РЕН ТВ
Польшу сейчас захлестнули и антимигрантские настроения. Факельные шествия националистов, контроль на границах, все более радикальная риторика политиков. Группы мигрантов, в прямом смысле, роют себе дорогу в Евросоюз, выкапывая тоннели на границе. Не приведет ли это к отколу Польши от генерального курса ЕС, разобрался европейский корреспондент Виталий Чащухин – в сюжете РЕН ТВ.
В огне национализма и ксенофобии. Страну, которая называет себя "Европой", захлестнули антимигрантские марши ненависти. Факелы, дым и выкрики: "Польша для поляков".
Сотни ультрас прошлись по центру города Лодзи, расположенного, как раз, на пути миграционных потоков, в том числе украинских, судя по этим перечеркнутым флагам. А прямо вдоль приграничья они выстраивают свои зловещие форпосты нац-обороны.
"Мы защищаем польские границы. Входите в нашу страну на свой страх и риск", – сказал один из участников акции протеста.
Местные фермеры тоже выдвигаются на "боевое дежурство". Для них угроза подступает вовсе не с Российского Востока, а со своего же европейского Запада. Обман и предательство по соседству.
"Я выступаю за то, чтобы границы были закрыты", – заявила участница акции Малгожата.
Риторика и самого польского руководства приобретает все более радикальный характер.
"Западная граница Польши дырявая, ситуация катастрофическая", – считает избранный президент Польши Кароль Навроцкий.
С понедельника страну обложили и вполне официальными баррикадами, стянули к границам военных. Из-за выборочных досмотров образуются многокилометровые очереди. Остановлены грузовые потоки. Полностью нарушена сакральная свобода передвижения. Сам дух европейского единства рухнул.
"Серьёзные ограничения. Возможно возникновение пробок", – подчеркнул заместитель мэра польского города Слубице Томаш Стефански.
У Варшавы претензии сразу ко всем ближайшим союзникам. Отловили даже эстонца, который пытался во всех смыслах "подбросить" на своей машине сразу четырех беженцев из Афганистана. Еще больше вопросов к немецкой стороне.
"К сожалению, возникла проблема с немецкой стороной, которая начала передавать нам мигрантов, утверждая, что они въехали в Германию из Польши", – рассказал президент Польши Анджей Дуда.
Берлин отвергает упреки.
"Германия не депортирует обратно в Польшу просителей убежища, которые уже прибыли в ФРГ. Таких депортаций нет и не будет", – федеральный канцлер Германии Фридрих Мерц.
Похоже, что рубеж невозврата в двухсторонних отношениях.
А между тем, мосты давно сожжены. В Германии ведь тоже со своей стороны более полугода как ввернула погранконтроль на границе с Польшей Так что это дорога в оба "конца". Конца Шенгена.
Польша стала уже 11 страной, где, на данный момент, снова действует пограничный контроль.
"Это еще один кирпичик в распад системы Шенгена по принципу домино; своего рода цепная реакция. И она ставит под угрозу всю шенгенскую систему", – депутат европейского парламента Катарина Барли.
В Париже, видимо, тоже решили, чтобы не утонуть в этих потоках самим, лучше спускать на дно Ла-Манша перегруженные мигрантами шлюпки. Причем, уже с помощью простого перочинного ножика. Чрезвычайные меры следом вводит и Греция, отказывая в своем теплом приеме.
На Крите временные центры заполнены уже до отказа. Жители европейских городов начинают ощущать не поддельный страх перед приезжими.
Спусковым крючком для радикализации Польши стало убийство молодой девушки 19-летним иностранцем. Десятитысячное протестное шествие "во имя Клаудии", так ее звали. И это уже не просто дебаты о Шенгене или миграционных потоках, а вопрос политического выживания правящих элит, тех, кто все это и допустил.