Обменный ресурс: число регионов — участников проекта по исламскому банкингу увеличится

ИЗВЕСТИЯ 3 дней назад 9
Preview

Расширение числа регионов — участников эксперимента по исламскому банкингу может произойти в 2026–2027 году, сказал глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Это случится после разработки и принятия соответствующих стандартов. В чем преимущества такого типа финансирования и когда проект может стать федеральным — в материале «Известий».

Нюансы финансирования

С 1 сентября 2023 года запущен эксперимент по использованию инструментов партнерского финансирования на территориях четырех субъектов Российской Федерации: Республики Башкортостан, Республики Дагестан, Республики Татарстан и Чеченской Республики, напомнили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. Наряду с развитием традиционных финансовых услуг эти инструменты могут стать дополнительным способом финансирования экономического развития. Кроме того, они могут создать условия для привлечения иностранных инвестиций, а также для расширения географии внешней торговли.

«В июне 2025 года Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, которым предусматривается продление срока эксперимента до 1 сентября 2028 года», — уточнили в ведомстве.

Партнерское финансирование — достаточно новое направление, которое открывает для российского бизнеса хорошие перспективы, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минфина. С запуском эксперимента по партнерскому финансированию население и бизнес получили доступ к финансовым услугам, в основе которых лежат этические принципы. При этом профиль клиентов не ограничивается сугубо религиозной принадлежностью.

Это достаточно специфический вид финансирования, популярный в мусульманских странах, поэтому в РФ эксперимент проводится на территории регионов, где преобладает мусульманское население, сказала «Известиям» директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Наталия Богомолова.

— Для них традиционные банковские продукты остаются недоступными, поскольку они хотят соблюдать исламские финансовые принципы: отказ от процентных операций и спекуляций, финансирование привязано к конкретным активам или проектам; запрещается финансировать определенную деятельность, противоречащую исламу, — например, алкоголь, азартные игры, производство свинины и т. д.; четкость и прозрачность условий в договорах, — отметила эксперт.

По-другому исламский банкинг называют партнерским финансированием, что говорит о том, что участники разделяют и доходы, и риски от реализации проектов — прибыль и убытки распределяются между банком и клиентом, заметила Наталия Богомолова.

— В ближайшей перспективе проект не станет федеральным и пока остается региональным экспериментом. Для полноценного регулирования исламских финансов необходимо дорабатывать действующие регулятивные нормы, поскольку сейчас они все-таки ориентированы на традиционную процентную систему. Возникают двойное налогообложение и сложности с НДС, что увеличивает «стоимость» для клиентов отдельных продуктов, — подчеркнула она.

Также, по ее словам, нельзя привлекать депозиты под проценты в виде финансирования, а альтернативные механизмы, удовлетворяющие требованиям, пока слабо развиты и не пользуются популярностью у населения; развитие продуктов, основанных на нормах шариата, увеличивает операционные издержки организаций.

Основные преимущества

Исламское финансирование создает реальную поддержку предпринимательству через участие, а не заем, заявил «Известиям» президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.

— Уже очевидно, что модель работает, интерес к ней растет, и логичным шагом станет ее масштабирование. Мы поддерживаем идею расширения географии — после принятия единых стандартов и регуляторных решений, — считает он. — Механизм партнерского финансирования позволит расширить доступ малого и среднего бизнеса к стабильному долгосрочному капиталу без излишней долговой нагрузки.

Партнерское финансирование не только отвечает религиозным нормам, но и имеет дополнительные преимущества: прозрачные условия, отсутствие скрытых комиссий и непредвиденных платежей, заметил в беседе с «Известиями» МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков. Все операции строятся на принципах справедливости и взаимной выгоды участников, а финансирование направлено на производство реальных товаров и услуг, что поддерживает реальный сектор экономики. Кроме того, такой инструмент может облегчить налаживание партнерских отношений с исламскими странами Востока, учитывая действующие санкционные ограничения.

— Вопрос о том, может ли проект стать федеральным, пока открыт. По итогам первого этапа эксперимента уже можно фиксировать результаты: в реестр ЦБ внесены 32 организации, из которых семь — кредитные, остальные также участвуют в партнерском финансировании. В конце прошлого года объем привлеченных средств составил около 4 млрд рублей, наиболее активным регионом был Татарстан, на который пришлось более двух третей операций, — сообщил эксперт.

Исламский банкинг обеспечивает большую инклюзивность, особенно для малого и среднего бизнеса, отметила в беседе с «Известиями» эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Галактион Кучава. Этический каркас исламских финансов, запрещающий инвестиции в «харамные» сектора (алкоголь, табак, азартные игры), привлекает не только мусульманское население, но и растущее число сторонников ESG-принципов.

— Вопрос о переходе проекта на федеральный уровень сложен, но при соблюдении ключевых условий — возможен. Главное препятствие — отсутствие единых стандартов. Разработка и утверждение Банком России четких правил для всех исламских финансовых продуктов (мурабаха, сукук, иджара и др.) являются абсолютно необходимым фундаментом для масштабирования, — уверена эксперт.

Параллельно, по ее мнению, требуется глубокая адаптация законодательства, особенно налогового и в сфере регулирования ценных бумаг, чтобы обеспечить правовую определенность для операций, например, с сукук (исламскими облигациями). Существенным барьером остается и нехватка квалифицированных кадров, сочетающих знание специфики исламского финансирования и российской правовой системы, что требует запуска специализированных образовательных программ.

— На пути к федерализации стоят и риски. Ключевой — ограниченный спрос, наблюдаемый в пилотных регионах, где пока задействовано небольшое число банков и компаний, — подчеркнула она.

Это связано как со слабой информированностью населения и бизнеса о возможностях исламского банкинга, так и с зачастую более высокой стоимостью его услуг по сравнению с традиционными кредитами (из-за сложной структуры сделок и компенсации банкам отсутствия процентов), пояснила эксперт. Конкуренция с устоявшейся традиционной банковской системой также будет серьезной.

— Такой вид банкинга предполагает отсутствие процентных платежей и не может обеспечивать спекулятивную деятельность. Полагаю, что в России можно было бы применять беспроцентное кредитование (или с процентом равным инфляции) для финансирования стратегически важных и социально значимых задач, — сказал «Известиям» доцент кафедры экономики НИТУ МИСИС Рафаэль Абдулов.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'