Пока всё внимание любителей санкций приковано к русской энергетике, Россия в полной мере развернулась в другой, не менее важной отрасли, объявив начало "неголодных игр". Зерно и другая сельхозпродукция из России постепенно отбивает у бывших партнёров рынки сбыта, а Запад начинает откровенно злиться из-за русских "калорий".
Недружественные страны после начала СВО открыли для себя, что Россия - это не только "страна-бензоколонка" (что, как выяснилось, весьма неплохо, когда вокруг бушует энергокризис), но и страна, которая способна накормить весь мир. А продовольствие, как и газ с бензином, это товар, который не теряет актуальности никогда. Главным образом - это зерно и удобрения (по этим показателям наша страна является одним из мировых лидеров).
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, Россия в прошлом году смогла нарастить экспорт. Отгрузки в Китай (крупнейший потребитель) выросли на 50%, в Египет - на 11%, в Индию - на 45%. Растут поставки в ОАЭ, Вьетнам, Марокко, Нигерию и другие страны Глобального Юга.
При этом Россия начала отхватывать рынки у Запада. К примеру, Москва договорилась с Малайзийей о поставке 700 тыс. тонн пшеницы, закрыв тем самым половину спроса в стране. Данный шаг крайне не понравился Австралии, которая является основным поставщиком зерна для Малайзии. Австралийцы начали убеждать торговых партнёров, что с ними иметь дело выгоднее. Тут и налаженные контакты, и более близкое расположение, и, как следствие, на доставку уходит меньше времени (из России товар везут 45 дней, из Австралии - 22). Но почему-то малайзийцы выбрали русское "агрессивное" зерно. Вероятно, Москва предложила более выгодную цену, а может с ней в принципе проще договориться, чем с соседями.
Пока разбирались с Малайзией, Россия взялась за Индонезию. Минсельхоз США с тревогой сообщает, что Джакарта в десять раз увеличила закупки пшеницы из России.
Кроме того, Россия выдавила из Алжира французских поставщиков пшеницы, что вызвало если не панику, то крайнюю озабоченность точно. ЕС даже направил комиссию в африканскую страну, чтобы убедить марокканцев прекратить вести "неприемлемую дискриминацию". "Неприемлемость", опять же, заключается в том, что русские способны предложить более низкую цену, чем европейцы. Вопрос, почему товары у русских стоят дешевле, надо забать непосредственно авторам санкций, но они вряд ли признают свою вину.
Всем спасибо, все свободныСитуация для Запада складывается крайне неприятная. Он быстро лишается рынков сбыта из-за торговой экспансии России. К примеру, недавно польские фермеры попросили Евросоюз повысить таможенные пошлины на удобрения из России и Белоруссии. Причина проста - поляки не справляются с конкуренцией. Производство их азотных предприятий намного дороже, чем у русских и белорусских конкурентов, поскольку Европа сама отказалась от продукции "Газпрома". А покупатели всегда норовят выбрать товар подешевле. И тут заведомо проигрышная ситуация. Даже если ЕС пойдёт на это, чтобы спасти польское фермерство, он ударит по всем остальным странам, которым придётся покупать продукты дороже, чем они могли бы стоить. Винить европейцы должны себя сами. Если бы они швырялись в Россию пакетами санкций, то не столкнулись бы со всеми этими последствиями. И даже сейчас, когжа уже всем стало понятно, что наказать русских выходит себе дороже, Еврокомиссия продолжает сочинять новые санкции против Москвы.
А цены и без этого растут как на дрожжах. Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН уже сообщили, что цены на продовольствие в октябре во всём мире выросли на 2%. И судя по тому, что никто никаких выводов не сделал, и ЕС с США продолжают сыпать санкциями (что уже превращается в откровенную комедию абсурда), ситуация в ближайшее время не исправиться.
А Россия и дальше будет захватывать сельскохозяйственные рынки. Тем более, что после завершения конфликта под её контроль попадёт богатый украинский чернозём, а при БРИКС будет создана зерновая биржа, которая сможет работать в отрыве от западных финансовых систем.