Не биологический пол определяет, какая форма измены ранит нас сильнее, а сексуальная ориентация, показало новое исследование. И преодолеть ревность почти невозможно.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Почему она все время смотрит в телефон? А что, если там — кто-то другой?
Ревность — одно из самых сильных чувств. Она вспыхивает, как только под угрозой оказываются близость или привязанность, и, согласно распространенному мнению, подчиняется такому правилу: мужчины сильнее реагируют на сексуальную измену, женщины — на эмоциональную.
Хиллари Клинтон это просто так не забыла: куда и почему пропала Моника Левински
Эволюционная психология объясняет это так: мужчины исторически боялись незаметно инвестировать ресурсы в "чужое" потомство. Для женщин главным риском считалась утрата эмоциональной связи, а значит, защиты и обеспечения. Это звучит логично.
Теперь выясняется, что все не так однозначно. Насколько человек ревнив, связано меньше с биологическим полом и больше с сексуальной ориентацией, говорится в новой работе, опубликованной в журнале "Archives of Sexual Behavior" ("Архивы сексуального поведения"). Отсюда и другой вопрос: способны ли люди вообще "преодолеть" ревность?
Исследователи из Норвежского университета науки и технологий (NTNU) попытались точнее понять, как биологический пол, психологические гендерные характеристики и сексуальная ориентация формируют ревность. Для этого они опросили почти 4500 человек в возрасте от 16 до 80 лет с помощью стандартизированного онлайн-анкетирования. Участникам предлагались разные "сценарии принудительного выбора", где нужно было указать, какой вид неверности был бы для них болезненнее.
Например, спрашивали: что ударило бы по вам сильнее, если ваш партнер вступил в сексуальную близость с другим человеком или если он с ним выстроил более глубокую эмоциональную связь? Что хуже, если партнер получает новый сексуальный опыт на стороне или если влюбляется?
Дополнительно фиксировали, к какому полу участники испытывают влечение и насколько "мужественными" или "женственными" они себя ощущают. Для этого респонденты, среди прочего, рассказывали о детских хобби, о том, что им нравится в работе, и как они оценивают собственную эмпатию.
Сексуальная ревность — "дело гетеро"
Исследование подтвердило знакомый паттерн, но лишь для одной группы: гетеросексуальные мужчины больше всего реагировали на сексуальную измену. Женщины, вне зависимости от сексуальной ориентации, считали более травмирующей эмоциональную неверность.
Стоило мужчинам отнести себя не к гетеро, а к гомо- или бисексуалам, картина заметно менялась: их реакции становились похожими на женские. Иными словами, выраженная сексуальная ревность прежде всего характерна для мужчин, которые однозначно гетеросексуальны.
"Маскулинная самооценка"
Психологические особенности тоже играли роль: мужчины чаще испытывали сильную ревность на почве сексуального контакта, когда были сильно ориентированы на женщин и воспринимали свое тело как особенно "мужское". Иными словами, интенсивность ревности у мужчин тесно коррелировала с их собственной "маскулинной" самооценкой. У женщин телесные параметры почти не влияли на отношение к ревности.
Как только мужчины хотя бы в какой-то степени признавали влечение и к мужчинам, фокус их ревности смещался. У женщин сексуальная ориентация на характер ревности влияла куда меньше.
"Идея о том, что ревность можно просто перешагнуть или отучить себя от этого чувства, — это культурная фантазия", — считает Кристиан Реслер, психотерапевт, психоаналитик и профессор клинической психологии в Католической высшей школе Фрайбурга. В своей частной практике во Фрайбурге он ведет и терапию для пар.
Терапевт из Фрайбурга Кристиан Реслер не стал бы переоценивать эти результаты: да, в исследовании участвовало много людей, но в ключевых подгруппах по сексуальной ориентации выборки оказались небольшими. "В таких случаях статистически проблематично делать обобщающие выводы", — говорит он. На это, по его словам, указывают и сами авторы.
Глубоко укорененное чувство
Главное же, Реслер не согласен с популярным тезисом в современных дискуссиях об отношениях: "Идея о том, что ревность можно просто перешагнуть или отучить себя от нее, — это культурная фантазия". Есть данные, что ревность — врожденное чувство. "Ее наблюдают уже у младенцев. Наша эмоциональная система имеет биологическое основание, потому что она защищает собственные интересы". В парных отношениях этот механизм повторяется, поясняет психоаналитик.
Он ежедневно видит, насколько ужасно переживается потенциальная утрата отношений: "Когда близкая связь под вопросом, люди реагируют мощной тревогой, ведь исторически потеря социальной привязанности была смертным приговором. Это глубоко укоренилось в нашей психике".
Открытые отношения, полиамория или попытки "побороть ревность" он относит к психологически весьма тяжелым практикам: "Я редко видел настолько истощенных людей, как пары, которые старательно отучают себя от ревности". Хотя одни по природе ревнивы больше, другие — меньше, базовый психологический механизм остается: "Ревность охраняет жизненно важную привязанность. Поэтому она универсальна".
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: