Допинг-тест экс первой ракетки мира Иги Свёнтек дал положительный результат на триметазидин. Международное агентство по обеспечению честности в теннисе не нашло значительной вины или халатности в действиях теннисистки и наказало её всего месяцем дисквалификации. WADA не исключает возможности апелляции, а спортивный мир между тем задаётся вопросом, почему и полька, и Янник Синнер легко отделались, несмотря на свои нарушения, тогда как другие атлеты получали многолетние сроки при похожих обстоятельствах.
Второй громкий допинговый скандал потряс теннис в этом году. Вслед за Янником Синнером положительную пробу сдала бывшая первая ракетка мира Ига Свёнтек. Об этом сообщила пресс-служба Международного агентства по обеспечению честности тенниса (ITIA).
Во внесоревновательном тесте польки, взятом 12 августа перед турниром WTA 1000 в Цинциннати, были обнаружены следы триметазидина — того самого вещества, за которое была дисквалифицирована на четыре года Камила Валиева. О позитивном случае стало известно лишь месяц спустя, и 12 сентября на спортсменку было наложено временное отстранение. Именно в связи с этим, а не со сменой тренерского штаба, как было объявлено публично, Свёнтек пропустила азиатскую серию турниров — Сеул, Пекин и Ухань.
Десять дней спустя Ига подала апелляцию, требуя допустить её до соревнований, и ещё до того, как дело было рассмотрено независимым трибуналом, представила объяснения произошедшего. По утверждению Свёнтек, запрещённое вещество попало в её организм через загрязнённое лекарство. Теннисистка принимала мелатонин, чтобы лучше засыпать при смене часовых поясов.
Интересно, что в форме, которую спортсмены заполняют при прохождении допинг-контроля, Ига не указала это лекарство, хотя перечислила 14 других. Она объяснила это тем, что спала всего несколько часов перед тем, как к ней пришли офицеры, и поэтому забыла вписать мелатонин. Остальные же медикаменты она переписала из некоего списка, который держит при себе на такие случаи. Трибунал, разбиравший дело, счёл эти аргументы достаточно убедительными, как и другие доказательства, предъявленные стороной польки.
Так, в ITIA были представлены две упаковки препарата — одна вскрытая, другая запакованная — с чеками из аптеки, находящейся рядом с домом Свёнтек. Лаборатория WADA в Юте подтвердила присутствие в таблетках триметазидина, а независимый эксперт из другой лаборатории подтвердил выводы американских коллег. Отмечается, что вещество было обнаружено как на поверхности некоторых таблеток, так и внутри контейнера и в измельчённой субстанции. Кроме того, стало известно, что на том же предприятии, где был выпущен продукт, производятся лекарства на основе триметазидина.
Помимо этого, была проведена экспертиза волос теннисистки, которая не показала наличия вещества. По данным учёных, при регулярном приёме препарата он обнаруживается при подобном анализе. По мнению трибунала, все эти факты послужили доказательством ненамеренного приёма «запрещёнки», а вину теннисистки сочли незначительной. Ей была назначена дисквалификация на месяц, которая, с учётом срока временного отстранения, истечёт уже 4 декабря. Все результаты Свёнтек остаются в силе. После положительной пробы она успела дойти до полуфинала в Цинциннати и четвертьфинала на US Open.
«Единственный положительный допинг-тест в моей карьере с невероятно низким содержанием запрещённого вещества, о котором я никогда раньше не слышала, поставил под вопрос всё, над чем я трудилась всю жизнь. И мне, и всей моей команде пришлось столкнуться с сильнейшим стрессом и тревогой. Теперь всему было найдено подробное объяснение, и я могу продолжить заниматься любимым делом с чистого листа. Я знаю, что стану сильнее, чем когда-либо», — написала теннисистка в социальной сети после того, как новости о её допинговом случае появились в прессе.
Женская теннисная ассоциация выразила полную поддержку польке «в это непростое для неё время». В организации заявили, что продолжают поддерживать принципы чистого спорта и готовы обеспечивать игроков необходимыми информационными ресурсами, чтобы те могли принимать взвешенные решения и поддерживать «высочайшие стандарты честности».
«Ига неизменно демонстрировала твёрдую приверженность честной игре и соблюдению принципов чистого спорта, а этот досадный инцидент послужил ярким примером того, с какими сложностями сталкиваются спортсмены при выборе лекарств и добавок», — говорится в заявлении на официальном сайте WTА.
Во Всемирном антидопинговом агентстве не исключили подачу апелляции на это решение ITIA, как это уже произошло в случае с Синнером, который избежал наказания за следы стероида в пробе. Между тем, в спортивном сообществе новости о Свёнтек вызвали в основном отрицательную реакцию. Многие теннисисты, тренеры и журналисты оставили саркастические комментарии, сочтя месячное наказание за положительный тест насмешкой над всеми остальными игроками.
Недовольство системой выразил, в частности, Ник Кирьос. Австралиец даже перешёл в другую команду Мировой теннисной лиги, хотя раньше был заявлен в один квартет с полячкой. Денис Шаповалов назвал такой небольшой срок дисквалификации несправедливым.
Больше других была шокирована и возмущена другая экс-первая ракетка мира Симона Халеп, также сдавшая положительный тест вследствие загрязнения лицензированной пищевой добавки. Первоначально румынка была наказана на четыре года, но впоследствии смогла оспорить решение в CAS, который сократил срок отстранения до девяти месяцев. Теперь она задалась вопросом, почему вердикты в отношении её и Свёнтек оказались настолько разными при общей схожести дел.
«Я не могу найти этому логичного объяснения и не думаю, что оно есть. Дело может быть разве что в недобрых намерениях ITIA, организации, сделавшей всё возможное, чтобы уничтожить меня, невзирая на доказательства. Я лишилась двух лет карьеры и провела множество ночей без сна, меня терзали мысли, тревоги и вопросы, на которые нет ответов. Как такое возможно, чтобы подходы ITIA в идентичных и произошедших примерно одновременно случаях были диаметрально противоположны — причём мне в ущерб?» — написала Халеп в соцсети.
Соотечественницу поддержал Илие Настасе, назвавший ситуацию отвратительной. По мнению победителя двух турниров Большого шлема, в теннисе налицо политика двойных стандартов и будь Синнер румыном, то получил бы за своё нарушение несколько лет дисквалификации. Не остался в стороне даже Евгений Кафельников.
«Иногда я задаюсь вопросом: почему вообще я не использовал стероиды на протяжении всей карьеры, чтобы играть не 170 матчей в год, а, может, 300? Нынешнее положение дел в теннисе — просто позор. Любой, кого поймают на применении запрещённых веществ, должен быть отстранён пожизненно. Никаких оправданий и никакой терпимости, кто бы то ни был», — написал олимпийский чемпион в аккаунте Х.