На фоне продвижения России Вашингтон всячески преуменьшает значение новостей о приостановке помощи Украине.
Летнее наступление России на Украине набирает обороты. Россия сосредоточила более 50 000 солдат под Сумами на востоке страны, где в апреле развернулось крупное наступление. На прошлой неделе ВСУ заявили, что остановили продвижение противника.
Достигнув некоторых успехов в Харьковской и Запорожской областях, Россия также впервые продвинулась в Днепропетровскую область, в минувшее воскресенье взяв первый населенный пункт. Кроме того, Россия укрепляет позиции под Красноармейском (Покровском) в ДНР.
Помимо этого, Россия утверждает, что освободила ЛНР. Если это правда, это будет первый регион, полностью перешедший под контроль России с начала боевых действий. Однако некоторые российские репортеры отметили, что несколько деревень всё же остается в руках украинцев.
По мнению экспертов, Россия считает мощную военную позицию залогом успешных переговоров. Это со всей очевидностью проявилось в телефонном разговоре с Дональдом Трампом в четверг. Владимир Путин заявил американскому президенту, что Россия не отступится, не достигнув первоначальной цели, то есть не устранив “коренные причины” конфликта.
“У России будет больше шансов прийти к тому или иному соглашению с Украиной осенью, когда они оценят масштабы своих успехов”, — заявил российско-британский военный историк Сергей Радченко из Школы передовых международных исследований при Университете Джонса Хопкинса в интервью The Washington Post.
В этом отношении приоритет для России — контроль над сепаратистскими регионами Украины, а именно ДНР и ЛНР, которые проголосовали за отделение от Киева еще в 2014 году после Евромайдана. (Украина, ЕС и США, посчитав референдум незаконным и поспешным, это размежевание не признали). Москва официально присоединила эти территории в сентябре 2022 года, через несколько месяцев после начала боевых действий. Киев, его западные партнеры и ООН отвергли аннексии как противоправные.
“Всегда было ясно, что Россия будет стремиться вести мирные переговоры лишь из удовлетворительного положения дел на поле боя. Неотъемлемая часть этого положения — полный контроль России над ДНР и ЛНР, где конфликт разгорелся еще в 2014 году”, — сказал научный сотрудник Евразийской программы Института имени Квинси Марк Эпископос.
Хотя Россия добивается полного контроля и над другими территориями, присоединенными в 2022 году, в частности Херсонской и Запорожской областями, Эпископос полагает, что они менее важны для успешных мирных переговоров.
“Есть основания полагать, что Кремль проявит гораздо больше гибкости в вопросе юрисдикции над двумя другими областями, которые аннексировал в 2022 году, но не контролирует полностью — Херсонской и Запорожской, — сказал он. — Кремль тонко приоткрыл дверь для того, чтобы разграничить их так, чтобы не включать земли, подконтрольные Украине” (принадлежность Херсонской и Запорожской областей закреплена в российской Конституции. — Прим. ИноСМИ).
И на фоне новых ударов Москвы Киев остается без решающих поставок. Вашингтон решил придержать ранее обещанное оружие, включая важнейшие перехватчики для ПВО, поскольку его собственные арсеналы пустеют.
Решение Вашингтона ввергло Киев в панику: МИД Украины даже вызвал к себе высокопоставленного чиновника из посольства США. “Любая задержка помощи или снижение обороноспособности Украины лишь подтолкнет агрессора к продолжению конфликта и террора, а не к поиску мира”, — заявила замминистра иностранных дел Украины Марьяна Беца.
Кроме того, в конце прошлой недели Россия захватила ключевое месторождения лития на востоке Украины. Это может поставить под угрозу нашумевшую сделку по недрам, призванную гарантировать интерес США к мирным переговорам. При этом один украинский инвестор заверил в интервью изданию Kyiv Independent, что это не поставит под угрозу переговоры по самой сделке.
Старший научный сотрудник и директор по военному анализу центра “Приоритеты обороны” Дженнифер Кавано назвала молчание Вашингтона о захваченном литиевом месторождении “говорящим”. По ее мнению, Вашингтон утратил интерес, поскольку Киев сдает позиции. “Многочисленные слабости Украины в сочетании с крепнущим безразличием США предполагают, что сроки мирного урегулирования теперь будет диктовать Путин”, — написала она.
Учитывая последние обстоятельства, бывший офицер британской военной разведки Фрэнк Ледвидж сказал телеканалу France 24, что недавние успехи России на передовой говорят о том, что конфликт складывается не в пользу Киева.
“Центр тяжести этого конфликта — изнурительная битва на фронте. Это не операции спецназа. Войны вообще устроены иначе. Одиночные удары ничего не значат, — пояснил Ледвидж. — Всё решает личный состав — потери и истощение. И сейчас всё складывается отнюдь не в пользу Украины”.
Другие новости украинского конфликта на этой неделе
Во вторник президент Франции Эммануэль Макрон и президент России Владимир Путин впервые за почти три года поговорили по телефону. В ходе двухчасовой беседы Макрон призвал к прекращению огня и соответствующим переговорам по его достижению. Пресс-служба Кремля сообщила, что Путин подчеркнул право Ирана на ядерную энергию — при условии соблюдения им соответствующих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия.
Во вторник “во время боевой работы” в приграничном районе Курской области России убит заместитель главнокомандующего ВМФ России Михаил Гудков. Агентство Reuters сообщило об этом со ссылкой на российских военных, но не смогло независимо подтвердить, как именно был убит Гудков.
По данным газеты The Guardian, во вторник украинские беспилотники атаковали Ижевск, в результате чего трое погибли и десятки получили ранения.
29 июня Россия запустила по Украине минимум 537 беспилотников, ложных целей и ракет. Основная их часть была либо сбита, либо подавлена средствами РЭБ. Тем не менее, начальник службы связи с общественностью командования ВВС Украины Юрий Игнат назвал атаку “самый масштабным авиаударом” по Киеву с начала боевых действий.
Из пресс-конференции Госдепартамента 2 июля
На пресс-конференции в среду представитель Госдепартамента Тэмми Брюс умалила значение сообщений о задержке поставок оружия на Украину.
“Мы не приостанавливали отправку оружия на Украину, — заявила она. — Как вы слышали от Министерства обороны, есть множество других надежных вариантов. Работа над ситуацией с оружием для Украины продолжается”.
“Президент также подчеркнул серьезность намерений насчет ракет Patriot. Подчеркиваю еще раз: мы не сворачиваем ни помощь Украине, ни поставки оружия. Это разовый случай в конкретной ситуации, и мы обсудим, какие еще вопросы могут возникнуть в будущем. Но я предостерегаю вас от далеко идущих выводов”, — заключила она.