В пригороде Парижа завершилась деловая часть главного авиационного биеннале — Парижского авиасалона в Ле-Бурже. Уже более ста лет эта выставка является главным местом встречи представителей мировой аэрокосмической отрасли. И хотя авиасалон собирает представителей как гражданской, так и военной авиации, в этом году оборонная сторона была представлена особенно подчеркнуто. И это неудивительно: на фоне заявлений президента США Дональда Трампа о сокращении трат на европейскую безопасность, в Старом Свете начали все больше смотреть на внутренний рынок. Впрочем, как показало даже текущее мероприятие, без американских технологий во многих областях все же пока не обойтись. Airbus Defense & Space провела презентацию своей линейки военных изделий, а ее представитель Жан Брис Дюмон ответил на ряд неудобных вопросов по поводу перспективного европейского истребителя Future Combat Air System (FCAS). В частности, о споре с французской компанией Dassault, которая не постеснялась экспонировать свой истребитель Rafale и свои малозаметные перспективные беспилотные системы на самых видных местах выставки. В то же время отодвинутый в сторону FCAS — это совместная разработка Dassault и Airbus Defense, которые «в дикой природе» являются конкурентами. "Мы не оспариваем тот факт, что у программы по созданию истребителей есть назначенный лидер", — приводит слова Дюмона Royal Aeronautical Society. Планируется, что многострадальный истребитель пятого поколения поступит на вооружение европейских стран где-то в 40-х годах, однако говорить о каких-то конкретных датах сложно: проблемы со сдвигом дат «вправо» начались еще на ранних этапах. Представитель Airbus также рассказал, что компания смогла увеличить грузоподъемность транспортного турбовинтового самолета A400M до 40 тонн. Рассматривается также расширение выпуска самолета-заправщика Airbus A330 MRTT «на фоне высокого спроса». Ранее его предлагали американским ВВС, однако те в итоге выбрали вариант от Boeing. Эта заокеанская компания тоже почувствовала в Европе «запах крови» и предложила местным заказчикам дополнительные противолодочные самолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения с ехидной формулировкой: «если местные решения окажутся запредельно дорогими». Кроме того, Boeing серьезно рассчитывает на оснащение европейских армий своими вертолетами СН-47 и АН-64Е. Другой интригой стал намек от представителя компании о том, что неназванный покупатель выразил интерес в приобретении новых транспортных самолетов С-17, которые не производятся уже десяток лет. Существующие же машины планируется эксплуатировать как минимум до 2070 года. Именно поэтому в освободившуюся нишу крупных транспортных самолетов пытается протиснуться американский стартап Radia с четырехдвигательным Windrunner грузоподъемностью в 73 тонны. Компания ориентируется в первую очередь на европейский рынок, где потребность в крупных транспортниках особенно выражена. Американский производитель дронов Anduril и немецкая компания Rheinmetall заявили, что будут сотрудничать в производстве беспилотных летательных аппаратов для европейского рынка, сообщает агентство Reuters. Это в очередной раз подтверждает тезис о том, что Старый Свет и в дальнейшем будет опираться на американские технологии во многих сферах — полной замены пока не предвидится. Пока же на выставке показали «ведомый» дрон YFQ-44 для истребителей F-22 и F-35 собственного производства Anduril. Впрочем, это не значит, что работа по «импортозамещению» не ведется. Так, итальянская фирма Leonardo подписала соглашение с турецкой фирмой Baykar о создании совместного предприятия LBA Systems, которое будет производить турецкие БПЛА в Италии. Та же Leonardo планирует установить свои системы радиоэлектронной борьбы на португальские БПЛА Tekever — сейчас аналогичные возможности в европейском арсенале просто отсутствуют, и НАТО полагается исключительно на помощь США. Другое «дроновое партнерство» заключено между американской General Atomics и шведской Saab. Они планируют совместно создать модуль ДРЛО для беспилотников MQ-9B и их производных, что должно стать «доступной» альтернативой полноценным (и крайне дорогостоящим) самолетам ДРЛО, или во всяком случае дополнить их. А французская Thales объединится с американским стартапом Skydweller Aero для создания огромного БПЛА на солнечных батареях для морского патрулирования. Как сообщает портал Defense News, производитель заявляет, что изделие сможет находится в воздухе «сутками, неделями, а то и месяцами». Гражданская часть форума традиционно отметилась новыми контрактами. На фоне восстановления спроса на путешествия после окончания пандемии, фирмы-производители гражданских самолетов едва справляются со спросом: ковид ударил не только по авиакомпаниям, но и по цепочкам поставок производителей, и нельзя сказать, что они до сих пор восстановились в полной мере, что особенно касается производства двигателей. В то же время существует огромный спрос на новые, более экономичные в плане расхода топлива самолеты. Поэтому уже к вечеру среды подразделение гражданской авиации Airbus заключило контрактов на 21 миллиард долларов. Вместе с тем, как пишет газета The New York Times, компания Boeing в этом году старается держаться тише воды. Шоу проходит в непростое для нее время: только-только наладились продажи после череды скандалов, и тут в Индии разбился один из самолетов ее производства — Boeing-787. С другой стороны, после недавнего визита президента США Дональда Трампа на Ближний Восток, компаниям нет смысла афишировать новые сделки — портфель заказов и так значительно пополнился. Не осталась в стороне и бразильская Embraer — авиакомпания SkyWest Airlines разместила заказ на 60 региональных самолетов Е175 с возможностью расширения еще на 50 машин.