8 сентября отмечается Международный день грамотности. Праздник был учреждён ЮНЕСКО в 1966 году. В современной России уже практически не встретишь людей, не умеющих читать и писать, однако многие хотели бы повысить свою грамотность и избавиться от орфографических и пунктуационных ошибок. В интервью RT директор фонда «Тотальный диктант», руководитель проекта Вячеслав Беляков рассказал, изменился ли уровень грамотности россиян за последние 20 лет, а также объяснил, что нужно делать, чтобы начать писать грамотнее. По словам Белякова, роль письменной речи в последние годы выросла, поскольку большая часть общения ведётся в мессенджерах. Грамотность стала важным условием карьерного роста и успеха в социальной и культурной сферах.
— Проекту «Тотальный диктант» уже более 20 лет. Как за это время изменился уровень грамотности в России и какие тенденции вы могли бы назвать — тревожные или, напротив, обнадёживающие?
— Мы вряд ли можем на основании результатов диктанта судить о грамотности в России в целом, ведь Тотальный диктант пишет приблизительно 1% россиян. Но если говорить именно об этой выборке, то могу отметить, что за 20 лет уровень грамотности существенно не менялся.
Произошло иное: мы стали больше внимания обращать на ошибки других людей, поскольку в нашей жизни появилось очень много общения посредством текстов. Это и переписка по электронной почте, и сообщения в мессенджерах, и посты в социальных сетях. Конечно, не обходится без ошибок, которые теперь сильнее бросаются в глаза. Поэтому порой нам и кажется, что общий уровень грамотности снижается.
Сегодня даже коллеги зачастую могут судить друг о друге только по тексту, набранному в мессенджере. Так что если раньше встречали «по одёжке», то сейчас — по тексту, по тому, как человек формулирует мысли в письменной форме. И всем нужно постоянно совершенствовать свою грамотность: она стала одной из ключевых характеристик человека.

Что касается участников Тотального диктанта, то среди них год от года сохраняется примерно одинаковое количество отличников — это около 5—10% в зависимости от сложности текста. И ещё мы замечаем, что те, кто участвует в диктанте несколько раз, становятся всё более грамотными и лучше справляются с заданиями. Так, среди тех, кто пишет диктант пятый-шестой год подряд, отличников набирается около 50%.
— Кто чаще всего участвует в Тотальном диктанте и есть ли усреднённый портрет участника?
— Если обобщить, то можно сказать, что женщины участвуют намного чаще, чем мужчины, — соотношение примерно 70% к 30%. Конечно, диктант пишут и студенты, и школьники, и пенсионеры, но типичный участник — это женщина в возрасте от 35 до 50 лет.
— Какие ошибки чаще всего допускают россияне? Есть ли своего рода топ самых распространённых орфографических или пунктуационных ошибок?
— Каждый год мы стараемся обратить внимание участников на какие-то конкретные правила, особенно те, которым уделяется мало внимания в школе. Поэтому распространённые ошибки тоже каждый год меняются. Наша задача не поставить кому-то двойку, а мотивировать людей изучать русский язык.
В целом же участников Тотального диктанта чаще подводит знание пунктуации, чем орфографии. Во многих работах при полном отсутствии орфографических ошибок всё-таки встречаются ошибки пунктуационные. И чаще всего они касаются тех разделов, которые мы редко используем в повседневной жизни, например оформления прямой речи. Ещё люди часто путают, где ставить двоеточие, а где — тире. Что касается орфографии, то часто трудности возникают с написанием удвоенной «н» в прилагательных и причастиях.

Кроме того, нередко люди путаются в том, как писать такие слова, как «солнце», «земля» и т. п., — с прописной или со строчной буквы. В этих случаях всё зависит от контекста, смысла всего предложения — идёт речь о планете или почве под ногами, например. Поэтому, кстати, нейросети пока не могут выполнять роль корректора: они часто не понимают смысл текста. А для правильной расстановки знаков препинания без этого никак не обойтись.
— Какую роль, на ваш взгляд, играет начитанность в формировании грамотности? Можно ли сказать, что люди, которые регулярно читают, автоматически становятся грамотнее?
— Конечно. Как и в других сферах жизни, насмотренность очень важна для формирования знаний и навыков. Именно чтение в детстве формирует основы нашей грамотности. Есть люди, которые, не уча правил, способны грамотно писать просто в силу своей начитанности. И думают, что у них «врождённая» грамотность, хотя она, конечно, генетически передаваться не может.
— Есть ли корреляция между уровнем грамотности и возрастом, принадлежностью к какому-то поколению? А то у нас многие любят критиковать «поколение ЕГЭ».
— За такими дискуссиями интересно наблюдать, но в действительности никакой разницы в уровне грамотности между поколениями нет. Говорить, что советская школа была лучше современной, не приходится, хотя порой люди старшего возраста апеллируют к этому доводу, пытаясь оспорить сделанные ими ошибки.
— Какие российские регионы демонстрируют самый высокий уровень грамотности?
— Здесь тоже не получится проследить какие-то различия, поскольку диктант — дело добровольное и в разных регионах его пишет разное количество людей. Кроме того, многое зависит от площадки проведения. Если это, например, крупный город, где много филологических факультетов, то это одно. А если небольшой посёлок, где участники в основном школьники, — совсем другое. Но если усреднять, то процент отличников во всех регионах страны примерно одинаковый.

