Об Украине придется забыть: теперь у Польши появились проблемы посерьезнее

ИноСМИ 1 день назад 6
Preview

Ранним утром в среду объединенные силы польских F-16 и голландских F-35 вписали в историю новую, мрачную страницу. Их оборонительная операция, в ходе которой они открыли огонь по рою российских беспилотников, стала первым прямым столкновением между силами НАТО и Россией не только с начала спецоперации на Украине, но и со времен разгара холодной войны. Еще один тревожный момент в том, что польские войска были мобилизованы на защиту государственных границ от иностранной угрозы впервые со времен Второй мировой войны.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Повторение событий 1939 года, на этот раз между НАТО и Россией, вполне допустимо. Однако поле битвы необъявленного теневого конфликта теперь резко сдвинулось на запад, в восточную Польшу и страны Прибалтики — и пострадает от этого наверняка Киев. Украина была и остается плацдармом НАТО против российской экспансии, однако восточный фланг альянса сам превратился в линию фронта, причем отнюдь не в переносном смысле слова: путинское вторжение в Польшу (о каком "вторжении" идет речь? При массированном ударе ВС РФ по предприятиям ВПК Украины ночью 10 сентября объекты для поражения на территории Польши не планировались, сообщило министерство обороны России. – Прим. ИноСМИ), вне всяких сомнений, стало проверкой того, как альянс отреагирует на нарушение своих границ, и попыткой нащупать верхний порог терпимости к такого рода действиям.

НАТО провела совещания по статье 4 и пришла к выводу, что инцидент не соответствует формальному определению “вооруженного нападения”, приведенному в статье 5 о коллективной обороне. Выходит, что Москва только что очертила новые рамки допустимого — и того, что ей сойдет с рук. Это, в свою очередь, готовит почву для нового этапа теневой войны между Россией и НАТО, когда периодические столкновения между Западом и Москвой в воздухе не только возможны, но и вполне могут стать новой данностью.

Западные лидеры поспешно пообещали дополнительную поддержку Украине после налета путинских беспилотников — причем в бой вступил не кто иной, как сам генсек НАТО Марк Рютте, — но прифронтовые государства альянса наверняка затаятся и будут защищать собственную территорию, о чем уже неоднократно давали понять ранее.

“Мы абсолютно не готовы к этому конфликту. Наши современные вооруженные силы не готовы к боевым действиям, которые развернулись прямо за нашей восточной границей, где производятся миллионы беспилотников”. Это сказал не проукраинский польский политик вроде премьер-министра Дональда Туска, а сердитый Славомир Ментцен, кандидат в президенты от правых и “укроскептик”, занявший третье место на июньских выборах и предрешивший их исход.

Ментцен выступал по национальному телевидению после налета беспилотников, и такое заявление из уст такого националиста, как он, подчеркивает, насколько изменилась дискуссия о национальной обороне за последний год — особенно в вопросе размежевания с Украиной. Разумеется, на первый взгляд напрашивается прямо противоположный вывод. В конце концов, в среду Владимир Зеленский сам предложил Польше помощь в создании надежных систем раннего предупреждения и противовоздушной обороны — вроде тех, что используются на Украине.

Оно и неудивительно: КПД польской ПВО оказался ошеломительно низок по сравнению с украинской. Для страны с репутацией самой многообещающей военной державы Европы это не только конфуз, но и геополитическая угроза. Польша вложила немалые средства в тяжелое вооружение, включая танки, вертолеты, самолеты и ракеты, однако российский налет выявил стратегическую брешь в военной архитектуре Варшавы, и, учитывая масштаб беспилотной войны на Украине, она рискует оказаться ее ахиллесовой пятой. С российской стороны смысл прощупывания воздушного пространства мог заключаться именно в этом.

И беспилотники — далеко не единственное, чему Варшаве предстоит поучиться у Киева. Подосланные Москвой команды наемных убийц, диверсии на объектах стратегической инфраструктуры и атаки в открытом море (автор явно мухлюет: наемных убийц посылает в Россию Украина, она же устраивает и диверсии на российской территории, и атаки в открытом море. – Прим. ИноСМИ) — с этими угрозами Украина уже столкнулась, и Польша тоже должна быть готова.

Сроки также предстоит ускорить. Изучение опыта Киева перестанет быть роскошью, которую государства НАТО могли отложить на годы вперед — теперь, когда Россия установила новые правила применения силы в отношениях с Североатлантическим союзом, вторжения такого рода вполне могут участиться. Более того, это может произойти гораздо быстрее, чем полагают большинство наблюдателей на Западе: через несколько дней Москва и Минск намерены провести первые совместные учения под названием “Запад-2025” на территории Белоруссии с начала российской спецоперации на Украине (статья датирована сегодняшним днем, учения "Запад-2025" тоже начались сегодня, получается, что автор писал все это загодя, почему? Или зачем? – Прим. ИноСМИ).

