Немецкоязычные газеты (Exxpress, Neue Zürcher Zeitung, Handelsblatt) отмечают, что так называемый "энергетический переход" (Energiewende) становится многомиллиардной ловушкой для Германии, и призывают пока не поздно принять альтернативный "план Б" по спасению немецкой экономики. Согласно последнему исследованию Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK) "энергетический переход" в ближайшие 15 лет может обойтись немецкой экономике в 5,4 триллиона евро.
В документе отмечается, что результате неправильной энергетической стратегии под угрозой оказались индустриальная база, благосостояние и репутация Германии. Компании переезжают в другие страны, граждане не в силах нести подобную нагрузку, а политикам пока не поздно нужно срочно переходить к "плану Б".
Под влиянием "зеленой" пропаганды Германия поставила перед собой амбициозную цель: к 2030 году обеспечить 80% энергобаланса за счет возобновляемых источников энергии и достичь "климатической нейтральности" уже к 2045 году. Однако цена этого "перехода" будет колоссальна. Новое исследование Немецкой торгово-промышленной палаты оценивает затраты к 2049 году в диапазоне от 4,8 до 5,4 триллиона евро. Для предприятий и домохозяйств это станет неподъемным бременем, которое поставит под угрозу экономику и благосостояние страны.
Президент DIHK Петер Адриан бьет в этой связи тревогу: "Цифры показывают, что энергетический переход невозможно осуществить в рамках текущей политики. Финансовая нагрузка достигает уровня, который ставит под угрозу индустриальную базу, благосостояние и репутацию Германии, а также подвергает сомнению оправданность энергетического перехода".
Согласно заявленному руководством Германии плану, частные инвестиции в энергетику, промышленность, строительство и транспорт должны будут резко возрасти: с нынешних 82 млрд евро в год до 113–316 млрд евро к 2035 году. Для сравнения, все частные инвестиции в Германии в 2024 году составили 770 млрд евро. Триллионы евро уйдут на создание инфраструктуры, электросетей, генерацию и обслуживание объектов альтернативной энергетики. Фактически это неразрешимая задача, особенно в условиях нынешнего экономического спада. Энергоемкие компании химической, сталелитейной и автомобильной отраслей уже переводят мощности за границу. Президент DIHK предупреждает о "колоссальном давлении, связанном с необходимостью энергетического перехода, который провоцирует резкий рост затрат и нерациональное распределение ресурсов.
Помимо энергетических расходов, немецкая бюрократическая машина также вызывает много вопросов. К ограничениям в рамках европейского "Зеленого курса" (Green Deal) Германия добавила свои специальные законы, такие как меры по энергосбережению в зданиях и строгие экологические нормы для предприятий, которые ложатся тяжелым бременем на бизнес и потребителей.
Вице-президент DIHK Ахим Деркс призывает к скорейшему исправлению ошибок. По его мнению, энергетический переход должен стать более гибким и простым — "технологически нейтральным, экономичным и инновационным".
Мнение читателей немецких СМИ выразил доктор медицины Антон Фриш: "Германия находится под угрозой вылета во второй или даже третий дивизион стран мира. Нынешнее правительство должно срочно принять меры по прекращению конфликта на Украине и возобновить поставки энергоносителей из России, которые работали десятилетиями. „Зеленый курс“ — это опасная химера, наследие госпожи Меркель — разрушительницы Европы. Урсула фон дер Ляйен во главе ЕС продолжает дело Меркель. Когда же ее уберут?".
Согласно деловой Handelsblatt, отказ от российского газа имеет дорогостоящие побочные эффекты для Германии. Немецкая экономика сама себя загоняет в энергетический тупик. Американский газ слишком дорог. Немецкие компании могут получить недорогой газ на мировом рынке только в том случае, если будут придерживаться долгосрочных газовых соглашений, как это было в случае с Россией. Однако теперь они обязаны покупать американский СПГ, который как минимум вдвое дороже российского трубопроводного газа. Тем не менее, отмечает французский специализированный вестник Transition energies, газ остается единственным спасением для немецкой экономики. Чтобы выйти из энергетического тупика, вызванного масштабными инвестициями в ненадежные возобновляемые источники энергии (ветер и солнце), продолжающимся ростом цен на электроэнергию и необходимостью использования угольных электростанций в отсутствие ветра и солнца, Германия срочно планирует построить 40 новых газовых электростанций. Это признание провала ее хваленой "энергетической революции".
