Для Москвы газ — источник геополитического влияния.
Многие европейцы внушили себе, что отношения ЕС с Россией не нормализуются даже после окончания конфликта на Украине. Однако может показаться, что у администрации Трампа другие планы. Она могла бы сделать из перспективы нормализации, особенно в энергетических отношениях, своего рода пряник, чтобы убедить Россию согласиться на мирное соглашение. И если Вашингтон будет готов дернуть этот рычаг, Европа окажется в затруднительном положении.
Как сообщила немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на российские источники, перезапуск “Северного потока — 2” активно обсуждается на переговорах. В военное время всегда сложно отличить правду от слухов, но это было бы совсем не удивительно. Ранее США уже собирались рассмотреть энергетическое сотрудничество с Россией в рамках мирных переговоров.
Также неудивительно, если Россия потребует прямого доступа к европейским рынкам через свои трубопроводы. Газ для Кремля — не просто источник дохода, а еще и ценный геополитический рычаг, особенно если Россия наводнит рынок более дешевым газом и выдавит конкурентов.
Однако есть несколько загвоздок. Одна из них — это что трубопровод поврежден с сентября 2022 года после серии подводных взрывов. Другая — предстоящее банкротство фирмы Nord Stream, ответственной за строительство и эксплуатацию обоих трубопроводов. По сообщению Handelsblatt, американский инвестор заинтересован в том, чтобы завладеть фирмой и взять на себя ответственность за сам трубопровод. Исходя из мировоззрения Дональда Трампа, вполне вероятно, что его администрация поддержит эти намерения и попытается всячески им поспособствовать. В конце концов, это перекликается как с планами создания новой Ривьеры в Газе, так и со сделкой по украинским недрам.
Но перезапустить “Северный поток — 2” будет не так-то просто. Помимо ущерба физической целостности трубопровода и финансовых проблем компании Nord Stream, Германия отказалась выдать разрешение на его эксплуатацию. Кроме того, остановить любую газовую сделку с Россией сможет и Европейская комиссия, если сочтет ее несовместимой с правилами единого рынка, честной конкуренцией или безопасностью поставок. Администрация Трампа может рассчитывать, что Германия и ЕС согласятся на любую сделку, стоит только захотеть. Но куда сложнее будет разобраться в юридической неразберихе, возникшей после отключения газа в 2022 году.
В новой статье Оксфордского института энергетических исследований перечисляются еще причины, почему “Северный поток — 2”, скорее всего, так и останется бездействовать. В частности, это вопрос арбитража между “Газпромом” и различными компаниями, покупавшими у него газ до 2022 года. В некоторых случаях (например, компании Uniper), арбитражные решения позволяли фирмам в одностороннем порядке расторгать долгосрочные контракты с “Газпромом”. В других случаях суд мог обязать “Газпром” выплачивать пострадавшим компаниям компенсацию.
Еще больше усложняет ситуацию то, что “Газпром” затеял собственные разбирательства против этих фирм в России. В частности, государственная компания добивается антиискового запрета и возмещения собственных убытков. Кремль может заставить “Газпром” забрать эти иски в качестве рычага убеждения, чтобы заключить сделку. Но покупателей это не касается. Очевидно, что европейские правительства не смогут заставить арбитражные суды прекратить дела против “Газпрома”.
В итоге судьба “Северного потока — 2” и любых будущих энергетических отношений между Европой и Россией будет зависеть от решений Трампа и Путина и их принуждающей силы. Очевидно, что российскому правительству ничего не стоит подчинить “Газпром” и судебную систему своей воле. Правительство США столь прямого контроля не осуществляет. Однако администрация Трампа доказала, что ей вполне по силам запугивать фирмы, вынуждая их выполнять ее приказы. Но к Европе, чьи национальные правительства и Брюссель попросту не обладают такими полномочиями, это не относится.
Автор: Джек Смит (Jack Smith).