. Одновременно были перекрыты ключевые дороги, связывающие провинцию с другими регионами, включая трассу на столицу.

— Фундаментальной проблемой режима остается системная утрата легитимности и неспособность решать ключевые вопросы безопасности, — поясняет «Известиям» специалист по друзским общинам Ален Сааб. — С одной стороны, Дамаск не может ограничить сектантскую риторику в проправительственных структурах, из-за чего даже локальные инциденты интерпретируются как этноконфессиональные угрозы. С другой — действия Службы общественной безопасности сопровождаются мародерством и издевательствами, что окончательно подрывает доверие общины к государству.

Согласно информации Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, особенно ожесточенные бои идут на западных окраинах города. Зафиксированы не только прямые столкновения, но и внесудебные казни.

Справка «Известий»

Друзы — это особое этноконфессиональное меньшинство, проживающее в горных и пустынных районах Ливана, Сирии, Израиля и Иордании. Их отличает своеобразная религиозная система и образ жизни. В частности, друзы верят в переселение душ, не придерживаются обязательных молитв, отвергают многоженство и традиционные обряды. Из-за этого исламские радикалы не признают их мусульманами, нередко называют язычниками или сатанистами и призывают к их преследованию. Иногда друзов ошибочно относят к шиитам-исмаилитам. Численность друзской общины на Ближнем Востоке не превышает 1,5 млн человек, при этом крупнейшая группа проживает в Сирии — от 700 тыс. до 850 тыс.

Глава израильского минобороны Исраэль Кац заявил, что его страна не допустит нападений на друзскую общину и нанесет новые удары, если правительственные силы Сирии не покинут провинцию. 16 июля армия Израиля приняла решение о наращивании сил в районе границы с Сирией.

Действия Израиля, по мнению эксперта Российского совета по международным делам Кирилла Семенова, выходят за рамки защиты друзской общины.

— После 7 октября 2023 года Израиль пересмотрел свои приоритеты в области безопасности, и теперь управляемый хаос по периметру его границ считается более предпочтительным, чем создание устойчивых государственных структур, которые по мере укрепления смогут угрожать еврейскому государству. В то время как отдельные проявления хаоса, которые смогут выплеснуться на Израиль, гораздо легче купировать, — пояснил «Известиям» специалист. — Отсюда идея создания на юге Сирии демилитаризованной зоны, контролируемой лояльными друзскими формированиями.

Однако, как подчеркивает Кирилл Семенов, подход Израиля чреват серьезными последствиями. «В случае потери Эс-Сувейды режим в Дамаске может не устоять, чего, собственно, и хочет Израиль, но это приведет к распаду так и не состоявшейся сирийской государственности, чем и воспользуются наиболее радикальные силы, которые смогут консолидироваться вокруг ячеек ИГИЛ (ИГ, запрещенная в России террористическая организация), действующих в сирийской пустыне», — отметил эксперт.

Тем временем резко обострилась гуманитарная обстановка в Эс-Сувейде. Город остался без электричества и воды: повреждены главные линии электропередачи, остановлены насосные станции. Доставка продовольствия и медикаментов фактически невозможна: основные дороги заблокированы, обстрелы продолжаются. Запасы продуктов и лекарств стремительно истощаются, а люди прячутся в домах, многие деревни оказались отрезаны от внешнего мира. В ряде районов прекращена работа медицинских учреждений.

Почему ситуация в Сирии вышла из-под контроля

Провинция Эс-Сувейда традиционно сохраняла относительную автономию от центра. Друзская община, несмотря на формальную лояльность Дамаску, часто действовала независимо, особенно в вопросах местной безопасности. Попытка провести силовую «централизацию» в регионе может привести к разрушению последнего канала доверия между властью и местными структурами.

Если сирийские власти не выработают четкую и инклюзивную стратегию по стабилизации южных регионов, кризис в Эс-Сувейде рискует перерасти в широкомасштабное противостояние, а вмешательство внешних игроков, включая Израиль, только усилит региональную напряженность.

По словам востоковеда Кирилла Семенова, одна из ключевых причин эскалации в Эс-Сувейде — институциональная слабость режима. Силовые структуры представляют собой конгломерат разнородных группировок — от сирийских и турецких националистов до умеренных исламистов и радикальных джихадистов. Каждая из них действует в соответствии со своей идеологией, что делает невозможным единое управление.

— Более того, именно участие этих структур в операциях на юге вызывает острое недоверие со стороны друзской общины, которая воспринимает их как экзистенциальную угрозу, — отмечает эксперт. Это, по его словам, не только не стабилизирует ситуацию, но и подталкивает местных жителей к открытому сопротивлению.

Переговорный процесс, по мнению Алена Сааба, в обозримой перспективе маловероятен. «Местные формирования больше не рассматривают Дамаск как партнера. Поддержка со стороны Израиля и успехи в отражении атак сместили фокус от обороны к попытке вытеснения режима из провинции. Дамаск же не может отступить без потери лица», — подчеркивает Сааб.

Тем не менее эксперт считает, что перспектива мощного силового подавления со стороны властей маловероятна. С одной стороны, это даст Израилю официальный повод для начала полномасштабной операции в южных провинциях Сирии, включая Дараа, Дамаск и Эль-Кунейтру. С другой — ливанские друзы, включая политика Валида Джумблата и духовных лидеров, оказывают давление на Дамаск, требуя отказаться от силового сценария.

— В долгосрочной перспективе неизбежно возникнет необходимость в диалоге, — уверен Сааб. — Провинция изолирована, зависит от внешних поставок и ресурсов. Но теперь этот диалог возможен лишь с учетом реальной силы друзских отрядов и с признанием их политического веса.

Кирилл Семенов также подчеркивает, что конфронтация усиливается за счет внешнего вмешательства, поскольку Израиль активно использует внутренние противоречия между друзскими лидерами.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'