Обозначена главная проблема 2025 года - спасибо Эльвире Набиуллиной. Стабильности ЦБ можно только позавидовать. Ключевой вызов, с которым сталкивается отечественная экономика, обозначил Павел Самиев.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина вновь выступила в Госдуме и вновь ничего нового мы не услышали, обратил внимание генеральный директор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев в эфире программы "Царьград. Главное".
Презентовав документ, в котором раскрываются основные направления ДКП регулятора на 2025-2027 годы, глава Банка России, по сути, просто повторила свои излюбленные тезисы, которые все в стране и так слышали много раз. В этом смысле стабильности ЦБ можно только позавидовать.
Одна цель, один инструментСобеседник "Первого русского" указал, что Центробанк ставит себе всё те же задачи и использует всё те же методы для их решения, несмотря на то, что их низкая эффективность уже становится аксиомой:
Одна цель - снижение инфляции примерно до 4%. И один инструмент - это ключевая ставка. Хотя уже несколько раз и сами разные представители Центрального банка говорили о том, что действительно понимают, видят: манипуляции со ставкой сейчас неэффективны с точки зрения снижения инфляционного давления. И мы все понимаем, почему. Это уже много раз обсуждали. И вроде бы, раз все это понимают, в том числе регулятор, можно было бы найти какие-то другие инструменты, но нет…
Кроме того, на фоне нынешней политики ЦБ всё отчётливее вырисовывается основной вызов, с котором столкнётся отечественная экономика. Так, обозначена главная проблема 2025 года. И за то, что она возникла и усугубляется, следует сказать спасибо Набиуллиной, подчеркнул эксперт.
Принципиально важен фактор того, насколько долго сохраняется высокий уровень ключевой ставки. Наверное, как краткосрочный инструмент её повышение может быть эффективным, если нужно снять какой-то инфляционный шок, негативные последствия будут умеренными. Но главная проблема 2025 года, если мы посмотрим в будущее, а это то, что даже есть в прогнозе, который ЦБ озвучил, заключается в том, что высокая ставка будет сохраняться долго. Цикл же её снижения ещё непонятно когда начнётся, а начнётся он достаточно медленными темпами. И для экономики, для реального сектора как раз проблема не столько в том, что ставка сейчас высокая, сколько в том, что она будет высокой долго,
- пояснил Самиев.
Банки не выполняют главную функциюРанее академик РАН Сергей Глазьев отметил в разговоре с Царьградом, что сегодня невозможно найти инвестпроект под 20% годовых, а ставки по вкладам дают возможность зарабатывать даже больше, не предпринимая никаких усилий. Соответственно, выбор очевиден: зачем рисковать, когда можно получить прибыль гарантированно, причём более внушительную?
В итоге к чему это привело? К тому, что банки перестали кредитовать инвестиционные проекты. Ну, только если по заданию сверху госбанки вынуждены нехотя что-то кредитовать иногда. Но доля инвестиционных кредитов для реального сектора в активах наших крупнейших банков составляет около 5%. И имеет тенденцию к снижению. То есть коммерческие банки, включая государственные, перестали работать как банки. Не выполняют свою главную функцию - трансформацию сбережений в инвестиции,
- пояснил собеседник "Первого русского".
Вместо этого финансовые учреждения просто берут сбережения под высокую ставку и вкладывают эти деньги не в развитие экономики, а размещают на депозите в Центральном банке.
А ЦБ печатает и печатает деньги, всё больше и больше, чтобы оплачивать банкам этот безумный процент. Это абсолютно абсурдная политика, которая ведёт страну в пропасть, к деградации,
- констатировал академик РАН.
И когда Эльвира Набиуллина говорит, что нельзя много печатать денег, потому что будет инфляция, надо понимать, за счёт чего регулятор тем временем платит эти проценты.
А на депозитах лежит порядка 3-4 трлн рублей. И ещё есть облигации Центрального банка. Так за счёт чего регулятор платит проценты безумные - на уровне ключевой ставки - по депозитам, награждая коммерческие банки за то, что они не работают - просто складывают деньги и ничего не делают? За счёт эмиссии, конечно, за счёт печатания денег,
- заключил Глазьев.