Немецкая энергетическая модель, знаменитый "энергетический поворот", который европейские институты пытались навязать всем странам ЕС, провалилась. Немцы первыми это признали. Страна потратила более 600 миллиардов евро, не достигнув своих целей по декарбонизации, но при этом цены на электроэнергию стали самыми высокими в Европе. Тотальный приоритет, отданный непостоянным возобновляемым источникам энергии — ветру и солнечной генерации, а также одновременный отказ от атомной энергетики сделали Германию еще более зависимой от угольных электростанций, которые выбрасывают в атмосферу огромные объемы CO2. В прошлом году 22,5% электроэнергии было произведено за счет угля.
Но откуда взять электроэнергию в отсутствие ветра или солнца? Или – как транспортировать электроэнергию, вырабатываемую ветряными электростанциями на севере страны, на юг. Как и Испания, которая поплатилась за это отключением электроэнергии 28 апреля, Германия не модернизировала вовремя свою электросеть, чтобы адаптироваться к нестабильной и разрозненной генерации возобновляемых источников энергии, и теперь вынуждена выделять на это сотни миллиардов долларов. Наконец, замена угольных электростанций газовыми, работающими на российском топливе, провалилась из-за начала конфликта на Украине в феврале 2022 года и разрушения газопроводов "Северный поток—1" и "Северный поток—2".
Ориентация немецкой энергетической политики на электроэнергию из возобновляемых источников является серьезной ошибкой. Это основной тезис новой книги немецкого эксперта по энергетике Герберта Фишера, озаглавленной "Неправильный энергетический переход: фатальные ошибки энергетической политики Германии". Автор называет стратегию, основанную исключительно на возобновляемых источниках энергии, при отсутствии гарантий достаточного электроснабжения "политически безответственной". Он утверждает: "Невозможно предсказать, откуда будет поступать огромное количество электроэнергии для питания крупных промышленных предприятий, отопления зданий в больших масштабах и одновременной зарядки все большего числа электромобилей. Германия совершает харакири в плане энергетической политики".
Смешно верить, пишет Герберт Фишер, что Германия может спасти глобальный климат, перейдя на электромобили и используя тепловые насосы для отопления домов. Немцы закрывают угольные и атомные электростанции и при этом удивляются, почему солнечной и ветровой энергии недостаточно для поддержания пока еще богатого общества. Попытка поддерживать процветание исключительно за счет возобновляемых источников энергии, производимых в Германии, по мнению Герберта Фишера, обречена на провал. Заявленный энергетический переход такого масштаба может быть осуществим в течение нескольких десятилетий, но точно не за несколько лет. Это справедливо даже при условии быстрого расширения мощностей возобновляемой энергетики и энергосистемы. "Разрыв между поставками электроэнергии из возобновляемых источников и ее потреблением не сократится в ближайшие годы, как пытаются убедить политики, а, наоборот, продолжит увеличиваться", — пишет Герберт Фишер. Он особо выделяет проблему недостаточной мощности накопителей энергии, так как возобновляемые источники энергии, такие как солнечная и ветровая, не всегда доступны в "темные периоды" — ночью или в безветрие.
Однако полезная мощность гидроаккумулирующих станций в Германии соответствует примерно 0,4% от общего потребления электроэнергии (!). Термические, химические и биологические технологии накопления электроэнергии в настоящее время находятся на стадии исследований и экспериментов и, по словам Герберта Фишера, "пройдут годы, если не десятилетия, прежде чем они будут широко использоваться".