Украинский конфликт абсурден во многом, и этим он выделяется в истории. Я лишь отмечу, на мой взгляд, четыре самых ярких примеров этого абсурда.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Пример первый. Две ядерные сверхдержавы, США и Россия, де-факто воюют между собой на украинской земле в качестве прокси-пространства (посреднического), и последствия этого вооруженного конфликта отражаются на всем мире. Державы осторожно балансируют, обдумывая свои действия, чтобы слишком не навредить друг другу и чтобы не случилось непредвиденной, нежелательной и необратимой эскалации. Ведь раскрутить ее легко, но очень трудно, а может, и невозможно остановить.
Пример второй. Пока США и Россия воюют друг с другом, они параллельно ведут переговоры о том, как и какое оружие США (не) могут отправлять украинской армии, какой оно (не) может быть дальности, какие цели Киев в России (не) может обстреливать и так далее и тому подобное.
Пример третий. Россия не хочет применять весь свой мощнейший военный потенциал, чтобы нанести поражение государству (Украине), против которой сама начала боевые действия. Российские солдаты продолжают гибнуть, а украинские войска все чаще с помощью дронов большой дальности уничтожают российские энергетические объекты, стратегически важные для государства. А это прямо противоречит, в том числе, дополненной в прошлом году российской ядерной доктрине (о созданных условиях, то есть реализованных угрозах противника, которые оправдывают, то есть подводят к российскому ядерному ответу).
Пример четвертый. Вместе с тем Россия, которая в отличие от США в этом конфликте сама страдает, вынуждена принимать государство, с которым ведет прокси-войну (США) в качестве посредника о мире, который положил бы конец этому конфликту, так, как будто США нейтральная страна.
Русская клешня смяла Красноармейск: счет убитых идет на тысячи. Эти сутки стали апогеем СВО
Москва занимается этим, конечно, не бессознательно и прекрасно осознает, что только США (Дональд Трамп лично) могут играть посредническую роль, ведь ни у одного другого государства мира на то не хватает потенциала. Какое государство, например, могло бы надавить на США, чтобы те пошли на уступки и согласились на определенные условия, их не устраивающие, ради прекращения вооруженного конфликта? Вашингтон просто никогда не согласился, чтобы переговорный процесс о войне, которую он де-факто ведет, в качестве посредника координировали Китай, Индия или Бразилия. С другой стороны, Россия никогда не согласилась бы, чтобы в этой роли выступали Великобритания, Франция или какая-то другая страна с коллективного Запада, глубоко вовлеченная в украинский конфликт тем или иным образом, поскольку на деле они делают все, чего требует от них Трамп. Причем даже не сопротивляясь.
Таким образом, вести переговоры с европейскими лидерами для России бессмысленно, так как они сами ничего не решают. Лучше делать это непосредственно с США, то есть с Трампом, и в этом смысле позиция Москвы вполне логична и разумна.
Другое дело, надеется ли Москва на то, что Трамп сможет понять ее точку зрения и с ее учетом завершить украинский конфликт? Лично я полагаю, что Москва на это не надеется, но даже попытки ее ценны, поскольку, как я уже писал выше, другого выбора у нее просто нет. Российский президент Владимир Путин лично много раз с момента прихода Трампа к власти (даже во время его предвыборной кампании в прошлом году) публично заявлял, что с российской стороны было бы несерьезно не дать Трампу шанс договориться с Москвой о прекращении вооруженного конфликта на Украине, пусть даже в итоге попытка не увенчается успехом.
При этом никто в Москве не питает особых иллюзий, то есть не хочет забегать вперед и создавать впечатление, что с Трампом все будет успешно решено и что однажды "зацветут розы" в глубоко замороженных за последние годы американо-российских отношениях. А все для того, чтобы возможный неприятный "сюрприз" не ранил слишком и российское руководство, и российских граждан.
Российская власть тут действует по расхожему принципу "надежда умирает последней", то есть пытается переговорами обеспечить собственные жизненно важные интересы, а на более радикальные методы у нее всегда останется время. Таким образом, Кремль не питает иллюзий или по крайней мере не предается им, так как Дональд Трамп, как правильно отмечают высокопоставленные российские представители, прежде всего, — американский, а не российский президент, который в первую очередь заботиться о защите американских национальных интересов. В этой связи Владимир Путин подчеркивает, что и он вынужден заботиться, прежде всего, о российских интересах, а значит, нужно найти компромисс. Понимает ли это Дональд Трамп или нет? Об этом чуть позже.
