В Нижневартовске разгорается нешуточная борьба за место на рынке пассажирских перевозок. Компания, которая выиграла последний тенедер, начала работать на маршрутах, закупив десятки новых и комфортабельных автобусов. И, похоже, довольны все, и местные жители, и в администрации. Тем не менее организации ставят палки в колеса и вредят как могут, даже закидывают булыжниками подвижной состав полный пассажиров. Кто за этом может стоять, разбирался корреспондент Евгений Наприенко. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.
На улицах Нижневартовска только и разговоров о том, что город рискует вернуться в опасные 90-е. Неизвестные то и дело обстреливают и закидывают камнями автобусы, которые ежедневно возят сотни людей.
"Для меня очень страшно. Я обычный житель города", - заявила пассажирка Юлия.
Под прицел попадают исключительно белые ЛиАЗы, которыми пользуется транспортная компания "Домтрансавто".
"После того, как неизвестные вандалы обстреляли автобус, стекло заменили, поставили новое. После этой ситуации руководство уделяет особое внимание безопасности пассажиров. В салоне установили сразу несколько камер видеонаблюдения. Они следят за всем, что происходит внутри салона и снаружи", – сообщил корреспондент.
В прошлом году "Домтрансавто" выиграла торги и теперь обслуживает все городские маршруты. Жители сразу заметили изменения.
"Очень хорошие автобусы, теплые. Все нравится, все хорошо. Все по времени, есть приложение", – рассказала жительница Виктория.
"Вот современная панель приборов, все в цифровом варианте. Нет старых стрелочек. Сейчас все шагнуло вперед. Более свежая техника, более удобная", – объяснил водитель Владимир Лосев.
Зарплата шоферов стала выше, а условия – лучше. Заместитель руководителя фирмы, у которого за плечами 30 лет работы в разных автобусных парках города, даже не хочет вспоминать, с чем раньше сталкивались его коллеги.
"Работали на автобусах, которым больше десяти лет. Что это – это поломки, сход с линии, техническая неисправность", – рассказал заместитель руководителя "Домтрансавто" Федор Алексеев.
В администрации Нижневартовска заметили, что за последний год жаловаться на городской транспорт стали намного меньше.
"Выход на линию у них составляет 100%, а регулярность движения – 98. Прохождение контрольных точек, качество оказания услуг", – сообщил начальник отдела транспорта и связи администрации Нижневартовска Антон Андрусенко.
Идиллию портят судебные тяжбы, в которые фирму "Домтрансавто" погружает бывший городской перевозчик, компания "ПАТП-1". Почти 20 лет она была практически монополистом, обслуживала большинство маршрутов Нижневартовска. Когда в 2023 году объявили новый конкурс, ее директор, Геннадий Калинин, даже не стал подавать заявку. Понимал, что не сможет улучшить качество услуг.
"Если бы я заявился, то я бы залетел в реестр миллиардные штрафы. Ни меня, ни компании бы не было бы", – рассказал директор компании Геннадий Калинин.
Фирма Калинина привыкла работать по-старому и не соответствует требованиям, рекомендованным Минтрансом России. Руководство ПАТП-1 не спорит, зато родной брат гендиректора – обратился в антимонопольную службу с жалобой. Родственник считает, что такое решение ограничивает конкуренцию.
Женщина, которая запрещает Сергею Калинину общаться с нами, его жена. Юлия долгое время работала в городской администрации, в том самом отделе, который занимается организацией аукционов. По странному стечению обстоятельств, уволилась после провального конкурса для ее близкого родственника, а также поступления в компетентные органы заявления о возможном конфликте интересов.
"По собственному желанию уволилась. Меня муж давно уговаривал уволиться, так сложилось. В мои должностные обязанности не входила организация этого тендера, кто занимался – проверяйте, смотрите", – заявила бывший сотрудник администрации Юлия Калинина.
Геннадий Калинин уже от своего имени в Арбитражном суде пытался оспорить итоги конкурса и признать заключенные контракты недействительными.
"Арбитражный суд, разобравшись в ситуации, отказал в удовлетворении иска, указав, что нарушений при проведении торгов не установлено. Более того, судом было отмечено, в случае удовлетворения данного иска, данная ситуация приведет к транспортному коллапсу", – отметила представитель "Домтрансавто" Светлана Афанаскина.
Фирма ПАТП-1 попыталась работать по старой схеме в соседнем Сургуте. Выиграла конкурс, но автобусы не смогли выйти на линию в первый же день.
"При обязательной проверке до начала исполнения контракта выяснилось, что исполнитель не соответствует заявленным в техническом задании требованиям, на устранение замечаний потребовалось бы время, на которое сургутяне были бы лишены возможности пользоваться городским транспортом", - говорилось в документах.
При этом у городских следователей вопросы появились почему-то к новым автобусам "Домтрансавто". Они возбудили уголовное дело, посчитав, что транспорт был закуплен по завышенной стоимости. Насчитали ущерба больше, чем на миллиард рублей. Поставщик с этим не согласен.
"В стоимость автобусов входит же еще доставка этих автобусов, консервация, расконсервация, подготовка их к работе. Опять же, "Автомаз" в соответствии с контрактом взял на себя обязательства – год гарантийного обслуживания", – подчеркнул адвокат Юрий Ховралев.
Одну из главных претензий, неработающую систему кондиционирования воздуха в автобусах, поставщик устранил самостоятельно, еще до того, как новые автобусы выехали на городские улицы. Но следователи не спешат закрывать уголовное дело, снимать аресты со счетов поставщика и освобождать гендиректора фирмы. Тимур Мальцагов задержан и сейчас находится в СИЗО.
"Суммы, которые заблокированы сейчас на счетах "Автомаза", многократно превышают тот размер ущерба, который, по мнению следствия, был причинен. К октябрю 2024 года все неполадки устранены, имеется заключение эксперта, что система кондиционирования установлена и работоспособны на всех 165 автобусах. Мы имеем, что Мальцагов находится под стражей более полугода, хотя ущерб возмещен", – рассказала адвокат Мария Васильева.
Что касается обстрелов удобного городского транспорта, то полиция пока еще ищет нападавших. А жители Нижневартовска, похоже, уже сделали выводы о том, что это происки неких конкурентов. И методы старые, как автобусы прежнего перевозчика.