Самым частым сценарием телефонного мошенничества в прошлом году являлись предложения якобы продлить договор с оператором связи. Это следует из данных компании "Яндекс", с которыми ознакомились "Известия".
"В общей структуре мошеннических вызовов этот сценарий занимает 44%. Пользователю сообщают якобы от лица оператора о завершении срока договора. Для продолжения работы связи или интернета необходимо "продлить договор" и сообщить код из SMS-сообщения", – отметили специалисты.
Еще одна распространенная афера – двухэтапное давление на пользователя (20%). В компании уточнили, что первый звонок дает пользователю явно понять, что с ним ведет диалог аферист. После чего поступает второй звонок от якобы представителя банка, предлагающего "обезопасить счета" после звонка афериста.
Кроме того, часто мошенники обещают "выдать или повысить выплачиваемые пособия, увеличить размер пенсии или пересчитать выплаты с учетом ранее упущенного стажа или данных". Подобные звонки встречаются в 16% случаев.
Также аферисты в ходе телефонного диалога предлагают "разблокировать" якобы заблокированный из-за подозрительной активности аккаунт – например, на "Госуслугах" или в кредитной организации (11%).
Встречается и афера с сообщением о доставке письма из отделения почты или службы доставки (5%). Аферисты сообщают о якобы поступившем заказном письме, для доставки которого нужно назвать код из SMS.
В компании сообщили, что в прошлом году автоматический определитель номера от "Яндекса" обработал около 1,5 миллиарда телефонных звонков с незнакомых номеров. 800 миллионов из них пришлись на нежелательные, включая звонки от аферистов. По сравнению с 2023 годом, их доля выросла на 16% и составила 56% от общего количества.
По данным сервиса автоматического определителя номера, наибольший рост нежелательных вызовов за год пришелся на звонки от кредитных организаций и звонки аферистов под видом работников банков – их количество возросло на 25%. На 21% увеличилось число звонков с предложением услуг страхования. На 17,5% – число звонков с "опросами" – в частности, для оценки качества обслуживания. При этом свыше 2 миллионов звонков с неизвестных номеров поступило пользователям в мессенджерах – 5% из них пользователи отметили как нежелательные. Среди них звонки якобы от лица кредитных организаций и правоохранителей.
По информации компании, в прошлом году число звонков с незнакомых номеров больше всего увеличилось в Пензенской области – на 86% по сравнению с 2023 годом, а еще в Приморье – на 22%, а также в Ростовской области – на 20%. Серьезнее всего данный показатель упал в Чечне – на 80%, Северной Осетии – на 50%, а также в Забайкалье – на 35%.