Наручники для потрошителя: как был пойман Андрей Чикатило

ИЗВЕСТИЯ 1 день назад 2
Preview

14 ноября 1990 года следователь прокуратуры СССР Исса Костоев отдал приказ установить за ним наружное наблюдение. 20 ноября в районном Новошахтинске, по дороге из поликлиники домой его арестовали. Так была пресечена преступная деятельность одного из самых кровавых серийных убийц в истории криминалистики. Как это было, вспоминали «Известия».

Несостоявшийся педагог

Андрей Чикатило родился в 1936 году под Харьковом, в раннем детстве пережил немецкую оккупацию. В школе страдал от близорукости, был предметом насмешек. На его психике отразилась и неудачная первая любовь. Он закрылся, стал вести двойную жизнь. Позднее он женился, воспитывал двоих детей, и внешне это была счастливая семья. Убийца окончил Ахтырское техническое училище связи, пошел работать на прокладке линий электропередачи, писал статейки в районные газеты. Потом поступил в Ростовский университет на филологический факультет, который окончил в 1970 году по специальности «Русский язык и литература».

Он стал завучем в школе-интернате в Новошахтинске. Был злопамятен и мстителен, старательно скрывая свои психологические отклонения. Но не всегда мог справиться с собой. С одной из школьниц он заперся в классе и пытался склонить ее к близости. Девчонка, спасаясь от маньяка, выпрыгнула в окно.

С педагогической стезей пришлось расстаться. Отныне педагогом он работать не мог. Наверное, и сам побаивался, понимал, что выдаст себя. Стал снабженцем. Эта работа, связанная с постоянными командировками по Ростовской области и не только, подходила ему.

Свое первое убийство маньяк-потрошитель совершил в 1978 году. Жертвой стала 9-летняя ученица второго класса Елена Закотнова. Через год за это преступление ошибочно расстреляли Александра Кравченко... Чикатило тогда допрашивали как свидетеля.

В 1982 году Чикатило совершил семь убийств по одинаковому сценарию. На автобусной остановке он знакомился со школьницей или школьником и предлагал им посмотреть интересный фильм по видеомагнитофону, угощал жевательной резинкой. Иногда просил сознательных пионеров донести до дома тяжелую сумку. По пути, в лесополосе, маньяк выкалывал жертвам глаза, вырезал части тела, насиловал. Тела находили с десятками ножевых ранений. Оперативники поняли, что в округе действует маньяк или «банда психов». Многие оговаривали себя под давлением следователей. А настоящий преступник оставался неуловимым не столько из-за хитрости и «криминального таланта», сколько по чудовищному и удивительному стечению обстоятельств. То следователи теряли разработки, которые могли вывести на Чикатило, то при экспертизе медики неверно определяли его группу крови...

Одиссея агента ОБХСС

14 сентября 1984 года участковые Александр Заносовский и Шайх-Ахмед Ахматханов задержали Чикатило, пристававшего к девушкам в общественном транспорте. В его портфеле нашли полотенце, кухонный нож, банку вазелина, кусок мыла и два мотка шпагата. Странный набор! Чикатило объяснил, что всё это необходимо в командировке. 15 суток он отсидел в КПЗ. К нему подсадили двоих агентов милиции, которые должны были разговорить задержанного. По-видимому, убийца ничем себя не выдал. Судили его как снабженца, за незначительное хищение социалистической собственности (из его груза пропало несколько метров линолеума). Чикатило отсидел символический срок и вышел на волю.

Кстати, он был внештатным сотрудником ростовской областной милиции по линии ОБХСС и помог вывести на чистую воду нескольких расхитителей социалистической собственности. Видимо, изощренный криминальный ум считал, что, ближе познакомившись с методами милиции, он сумеет уходить от преследования. И действительно, это долго срабатывало.

Как объяснить такую одержимость убийствами? Причина — не в общественной жизни, не в войнах и кризисах. Это аномалия, тяжкая, черная болезнь, которая может проявиться в любое время, в любой стране. Другое дело, что правоохранители должны надежно защищать общество от убийц и насильников. Серийные преступники появляются там, где оперативные и следственные службы недорабатывают. А Чикатило после первых преступлений уверовал в свою безнаказанность. И, к сожалению, не без оснований.

Кровавый след

В нескольких областях страны искали маньяка, который наводил ужас на юг России. К этим поискам даже привлекали и самого Чикатило, как активиста народной дружины. И он старался как можно больше разузнать о следствии. Получив ориентировку на преступника, он даже позволял себе балагурить со знакомыми милиционерами: «По таким приметам можно задерживать каждого третьего. Шляпа и очки — это что, особые приметы? Я вот тоже в шляпе и очках!»

Психиатр Александр Бухановский составил на удивление точный портрет к тому времени еще неизвестного убийцы: «Предполагаемый преступник имеет среднее специальное или высшее образование. Ему лучше должны даваться философия, история, психология; работает в условиях производства с четко соблюдаемым графиком, например в снабженческой организации».