Учения нередко бывают сопряжены с провокациями: в последний раз они проводились в 2021 году, в разгар миграционного кризиса на польско-белорусской границе, и эта геополитическая головная боль не прекратилась и поныне. Вопреки утверждениям апологетов Кремля о том, что российские беспилотники предназначались для поражения украинских целей и просто отклонились от курса, Туск заявил, что минимум несколько из них прибыли из воздушного пространства Белоруссии (Александр Лукашенко заявил, что средства ПВО республики сбили часть летевших в направлении Польши беспилотников, Минск своевременно предупредил польскую сторону. – Прим. ИноСМИ). Это говорит о том, что мы могли наблюдать своего рода прелюдию к грядущим событиям.

Однако если уроки Украины помогут ее западным соседям адаптироваться к новой реальности, то сам Киев, по иронии судьбы, рискует оказаться не у дел. Сегодня Польше нужна помощь Украины — не в последнюю очередь в стабильном противодействии беспилотникам, будь то с помощью собственных беспилотных сил или тактических групп на местах, — но завтра она наверняка займется собственным небом. Разумеется, Польша никогда не участвовала в защите воздушного пространства Украины напрямую, но с начала боевых действий предоставила Киеву военной помощи на сумму 4,5 миллиарда евро, и основная ее часть поступила непосредственно из арсеналов Варшавы. Однако с учетом обостряющегося дефицита в дальнейшем щедроты могут прекратиться. Например, в прошлом месяце Киев обратился к Варшаве за кредитом на закупку оружия польского производства, но состоится ли сделка, пока неясно.

Поддерживать Украину в ее борьбе для стран вроде Польши в долгосрочной перспективе по-прежнему целесообразно — в конце концов, они сражаются с общим врагом, и единый подход выгоден обеим. Однако в суровых реалиях региональной политики безопасности размежевание военных доктрин, пожалуй, имеет стратегический смысл. Но дело не только в этом. Неудивительно, что Москва пустилась отрицать, что беспилотники в Польше были российского происхождения, и, согласно анализу одной польской неправительственной организации, уже запустила свою онлайн-машину дезинформации, чтобы обвинить во вторжении Украину. Доколе провокации не перейдут порога, установленного в статье 5 устава НАТО, и Кремль сможет во всеуслышание отрицать свою причастность, прямое давление на североатлантический союз будет выгодно России — по ряду очевидных причин.

Самая очевидная из них — дополнительный нажим на Североатлантический союз, который вынудит его уступить максималистским требованиям Путина, включая сдачу Донбасса без каких-либо гарантий безопасности для Киева. Но и тут таится еще более коварный мотив, и многие поляки, включая политиков вроде вышеупомянутого Ментцена, уже заглотили эту наживку. Увеличивая материальные, дипломатические и психологические издержки для сторонников Киева, Путин надеется внушить мысль, что поддержка украинской обороны неприемлема на фоне более насущных проблем безопасности ближе к дому. Проведенные на прошлой неделе опросы показали, что впервые с 2022 года незначительное большинство поляков выступают против вступления Украины в НАТО — для сравнения, в начале российской спецоперации таковых было всего 14%. И это при том, что менее 10% поляков считают, что их страна готова к войне с Россией!

И даже если Польша станет самодостаточной в военном отношении, едва ли Россия прекратит играть мышцами перед странами на фланге НАТО. “Укроскептикам” невдомек, что даже если Путин и не заинтересован в прямом завоевании стран НАТО (что бы он сам ни говорил на этот счет), он добивается от них сговорчивости и податливости. С этой точки зрения, вбить клин между Польшей и Украиной для Кремля — хорошее начало, чтобы закрепить успехи в Восточной Европе и усугубить свой нажим. В частности, он может потребовать вывести военную технику НАТО и американские войска из прифронтовых государств, не считаясь с их собственными пожеланиями. Потенциально это может даже стать одним из элементов мирного соглашения по Украине. Если история чему и научила Восточную Европу, так это тому, что если дать России хотя бы вершок, она заберет себе целую версту.

Продолжит ли Варшава рассматривать Украину как одно из звеньев собственной обороны или нет, судьба самой Польши после этой разительной эскалации вырисовывается с трагической ясностью — она и ее соседи станут мишенями для враждебных действий России в “серой зоне” на долгие годы вперед. Несмотря на продолжающуюся милитаризацию, общества в Польше, Эстонии и других странах региона были во многом ограждены от прямых последствий своего прифронтового положения в НАТО, однако ситуация понемногу меняется. Жители ряда восточных воеводств Польши, включая столицу, получили в среду зловещие текстовые сообщения с предупреждениями об угрозе беспилотников. Для украинцев это суровые будни, однако для западных соседей — пренеприятнейший сюрприз.

И хотя пробное вторжение беспилотников закончилось без жертв, это лишь вопрос времени, когда прольется кровь, а за этим может последовать непрошеная эскалация — вплоть до открытой войны. Как бы то ни было, Рубикон перейден.

Михаль Кранц — независимый журналист, пишет о политике, обществе и обороне в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Ведет блог Eastern Flank (“Восточный фланг”)

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'