Вашингтон может поддержать сохранение российского военного присутствия в Сирии, чего Москва добивается путем проведения переговоров с президентом Ахмедом аш-Шараа при посредничестве Турции.
Российско-американские отношения значительно улучшились с тех пор, как Дональд Трамп во второй раз вступил в должность президента США. Одним из признаков улучшения отношений Вашингтона и Москвы является давление администрации Трампа на Владимира Зеленского с целью заставить его прекратить военные действия против России в рамках соглашения, признающего присоединение четырех бывших украинских областей (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской) к России и гарантирующего, что Украина не вступит в НАТО.
Эта тенденция, идущая в ущерб Европе, может отразиться и на Ближнем Востоке, считают американские политологи. Они также утверждают, что хорошие отношения с Москвой будут способствовать стабильности на Ближнем Востоке после 25 лет хаоса и войн.
По мнению аналитиков, новые договоренности позволят сохранить важные интересы США в регионе, особенно после недавних изменений, произошедших в Сирии после падения режима Башара Асада и захвата власти в Дамаске вооруженными группировками, что нанесло тяжелый удар по "оси сопротивления", поддерживаемой Ираном, в которую входят иракские, ливанские, палестинские и йеменские движения.
Американские аналитики считают, что Ближний Восток стоит на пороге значительных перемен, которые положат конец балансу [сил], установившемуся в регионе после Второй мировой войны.
Ситуация в Сирии
Начнем с Сирии, где администрация Трампа готова выступить против "временного президента" Ахмеда аш-Шараа (Абу Мухаммеда аль-Джулани) из-за его неоднозначной биографии. Он возглавляет "Хайят Тахрир аш-Шам"* (ранее "Джабхат ан-Нусра"*), которая внесена в списки террористических организаций США.
У администрации Трампа есть сомнения относительно Ахмеда аш-Шараа, который пришел к власти при поддержке бывшей администрации, возглавляемой демократом Джо Байденом. Республиканцы неохотно идут на сотрудничество с исламистскими группировками, в отличие от демократов, которые привели в конгресс даже таких исламистов, как Ильхам Омар.
Трамп и его соратники также с подозрением относятся к исламистскому проекту, спонсируемому Турцией под знаменем неоосманизма. Бывший советник президента США Стив Бэннон в своем подкасте War Room заявил, что Трамп считает президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана "одним из самых опасных мировых лидеров" и обвиняет его в стремлении "возродить Османскую империю". Тут стоит отметить, что Трамп назвал свержение Асада "недружественным захватом" Дамаска Анкарой.
Администрация президента США возмущена совершенными сторонниками Ахмеда аш-Шараа массовыми убийствами алавитов и христиан в прибрежном регионе Сирии. Госсекретарь Марко Рубио заявил: "Соединенные Штаты осуждают радикальных исламистских террористов, в том числе иностранных джихадистов, убивавших людей на западе Сирии в последние дни". Он также добавил, что Вашингтон выступает "на стороне меньшинств".
Это может подтолкнуть Трампа к сотрудничеству с Москвой, имеющей военно-воздушную и военно-морскую базы в прибрежном регионе Сирии.
Вашингтон может поддержать сохранение российского военного присутствия в Сирии, чего Кремль добивается путем проведения переговоров с президентом Ахмедом аш-Шараа при посредничестве Турции.
Когда спецпосланника президента США по Ближнему Востоку Стива Уиткоффа попросили прокомментировать слухи о том, что Израиль оказывает давление на администрацию Трампа, чтобы та позволила России сохранить свои военные базы в Сирии, тот ответил: "А разве это противоречит нашим национальным интересам?" Он добавил, что Трамп хочет в партнерстве с Россией добиться беспрецедентных успехов в регионе.
Бывший посол США в Дамаске Роберт Форд заявил, что Дональд Трамп хочет уйти из Сирии. Присутствие России в этой арабской стране может ограничить влияние Турции. Трамп хочет вывести американские войска из северо-восточной Сирии, но боится, что в таком случае турецкая армия и протурецкие исламистские группировки разгромят "Сирийские демократические силы". Другими словами, сотрудничество США и России в Сирии может привести к свержению Ахмеда аш-Шараа и замене его гражданским лицом, более приемлемым для международного сообщества.
Иран и страны Персидского залива
Второй вопрос, который может быть решен путем сотрудничества Москвы и Вашингтона, — это иранская ядерная проблема, причем США не будут прибегать к использованию военной силы в отличие от Израиля, который настаивает на нанесении удара по Ирану.
Кремль заявил, что будущие переговоры между Россией и США будут включать обсуждение ядерной программы Ирана. Вашингтон рассчитывает, что тесные связи между Москвой и Тегераном облегчат координацию между США и Ираном и не потребуют вмешательства со стороны европейских лидеров.
По мнению США, соглашение с Ираном может ослабить напряженность на оккупированных палестинских территориях и усилить влияние Египта и Катара на ХАМАС, что поможет добиться решения по управлению сектором Газа после окончательного прекращения огня с Израилем. Это также восстановит стабильность в регионе Баб-эль-Мандеб после того, как администрации Байдена не удалось нейтрализовать группировку "Ансар Аллах" (хуситы), которая продолжает наносить удары по израильским кораблям в поддержку Газы.
Кроме того, улучшение отношений между Россией и США может повысить глобальную роль некоторых государств Персидского залива, в первую очередь Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Саудовской Аравии.
Отношения между Россией и ОАЭ вышли на новый уровень после того, как Запад ввел экономические санкции против России (еще десять лет назад), что побудило Москву использовать Абу-Даби и Дубай в качестве центров реэкспорта подсанкционных товаров.
Москва стремится увеличить экспорт оружия в страны Персидского залива после отмены западных санкций, если будет достигнуто соглашение с Вашингтоном. Стоит отметить, что страны Персидского залива тесно связаны с американскими системами вооружений и стремятся к углублению сотрудничества с Соединенными Штатами в таких технологических секторах, как искусственный интеллект (ИИ). Со своей стороны, Россия также стремится укреплять сотрудничество со странами Персидского залива.
Кроме того, Россия — после введения западных санкций — полагалась на государства Персидского залива во главе с ОАЭ как на посредника в мировой финансовой системе. Таким образом, российско-американское партнерство может укрепить позиции арабских государств Персидского залива в качестве финансово-экономического связующего звена между Москвой и Вашингтоном.
*Террористическая организация, запрещенная в России.