В 1990 году Чикатило совершил еще 8 убийств. Проверяя милицейские рапорты, следователь Исса Костоев заметил приметную фамилию, которая возникала в деле 1984 года — Чикатило. В августе 1984 года под Ташкентом были убиты неизвестная женщина и двенадцатилетняя девочка. А 31 июля 1985 года в районе платформы Авиационная возле подмосковного Домодедова изнасиловали и убили восемнадцатилетнюю девушку. Эти убийства напоминали «ростовскую серию». Костоев решил проверить, мог ли Чикатило совершить эти злодеяния. И оказалось, что как раз в это время он ездил в командировки в Узбекистан и в Москву. Это и стало отправной точкой для задержания преступника. За ним установили слежку и ранним утром 20 ноября его арестовали в Новошахтинске. Следователи уже не сомневались, что перед ними тот самый «потрошитель».

Группой захвата руководил начальник криминальной милиции Ростовского УВД Владимир Колесников. Серьезного сопротивления милиции Чикатило не оказал. После ареста несколько дней маньяк ни в чем не признавался, но под напором фактов и улик стал охотно рассказывать о своих преступлениях. Врач зафиксировал у Чикатило рану указательного пальца правой кисти давностью около двух недель, царапины от ногтей на лице и следы от укусов жертвы, которая оказала ему сопротивление.

«Прошу лишить меня жизни»

Большую помощь следствию оказал психиатр Бухановский, нашедший подход к маньяку. Именно ему первому Чикатило стал рассказывать о своих злодеяниях. И сначала признался в давнем убийстве Елены Закотновой в селе Грушевка. Ее останки нашли там, где указал Чикатило. Правда, еще несколько недель потрошитель не рассказывал о подробностях: утверждал, что его психика не выдерживает таких воспоминаний. Но следователи и психолог сумели выжать из него и детальные рассказы.

Психиатр начал разговор издалека, стал рассказывать убийце о его жизни, о его характере. И — попал в точку. Чикатило ошарашило, что этот посторонний человек разгадал его «уникальный» внутренний мир. А ведь он считал себя единственным, непостижимым... После этого потрошитель не мог запираться. Это было важно для следствия, ведь речь шла о преступлениях, совершенных в разные годы. Признания маньяка помогли восстановить детали многих преступлений прошлого.

Когда 30 ноября ему предъявили обвинение в совершении 35 убийств, Чикатило полностью признал вину. Он стал подробно рассказывать о своих преступлениях — по 6–7 часов в день, рисовал схемы, на удивление точные. Его опознавали свидетели. Он признался еще в двадцати убийствах, ранее неизвестных следствию. 55 жертв... Подтвердить удалось 53 случая, два дела закрыли за недоказанностью. Однажды он написал ходатайство в прокуратуру: «Прошу лишить меня жизни как ошибку Бога».

Загнанный зверь

В апреле 1992 года в Ростове-на-Дону начался суд над Чикатило. Уголовное дело насчитывало 220 томов. Чтобы защитить убийцу от возможного самосуда со стороны родственников жертв, скамью, на которой он сидел, отгородили железной клеткой.

На суде Чикатило делал всё, чтобы его признали сумасшедшим и заменили смертную казнь принудительным лечением. Да, он все-таки цеплялся за жизнь. Чего он только не предпринимал: и устраивал стриптиз, и корчил рожи, и заливался слезами. Суд не мог не учесть, что маньяк тщательно продумывал убийства, заранее подбирал всё, что необходимо для кровавых дел, и умело скрывался от разоблачения. Да и судебно-психиатрические экспертизы (их было несколько) признали, что маньяк вменяем.

По совету адвоката, он выступал со странными заявлениями, затягивая суд. То утверждал, что помнит голод 1933 года, хотя родился позже, то рассказывал, что защищал Белый дом в Москве в августе 1991-го. Потом потребовал перенести суд на Украину, так как был украинцем по национальности.

Жестокий урок

15 октября 1992 года суд приговорил Андрея Чикатило к смертной казни через расстрел. В зале суда после оглашения приговора раздались аплодисменты. Два года о нем постоянно писали журналисты. Это было время, когда прессу внимательно читали десятки миллионов людей, — и «ростовский потрошитель» стал первым маньяком в СССР и в России, фамилия которого была общеизвестной. Распадался Советский Союз, Россия погружалась в череду радикальных реформ. Даже на этом информационном фоне дело Чикатило вызывало шоковую реакцию. От кровавых подробностей его преступлений леденела кровь. Казалось, что такое бывает только в кино, но он жил рядом с нами, рядом с нами учился, работал...

Можно ли выявлять таких злодеев заранее, до того, как они начали совершать преступления? По мнению Бухановского, был только один шанс — если бы удалось выявить отклонение психики Чикатило на ранней стадии и остановить его. Увы, сделать это не смогли.

Прошли годы, но эта мрачная история не забывается. До сих пор Чикатило посвящают книги, фильмы, исследования по психологии и криминалистике. Для нас это урок навсегда. А для правоохранителей — опыт борьбы с самыми опасными и непредсказуемыми преступниками.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'