Прежде чем я продолжу дальше развивать свою мысль на эту тему, я напомню очень важное начало истории с Трампом.
Трамп — продукт американского "глубинного государства"
Многие со мной не согласятся, если я скажу, что второй мандат Дональда Трампа — это исключительно продукт американского так называемого глубинного государства, а не его личной силы и воли (какими бы они ни были впечатляющими на пути к достижению целей). И все-таки я в этом убежден.
В прошлом году перед второй предвыборной компанией с пути Трампа (в отличие от первого мандата, когда он буквально был "аномалией", то есть нежелательным кандидатом и победителем) неожиданно одно за другим исчезли все непреодолимые препятствия для выдвижения кандидатуры. Прекратились (заморожены, а это крайне важно, так как их всегда могут продолжить!) прежде начатые крайне неприятные и для личной свободы Трампа очень опасные судебные процессы, как и уже официально введенные запреты на его выдвижение в некоторых демократических штатах. Демократическая партия, несмотря на ужасный рейтинг, настояла на больном и немощном Джо Байдене в качестве своего кандидата и заменила его в последний момент на очень непопулярную Камалу Харрис. Внезапно риторику в отношении Трампа изменили СМИ мейнстрима, которые прежде его буквально демонизировали, чтобы потом выделять ему необычно много пространства для выражения мнения и изложения своей предвыборной программы. В предвыборную команду Трампа вошли американские миллиардеры из сферы энергетики, IT-технологий и СМИ. Демократическая партия без ожидаемого сопротивления после объявления о победе Трампа, как и действующий еще Джо Байден (заклятый враг Трампа, и они никогда не скрывали взаимной ненависти) не предприняла ничего, чтобы оспорить результаты выборов, хотя ранее создавала впечатление, что никогда не позволит прихода Трампа к власти, так как в таком случае начнется гражданская война или что похуже.
Иными словами, тут же произошла мирная передача власти без уличных протестов или просто беспорядков в главных городах, которыми управляют демократы. (…)
Итак, если кто-то мне аргументированно докажет, что все это могло произойти без одобрения по крайней мере значительной части "глубинного государства", то я готов публично признать свою ошибку.
Сразу хочу дополнительно обосновать, почему я уверен, что Дональд Трамп 2.0 — продукт американского "глубинного государства", а не каких-то закулисных российских хакерских и иных манипуляций и влияния на американские выборы. Русские не в состоянии повлиять даже на выборы у себя по соседству — в странах, которые лишь недавно познали самостоятельность (лучший пример — Украина, где проживало почти семимиллионное русское этническое сообщество, а остальное население было как минимум двуязычным и симпатизировало Москве). Тогда как им это сделать в пронизанных сетью спецслужб США, где следят за каждым движением подозрительных лиц, организаций и недружественных государств?
Во время первого мандата Дональда Трампа Россию объявили недружественным государством
Еще в 2017 году (то есть во время первого мандата Трампа) в американской стратегической доктрине национальной безопасности было прописано, что Россия — главный американский соперник в мире (это чуть ниже уровня "врага", а этот статус де-факто означает войну с таким государством). И в этом смысле она "обошла" Китай, Иран, Северную Корею и разные террористические, исламистские организации, которые где-то затерялись, перестав быть главной угрозой для американской национальной безопасности. И все это происходило в момент, когда никто в мире (за исключением, вероятно, самых влиятельных кругов США) и думать не думал о начале украинского вооруженного конфликта, который начался только 24 февраля 2022 года при администрации Байдена. Однако был сформирован медиа-нарратив, подстегиваемый закулисными интригами, о том, что Россия повлияла на победу Дональда Трампа и что Трамп и Путин обожают друг друга, что Трамп очарован российским лидером и так далее.
После ухода нежелательного Дональда Трампа и прихода Джо Байдена началось новое резкое обострение американо-российских отношений. В июне 2021 года не состоялся саммит Байдена с Путиным в Швейцарии. Затем последовали последние российские предупреждения, а затем и ультиматум от Путина в конце того же года. Россия требовала признать интересы ее (да и Европы) стратегической безопасности на новой основе, но США категорически отвергли требования, что вскоре вылилось в спецоперацию России на Украине.
