Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ
Во многих сомнительных схемах, в первую очередь, связанных с недвижимостью, ни одна преступная сделка невозможна без участия конкретных людей, наделенных особыми полномочиями. Те же договоры о купле-продаже нередко должны быть заверены нотариусом, но, увы, все чаще те, кто должен следить за чистотой, сами оказываются замазаны по самые уши. Подробнее – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Алексея Целищева для "Итоговой программы с Петром Марченко".
Дело ветерана Кизюна
От съемочной группы "Известий" по коридорам своего офиса попытался убежать известный столичный нотариус Александр Федорченко.
"Я не хочу это даже обсуждать", – заявил нотариус.
Вопросы не только у журналистов, но и у адвоката Александра Зорина, который представляет интересы семьи ветерана Великой Отечественной войны Николая Кизюна. Год назад тот едва не лишился своей недвижимости.
"Нотариуса Федорченко при жизни ветеран просил привлечь за мошенничество", – заявил адвокат Александр Зорин.
Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ
Николай Кизюн прошел всю войну подростком, после – служба разведки в Германии, продолжил уже в Белоруссии и на Украине. Один из немногих постоянных участников парада Победы на Красной площади, в первых рядах среди ветеранов, которых осталось так мало.
Он победил фашистов в 1945 году, сражался с моджахедами в Афганистане в конце 80-х, вышел в отставку в звании генерал-полковника и точно не мог предположить, что в конце жизни будет воевать за собственное имущество. На кадрах, сделанных в феврале 2025 года, через два дня после смерти сына ветерана, Сергея: внук Кирилл и нотариус Федорченко торопили подписать отказ от имущества, три квартиры, дом, автомобиль и счета в банке.
О том, что ветерана по сути обманули, первой заявила его дочь Татьяна.
"У папы была в комнате установлена камера. Нотариус Федорченко все это время молчал, хотя прекрасно знал, что оказывается давление", – объяснила дочь ветерана Татьяна Варивончик.
Видео, где генерал рассказывает о тех событиях – теперь главное доказательство обмана.
– А вслух этот мужчина вам что-то прочитал, который бумагу давал?
– Нет.
– Вы от всего отказываетесь своей подписью, вам кто-то объяснил?
– Нет.
– Вы не хотите отказываться от квартиры, где вы живете?
– Нет.
– Хотите там жить?
– Да.
– И чтобы она на вас перешла, была вашей?
– Да, так и должно быть.
Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ
В октябре 2025 года Никулинский суд Москвы признал заявление об отказе на имущество, заверенное Федорченко, недействительным.
"Нотариальная палата в действиях нотариуса никаких нарушений законов не увидела", – добавила Татьяна Варивончик, дочь Николая Кизюна.
Поэтому Федорченко продолжает работать. Статус дает большие возможности.
"Любые нотариальные действия не требуют в суде, как правило, никаких заверений, потому что это и есть заверение от государства", – сообщил генеральный директор юридической компании Алексей Петропольский.
В этом весь смысл: нотариус действительно наделен правом удостоверять сделки и придавать документам особую юридическую силу. У него широкие полномочия и, как следствие, возможность и для злоупотреблений.
Жертвы нотариуса Федорченко
Сын кинорежиссера Степана Пучиняна Филипп в поисках справедливости, под воздействием телефонных мошенников его мать продала квартиру, нотариус Федорченко заверял сделку.
"Этот Федорченко задал всего два вопроса: "Времени очень мало. Работы очень много, вы опоздали. Так продаете? За сколько? Все замечательно, давайте будем регистрировать", – пожаловался сын пострадавшей Филипп Пучинян.
Еще один договор купли-продажи оспаривает Нина Дорохова: ее тетя, инвалид первой группы, получила квартиру по реновации и тут же ее лишилась.
Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ
"Якобы она продала квартиру риэлторше. Сделка совершалась у нотариуса Федорченко. Риелторша отдала ей 700 тысяч, сказала, что остальные деньги я отдам попозже, никаких свидетелей не было", – рассказала родственница пострадавшей Нина Дорохова.
По закону, присутствие только нотариуса достаточно для совершения сделки или передачи наследства. Именно в этом правовом поле и фиксируется подавляющее большинство преступлений.
На Сахалине представители нотариата заверяли фиктивные документы о наследстве, в Удмуртии оформляли гендоверенности от лица недееспособных, а в Самаре – продавали недвижимость умерших. А еще – Мордовия, Кострома, Смоленск, Тверь, Владивосток, где десятки уголовных дел.
Проблемы нотариата
Пожалуй, самое громкое дело связано с наследством известного актера Алексея Баталова. Его вдову и дочь обманули мошенники: переписали на себя 20 миллионов рублей и столичную недвижимость. Помогал им нотариус Дмитрий Бублий, за что отправился в колонию на пять лет.
Кадр из программы "Итоговая программа с Петром Марченко", РЕН ТВ
"Федеральная нотариальная палата России по решению суда навсегда лишает статуса нотариуса тех, кто был осужден по уголовным делам. Институт государственных заверителей должен быть максимально честным и открытым. Но когда происходит очередной скандал, это подрывает доверие к системе", – сообщил корреспондент.
Так в 2022 году Минюст совместно с полицией выявил 180 нотариусов, которые в разное время получили судимости, но почему-то заняли свои должности. Это одна из причин, по которой ведомство предлагает провести реформу самой сферы подобных юридических услуг. Был разработан проект федерального закона "О нотариате", основные пункты: ужесточить требования к нотариусам и допуску к профессии, усилить систему контроля со стороны государства и привести к единому знаменателю тарифы на услуги.
По оценке Минюста, отсутствие полномочий по проверке нотариальных палат субъектов Российской Федерации приводит к негативным последствиям.
Сейчас, по большому счету, государственных заверителей проверяет только сама Нотариальная палата, потому сфера остается максимально закрытой. Даже попасть в ряды этого привилегированного сообщества – задача со звездочкой. Некоторые пытаются сделать это за деньги, как в случае с бывшим главой нотариальной палаты Подмосковья. Следствие установило, что за пять миллионов рублей Станислав Смирнов обещал должность нотариуса сыну своей знакомой и получил срок.
"Нотариальное сообщество в современное время действительно имеет некоторую закрытость. Эту проблему необходимо решать путем законодательных каких-то изменений", – заявил доцент департамента частного права факультета права Высшей школы экономики Никита Буштец.
В судах сотни исков о пересмотре нотариальных дел, но что-либо изменить получается редко. Ветеран Великой Отечественной войны Николай Кизюн с помощью адвокатов смог оспорить заявление, заверенное нотариусом Федорченко. Привлечь к ответственности за махинации он не успел – ушел из жизни, ему было 97 лет. Дочь Татьяна пыталась настоять на возбуждении уголовного дела, но недавно получила отказ, в действиях заверителя, которые семья считает незаконными, состава преступления следователи не нашли.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: