Ничему не учатся: мохнатые щупальца США снова в российском приграничье

ИноСМИ 1 день назад 8
Preview

Когда-то Центральную Азию сбрасывали со счетов, видя в ней далекую периферию. Однако сейчас она превращается в ритмично бьющееся сердце Евразии.

Когда президенты центральноазиатских государств соберутся на этой неделе в Вашингтоне на саммит С5+1 (пять стран Центральной Азии плюс США), Соединенные Штаты будут преследовать две цели. Во-первых, Америке нужны сделки: доступ к редкоземельным металлам и прочим важнейшим минералам, в добыче которых лидирует Китай, а также торговые маршруты в обход России. А во-вторых, США хотят, чтобы страны Центральной Азии теснее сотрудничали, действуя как единый блок. Региональную интеграцию Вашингтон считает ключом к оказанию помощи этим государствам в противодействии засилью Москвы и Пекина, а также к налаживанию взаимодействия с Америкой.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Когда-то Центральную Азию сбрасывали со счетов, видя в ней далекую периферию. Однако сейчас она превращается в ритмично бьющееся сердце Евразии. Региональное сотрудничество изменило правила игры, превратив эти не имеющие выхода к морю страны из сторонних наблюдателей в движущую силу нового континентального порядка.

Что изменилось?

Вашингтон больше не читает лекции Центральной Азии о демократии и правах человека. Администрация Трампа ясно дала понять, что экономическое партнерство и стратегическое сотрудничество важнее всего. Для стран Центральной Азии — по-прежнему авторитарных, но все чаще реагирующих на давление общества, которое требует рабочих мест и повышения уровня жизни, — это благотворный сдвиг.

"Гиганты во всем хоккее". США не смогли найти равных Овечкину и Малкину

Если говорить честно, Вашингтон уже давно на словах выступает за демократию, а на деле первоочередное внимание уделяет безопасности. После 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты проигнорировали серьезные нарушения прав человека в этом регионе ради получения доступа к местным авиабазам в условиях войны в Афганистане. Прагматичный характер отношений по принципу "ты мне, я тебе" теперь налицо. Лидеры Центральной Азии хотят получить партнеров, которые смогут конкурировать с Пекином и Москвой в сфере инфраструктуры.

Эта новая реальность отражает и другие тенденции. То, что обретает форму в Центральной Азии, во многом является региональным аналогом соглашений Авраама: сеть прагматичных партнерств, построенных на общих интересах, а не на идеологии. На Ближнем Востоке эти соглашения были направлены на сдерживание Ирана. В Центральной Азии действует аналогичная логика: расположенные там государства стремятся уравновесить Россию, Китай и Иран.

Вопрос в том, по силам ли это США.

Срединный коридор: создавая альтернативы

Срединный коридор, как называют торговый путь через Центральную Азию и Каспийское море в Европу, занял центральное место в экономической стратегии региона.

После того, как президент России Владимир Путин назвал Казахстан "искусственным государством", президент этой страны Касым-Жомарт Токаев немедленно выступил на защиту территориальной целостности Украины. Российская военная операция стала тревожным сигналом для государств Центральной Азии, чьи мелкие споры по поводу унаследованных от Советского Союза границ долгое время мешали плодотворному сотудничеству.

Став ключевой артерией мировой торговли, этот коридор сокращает время и затраты на транзитные перевозки, одновременно давая странам Центральной Азии новые рычаги влияния. Организация экономического сотрудничества и развития называет его жизненно важной частью "нового ландшафта коммуникаций", изменившегося в результате вооруженного конфликта.

Вашингтон считает, что маршрут поможет "снизить риски узких мест" и увести торговлю прочь от коридоров, где доминируют Россия и Иран. С точки зрения географии эта задача неотложна: не имеющая выхода к морю Центральная Азия окружена соседями, против которых введены санкции. На севере это Россия, на юго-западе Иран, а на юге Афганистан. По этой причине центральноазиатские государства жаждут получить новые выходы во внешний мир.