Стратегию американского "глубинного государства" в администрации Байдена представляли его советник по нацбезопасности Джейк Салливан, глава дипломатии Энтони Блинкен, сильные политики, которые определяли американскую внешнюю политику (в особенности в отношении России). Они стремились нанести Москве поражение посредством невиданных еще в истории санкций, экономических и финансовых, и заморозки российских государственных активов в американских и европейских депозитариях. Параллельно они начали оказывать Украине военную и финансовую помощь "столько, сколько потребуется", принудив делать то же своих европейских и азиатских союзников (исключением стала Турция, которая воспротивилась, хотя и сама резко осудила российскую спецоперацию). Отправляя Украине современные американские вооружения, эти люди пользовались методов "вареной лягушки" (продолжительная подготовка в СМИ и строгие ограничения в количестве и применении этого оружия) и искусно балансировали на самом краю эскалации с Россией, которая на том этапе даже не скрывала, что рассматривает возможность применить ядерное оружие.
Однако эта политика, назовем ее "мягкой политикой", Джо Байдена не приносила желаемых результатов на протяжении трех лет вооруженного конфликта. Она не привела к заявленному стратегическому поражению Москвы, предпосылкой для которого должно было стать большое украинское контрнаступление летом 2023 года. Оно должно было вынудить Москву подписать перемирие на условиях Киева (то есть Вашингтона). С помощью санкций также не получилось создать серьезные экономические и социальные проблемы в России, которые привели бы к массовым протестам граждан, провалу военной кампании Путина и радикальному падению уровня жизни.
Поскольку ничего из этого не вышло, а непосредственная война между двумя ядерными державами невозможна и нежелательна для обеих сторон, американское "глубинное государство", как я думаю, повернулось в сторону прежде ненавистного Трампа, чтобы тот попытался "смягчить" Путина, сделав ставку на несомненную химию, которая существует между ними. (Должен отметить, что эта химия отнюдь не означает, что они не являются патриотами и националистами или что они готовы продать интересы своих стран ради какой-то воображаемой взаимной любви. Так могут считать только геополитические профаны и те, кто совершенно не знает историю.)
Если химия не поможет, у Трампа будут развязаны руки для нового, пусть даже большего и более рискованного давления на Путина, чем то, которое оказывала администрация Байдена. Хотя я считаю, что Трамп все равно не преступит важную границу, за которой будет непосредственное столкновение Соединенных Штатов Америки с Россией из-за Украины.
Теперь вернемся к выше упомянутому развитию моей мысли о том, что характеризует нынешнюю ускорившуюся радикализацию отношений между Россией и США.
Трамп с самого начала вел ложную игру
С самого начала своего второго мандата Дональд, с моей точки зрения, вел ложную игру. Лучше сказать, он разыгрывал сложную партию покера, в которой полностью манипулировал своими противниками. Он сразу начал нападки на украинского лидера Владимира Зеленского, назвав его торгашом, который каждый раз при посещении США увозит мешок денег американских налогоплательщиков. Трамп говорил, что конфликта не было бы, если бы он победил вместо Байдена. Европейских союзников он буквально размазал, поставив в ряд слуг Байдена, которые загоняли Европу и США в третью мировую войну с Россией и так далее.
Кульминацией этой якобы антиукраинской и антиевропейской политики Дональда Трампа стало представление с участием Зеленского, когда тот приехал в Белый дом. А вскоре после состоялись первые билатеральные американо-российские переговоры в Эр-Рияде, которые шокировали мир.
Тем самым Дональд Трамп хотел добиться и добился, в этом я уверен, двух важных вещей.
Во-первых, он снискал еще большую симпатию Путина, внушив ему надежду и желание, как можно быстрее найти выход из украинского вооруженного конфликта и вернуть американо-российские отношения в нормальное русло, по крайней мере на довоенный уровень, хотя и тогда они были очень плохими.
