Москвичу Алексею Турчину не удалось добиться оправдательного приговора по делу о мошенничестве, хотя он уверяет, что отсидел в колонии четыре года вместо настоящего преступника. Ранее кассационный суд отменил первый приговор, а Мосгорсуд отправил дело Турчина на новое рассмотрение. Но 24 июля Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор, повторяющий вердикт почти пятилетней давности, — четыре года колонии. Турчин остался на свободе, поскольку уже отсидел этот срок. «Известия» в своем расследовании подробно описывали это дело, где главным аргументом обвинения стала портретная экспертиза, сделанная на основе видеозаписей очень плохого качества и заключившая, что «сходство подозреваемого с преступником нельзя исключить». Почему москвичу не удалось добиться пересмотра дела, хотя в свое время на его сторону встала даже Московская городская прокуратура, — в материале «Известий».
Повторение приговора
Замоскворецкий райсуд Москвы вынес решение по делу о мошенничестве в особо крупном размере в отношении 51-летнего бывшего полицейского Алексея Турчина. Судья Ольга Багрова фактически повторила приговор, который ранее уже был вынесен в отношении мужчины, — четыре года лишения свободы. Алексей останется на свободе, поскольку этот срок он уже отсидел.
Адвокаты Турчина при поддержке Московской городской прокуратуры ранее добились отмены первого приговора и направления дела на новое рассмотрение. Они надеялись на оправдательный приговор, но суд решил иначе. Хотя, по мнению самого Турчина, четыре года он отсидел в тюрьме за преступление, которое совершил другой человек.
«Известия» ранее подробно писали об этом деле. В конце 2020 года в Москве был совершен дерзкий обман: мошенник под именем Глеб Радулов во время сделки купли-продажи земельного участка и дома выманил у одной из сторон сделки 8 млн рублей наличными и исчез.
По заведенному уголовному делу задержали Алексея Турчина, бывшего милиционера, внешне схожего с преступником и знакомого с одним из участников сделки. Несмотря на противоречия в показаниях свидетелей и предполагаемого алиби обвиняемого (он утверждал, что в этот день находился в другом районе города), суд в 2021 году приговорил Турчина к четырем годам колонии. Основным аргументом обвинения была портретная экспертиза, сделанная на основе видеозаписей очень плохого качества и заключившая, что «сходство подозреваемого с преступником нельзя исключить». Похищенные деньги так и не нашли.
Осенью 2022 года по идентичной схеме было совершено еще одно преступление, в котором фигурировал человек, крайне похожий на Глеба Радулова. Его настоящее имя оказалось Руслан Радулов. Его задержали и приговорили к реальному сроку.
Турчин подал апелляцию на свой приговор, проиграл ее. Но затем позицию защиты Турчина поддержала Московская городская прокуратура — в кассационной инстанции она потребовала вернуть дело на повторное расследование для изучения алиби Алексея. В итоге кассационный суд жалобу защиты и прокуратуры удовлетворил, приговор отменил, а дело вернул в Мосгорсуд. Мосгорсуд, в свою очередь, вернул дело в первую инстанцию — в Замоскворецкий суд. Тот отправил материалы на доработку в следствие. Турчин к этому времени уже вышел на свободу.
Как проходил второй процесс
Новый процесс сопровождался постоянными эмоциональными пикировками между адвокатом Турчина Рафаилом Мамиевым и судьей Ольгой Багровой. Судья пообещала адвокату после процесса написать на него жалобу в адвокатскую палату, тот в ответ — на нее в судейский корпус. Руслана Радулова в рамках рассмотрения дела так и не допросили — суд запросил видео-конференц-связь с колонией, в которой тот сидит, но Радулов отказался от участия, и сотрудники ФСИН не стали приводить его насильно.
Суд отказал защите в большинстве заявленных ходатайств о приобщению к материалам дела доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии алиби и невиновности Турчина. Позиция обвиняемого и его защиты на процессе заключалась в том, что единственное, что его объединяет с Глебом Радуловым — это общее знакомство с участником сделки Андреем Журавлевым. В тот день, по словам Турчина, он звонил Журавлеву по другому вопросу, а сам занимался личными делами на другом конце Москвы.
Турчин настаивал, что с Глебом Радуловым они внешне похожи очень отдаленно, тем более что в суд было представлено видео из банкомата, куда Алексей заходил в день, когда проводилась сделка, и на котором видно, что он заметно крупнее Радулова, не брит и с более пышной стрижкой.
Мнения свидетелей, которые присутствовали в 2020 году на злополучной сделке, разделились — половина признала в Турчине Глеба Радулова, другая половина сказала, что это не он.
Неожиданно изменилась позиция прокуратуры: если городская в свое время встала на сторону Турчина и поддержала пересмотр дела, то в ходе нынешнего процесса районная прокуратура на стадии прений просила вновь вернуть дело в следствие, но не с целью проверки алиби, а чтобы утяжелить Турчину статью и добавить туда пункт о мошенничестве, совершенном «группой лиц». Судья в этом прокурору отказала.
На оглашение приговора 24 июля Турчин приехал с огромной сумкой вещей, поскольку опасался, что суд поддержит запрос прокуратуры и ему придется снова отправиться в тюрьму. При этом он опоздал, судья зачитала решение без него.
В итоге обвиняемый заявил «Известиям», что хоть и рад, что его снова не посадили в тюрьму, тем не менее свой приговор считает несправедливым и планирует бороться дальше в апелляции и, если понадобится, в кассации. Как говорил сам Турчин во время своего последнего слова, за время отбывания срока и судебных тяжб он потерял отца и мать, а также пропустил момент взросления своего сына. Вины своей он никогда не признавал и настаивает, что вместо него на скамье подсудимых должен сидеть Руслан Радулов.