Указанный коридор также служит интересам США. Он обеспечивает Вашингтону и Брюсселю доступ к региональным рынкам в обход России и помогает диверсифицировать цепочки поставок в момент, когда это исключительно важно.

Центральная Азия нуждается в инвесторах и прагматичных советах по интеграции в глобальные рынки, а не в экспорте очередной партии американских культурных войн под маской продвижения демократии.

Гонка за редкоземельными металлами

Вашингтон сделал важнейшие полезные ископаемые приоритетом, потому что они лежат в основе оборонных технологий, чистой энергетики и передового производства. Доминирование Китая в области их поставок и переработки делает США стратегически уязвимыми: КНР контролирует около 70% мирового производства и почти 90% перерабатывающих мощностей.

Центральная Азия предлагает одну из немногих возможностей для диверсификации цепочек поставок. Казахстан наращивает собственное производство. В 2024 году Узбекистан подписал меморандум о взаимопонимании с Соединенными Штатами по важнейшим минералам. Корпорация по финансированию международного развития выразила заинтересованность в финансировании добычи и переработки полезных ископаемых, однако эти инициативы находятся на начальной стадии.

Китайские фирмы действуют быстрее, подписывая соглашения о совместных предприятиях и запуская крупные проекты, включая инвестиционный проект на 2,7 миллиарда долларов по добыче меди и серебра в Узбекистане. Для Центральной Азии цель заключается не в замене одного доминирующего партнера другим, а в расширении сферы деятельности. Конкуренция между инвесторами дает этим государствам возможность добиваться более выгодных условий по энергетическим и промышленным проектам, в которых на протяжении долгого времени доминировали российские фирмы, такие как "Газпром" и "Росатом".

Что нужно делать Вашингтону

Платформа C5+1, созданная администрацией Обамы в 2015 году, была предназначена для продвижения регионального сотрудничества как противовеса России и Китаю. Эта концепция наконец-то обретает форму, но больше спонтанно, чем по плану.

Настал момент умной дипломатии. Соединенные Штаты могут усилить свое влияние благодаря посредничеству. Они способны помочь государствам координировать вопросы торговли, энергетики и транспорта, одновременно расширяя поле сотрудничества и выводя его из сферы влияния Москвы, Пекина и Тегерана. Это тихая, основанная на интересах переориентация, порожденная общей тревогой по поводу напористости этой оси держав.

Хаотичный уход США из Афганистана не создал опасный вакуум, которого многие боялись, но привел к затишью в боевых действиях, что открыло пространство для торговли. Афганистан сейчас теснее связан с Центральной Азией, чем когда-либо в его современной истории. Казахстан и Узбекистан проектируют новые железнодорожные маршруты через Афганистан в Южную Азию. Такие проекты были просто немыслимы, когда там присутствовали американские войска.

Вооруженный конфликт на Украине также подтолкнул лидеров стран Центральной Азии к углублению связей. Они осознали, что только совместными усилиями смогут сбалансировать отношения с Москвой и Пекином.

Барьеры остаются: это неэффективные границы, несовместимые таможенные правила и высокие пошлины. Соединенные Штаты могут оказать помощь, предложив техническое содействие через Всемирную торговую организацию и Всемирный банк для согласования торговых правил и сокращения транзитных издержек. Это также облегчит доставку товаров из Центральной Азии на рынки США благодаря торговым преференциям и тарифным льготам.

Вашингтон может расширить набор инструментов, которые снижают риски для инвесторов, и наладить партнерство с венчурными фондами для поддержки региональных стартапов. Центральная Азия по-прежнему хочет, чтобы американские университеты разработали совместные программы по подготовке инженеров, предпринимателей и гражданских служащих к проведению реформ.

На саммите в Вашингтоне Соединенные Штаты должны сосредоточиться на результатах. Это критически важные минеральные ресурсы, возобновляемые источники энергии и транспортные коридоры, связывающие Центральную Азию с мировыми рынками. Региональная интеграция связывает все это воедино и является самым верным путем к обеспечению устойчивости, независимости и подлинного партнерства.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'