Во-вторых, параллельно он вызвал невиданный страх у европейских государств, которые испугались, что Трамп бросит их на произвол судьбы "один на один" с Россией, которая уже чувствует себя победителем. В результате европейские лидеры резко сменили позицию (во время предвыборной кампании они откровенно ненавидели Дональда Трампа и даже оскорбляли его) и признали себя верными вассалами Трампа. Они принялись с готовностью выполнять все, что он от них требовал (от крайне невыгодного оборонного договора в июле до столь же невыгодного торгового соглашения, которое в Шотландии от имени Европейского союза подписала Урсула фон ден Ляйен, не спросив никого из членов ЕС). Европейцы, за исключением нескольких слабо сопротивляющихся политиков низкого ранга и экспертов в области экономики, не желали перечить, так как понимали, что тем самым больше возмутят не Урсулу, а Трампа.
После первых встреч американской и российской делегации и после пяти визитов его личного представителя Стива Уиткоффа в Москву стало понятно, что переговоры движутся не в том направлении, которого ожидает Трамп. Сначала он предложил Москве и Киеву свой мирный план почти как обязательный. Москва выразила некоторые возражения и отметила некоторые принципиальные для нее моменты. Все это еще раз напомнило, что события развиваются не по желательному для США сценарию.
Поэтому одним из последних шансов на успех стала личная встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным на Аляске. Но и там они не смогли переговорить в двустороннем формате (с глазу на глаз): рядом с ними стояли ключевые фигуры с обеих сторон, ранее уже включенные в переговорный процесс. Ни Трампу, ни Путину не было нужно, чтобы после встречи СМИ обвинили их в каких-то закулисных договоренностях в ущерб третьим сторонам, пусть их и не было.
Дух Аляски исчез. А может, нет?
15 августа на Аляске состоялся упомянутый саммит, который привлек внимание всего мира. Реальные результаты этой встречи тщательно скрываются до сегодняшнего дня. Или причина в скромных результатах, или в деликатности того, о чем, возможно, был достигнут договор.
Но уже тогда было известно, что Дональд Трамп согласился на требование Владимира Путина о том, что мир на Украине невозможен без устранения собственно причин этого вооруженного конфликта, и это стало большим прогрессом Трампа. Более того, стороны вместе пришли к выводу о том, что Украине нужен крепкий долгосрочный мир, а не временное прекращение огня. Для Владимира Путина это стало большим успехом. Иными словами, на Аляске не удалось устранить давний американский нарратив о "достижении мира с помощью силы", но внимание удалось сместить на достижение мира "за счет равновесия интересов" и равноправного диалога между Москвой и Вашингтоном.
Но радовались в Москве недолго. Уже на следующий день после встречи Трампа с европейскими лидерами, такими как Урсула фон дер Ляйен и генсек НАТО Марк Рютте, Дональд Трамп вернулся к упомянутой формуле о мире с помощью силы.
Он договорился с европейскими лидерами о том, что они расширят закупки американских вооружений (в соответствии с вышеупомянутым оборонным договором) и будут отправлять его Украине, а США от процесса отстранятся.
Великолепная задумка Трампа, которая, по крайней мере по его собственному мнению, перекладывает риск украинского конфликта с США на европейских союзников, и пусть они сами решают, что им делать с этим, то есть продолжать помогать Украине или нет.
Этот подход Трампа, формально отстранившегося, а на деле оставшегося в процессе (поставки американского оружия действительно сокращены, так как зависят от европейских денег, а их становится все меньше, как и желания их транжирить без каких-либо весомых гарантий, что в итоге будет результат, но американцы продолжают снабжать Украину разведывательными и спутниковыми данными, причем их объем даже расширился) не может удовлетворять Владимира Путина. Поэтому он с начала сентября ужесточил российские воздушные удары по глубокому украинскому тылу, в частности по энергетическим и военным целям.
Иными словами, переговорный процесс по принципу Трампа "возьми или оставь" не только зашел в тупик, но и де-факто уже устарел.
Поэтому Вашингтон, договорившись с европейскими союзниками, решил дать Украине разрешение наносить удары дронами по российской энергетической инфраструктуре в тылу. На Западе поняли, что прежний изнуряющий ход боевых действий выгоден Москве и она может продолжать в таком духе еще долго, тогда как проблемы Украины и Европы растут, как снежный ком. На Западе решили, что к миру можно прийти, только если бить по главному источнику российских денежных поступлений — по нефти. Причем не только непосредственными точными ударами украинских дронов, которые наводят американские спутники, так как у Украины нет таких возможностей, но и дополнительными санкциями против российского "теневого флота", что осложнит российский экспорт нефти.