— Сейчас многие пользуются нейросетями и автокоррекцией для написания текстов. Как вы считаете, влияет ли это на грамотность — помогает учиться или, наоборот, расслабляет?
— Я уже говорил, насколько выросло значение грамотности в современном мире. Добавлю, что также важны владение навыками коммуникации, цифровым этикетом, способность создавать тексты хотя бы на минимальном уровне. От этого сегодня зависят и шансы на трудоустройство, и многое другое. Что касается нейросетей, то системы автокоррекции появились достаточно давно и в телефонах, и в текстовых редакторах, но они не могут грамотно написать связный текст за человека. Так что это привело лишь к тому, что стала заметнее разница между теми, кто заботится о собеседнике, стараясь чётко и грамотно формулировать мысли, и теми, кто пренебрегает правилами.
Нейросети не помогут тем, кто не умеет и не хочет учиться писать. Зато для грамотных пользователей ИИ может стать подспорьем. Дело в том, что умение формулировать мысли важно при работе с нейросетями — им нужны чёткие команды, чтобы они могли выдать хороший результат. Многим людям сложно освоить нейросети, потому что они плохо умеют формулировать мысли на письме.
Но здесь есть одна опасность — риск, что со временем нейросетевые тексты начнут влиять на то, как пишут и даже мыслят живые люди. Поскольку сгенерированных текстов становится всё больше, особенно в интернете, они могут начать влиять на язык.
Генеративные тексты строятся обычно по определённым шаблонам. Как правило, в них все предложения примерно одной длины, достаточно стандартные. По умолчанию ИИ не будет генерировать сначала короткое предложение, а затем длинное сложносочинённое предложение.

— Хватает ли, на ваш взгляд, часов русского языка и литературы в школьной программе?
— Важно не количество часов, а качество преподавания. Люди почему-то считают, что, покидая школу, они уже владеют русским языком в совершенстве, хотя никто не подумает подобного о физике или химии. Нет, чтобы стать химиком, человеку нужны ещё годы учёбы в вузе. С русским языком дело обстоит точно так же. Школа даёт только необходимый минимум знаний, и очень важно продолжать пополнять багаж и совершенствовать навыки на протяжении всей жизни.
— Каковы цели и миссия Тотального диктанта сегодня? Изменились ли они по сравнению с тем временем, когда вы только создавали проект?
— Тотальный диктант возник как студенческий проект. Студенты, которые впервые провели его в 2004 году в Новосибирском университете, не могли предположить, что со временем проект приобретёт глобальный масштаб. Они просто хотели показать, что учить язык можно и нужно даже взрослым. Конечно, эта цель сохраняется и сейчас, но всё же задачи стали шире. Сегодня мы говорим уже о новой грамотности, которая включает целый набор навыков, а не только умение писать без ошибок. Это и цифровой этикет, и навыки коммуникации, и способность переключать регистры повествования…
Сегодня в России уже нет людей, не владеющих грамотой, но вот этими навыками владеют далеко не все.
— Что бы вы посоветовали взрослым, которые хотят повысить свою грамотность?
— Важно использовать такие инструменты, которые не просто исправляют ошибку, но и указывают на неё. Обычные нейросети пока не очень хорошо воспринимают контекст, поэтому на них полагаться нельзя. Вообще, важно проверять себя на предмет ошибок и запоминать правильный вариант написания. Со временем это может очень сильно повысить уровень грамотности. Для этого есть специальные сервисы, такие как «Орфограммка» и портал «Грамота.ру». Тотальный диктант тоже публикует в своих соцсетях немало просветительских материалов, постов о правилах пунктуации и орфографии.

— Каким критериям должен соответствовать текст для Тотального диктанта? По каким принципам вы выбираете авторов и тематику текстов и почему это современные авторы, а не классика?
— Начну со второго вопроса. Дело в том, что ещё одна задача нашего проекта — популяризация современной российской литературы. Мы считаем своей обязанностью рассказывать людям о современных писателях, ведь отечественная литература богата талантливыми авторами. Сегодняшние тиражи книг даже самых известных писателей скромные, а хорошая литература нуждается в поддержке.
Кроме того, современному человеку нужно владеть и современной письменной речью. Мы не пишем многостраничные эпистолярные шедевры, мы пишем современные тексты. Поэтому материалы для диктанта часто включают современную лексику и написаны на актуальные темы. Что касается отбора авторов, то мы исходим из их литературных заслуг. Думаю, наши эксперты, профессиональные филологи, могут отличить плохого писателя от хорошего. Ведь перед автором стоит непростая задача: он должен написать законченный текст определённого объёма в четырёх частях, которые будут диктоваться в разных часовых поясах. При этом всё нужно объединить общей сюжетной канвой. Это нетривиальная задача даже для опытного писателя.