Именно после этих событий и встал вопрос, неужели саммит на Аляске полностью перечеркнут?
Ответить на этот вопрос трудно. Ни одна из сторон, ни Москва, ни Вашингтон, еще не решилась официально заявить, что дух саммита на Аляске окончательно испарился. Недавно это сделали лишь некоторые государственные представители, в том числе заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. Правда, уже на следующий день "смерть духа Аляски" опроверг сам Кремль (устами Дмитрия Пескова). Но раз один из опытнейших и влиятельнейших российских дипломатов за якобы "самовольное" высказывание не получил никакого политического наказания или порицания, то можно предположить, что на свое заявление он получил согласие сверху. То есть ставилась цель Путина надавить на Трампа.
Игры с ракетами "Томагавк"
Вскоре после Трамп перешел к угрозам, так как Путин его "сильно разочаровал", и мир узнал о возможных поставках американских крылатых ракет большой дальности "Томагавк" Украине. Трамп заявил, что якобы готов немедленно дать на это свое согласие.
Но и в Москве, и в крупных западных СМИ это заявление Трампа расценили как, вероятно, последнее средство надавить на Владимира Путина, чтобы тот пошел на уступки и подписал мир.
Еще больше масла в огонь этого давления должно было "подлить" заявление американского министра обороны Пита Хегсета на встрече министров обороны Североатлантического альянса в Брюсселе 15 октября. Там он заявил, что США и их союзники вместе должны оказать Украине еще большую помощь, что европейцы должны закупать еще больше американских вооружений и что его министерство (Пентагон) готово для этого сделать все необходимое, чтобы доказать: США единственная страна, которая способна решать проблемы эффективно и сделает это в случае России, снова прибегнув к упомянутой политике "достижения мира с помощью силы".
И хотя на той встрече не упоминались поставки "Томагавков", этих слов Хегсета, с точки зрения Вашингтона, должно было хватить для окончательного "смягчения" Владимира Путина.
Но опять не получилось. Россия не согласна, чтобы с ней говорили "свысока". Владимир Путин уже сказал, что "Томагавки" на Украине разрушат американо-российские отношения, а я бы сказал, что они полностью лишили бы Трампа посреднической роли. Но Дональд Трамп этого не хочет ни в коем случае.
Кроме того, Путин, хоть и не облек это в форму угрозы (но все в мире это так и поняли), на саммите государств СНГ в Душанбе сказал, что вскоре состоится демонстрация новейшего российского оружия. При этом он не вдавался в детали, о чем идет речь, а лишь отметил, что это оружие и морского, и воздушного базирования.
Этого достаточно, чтобы вселить оптимизм в русских и беспокойство в западных специалистов, в том числе в Пентагоне. Ведь заявления Владимира Путина подобного рода никогда не были просто "словами, брошенными на ветер". Они всегда подтверждались на практике, в том числе, когда появились крылатые ракеты большой дальности "Калибр" (более современная версия американских "Томагавков", которая стала настоящим сюрпризом для Запада; впервые это оружие продемонстрировали в Сирии), или гиперзвуковые ракеты класса "воздух-воздух" "Кинжал", или гиперзвуковые баллистические ракеты средней дальности "Орешник", первые в мире.
На Европу идет цунами украинских беженцев: местные политики в панике
Кроме того, Москва расценивала бы поставки "Томагавков" Киеву как стратегический переход украинского вооруженного конфликта от прокси-формы к прямой американо-российской войне, обратного пути в которой не будет. Ведь поставки "Томагавков" Украине, стране, которая не является членом НАТО, де-факто повлекут первое применение американских стратегических вооружений ("Томагавк" может нести ядерную боеголовку, хотя таких ракет у США якобы больше нет, но это не значит, что они не могут снова появиться) против другой ядерной державы с момента окончания Второй мировой войны.
Этот факт бы полностью перечеркнул все прежние соглашения, правила и ограничения, которые устанавливают рамки для действий США и России (прежде СССР) в области их собственной и мировой стратегической безопасности.
Поверьте мне, все это хорошо понимает и Дональд Трамп, а еще лучше "глубинное государство", которое за ним стоит.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: