Ежегодно 24 ноября в России отмечается День матери. Сегодня многие женщины не выбирают между родительством и карьерой, а совмещают и то, и другое. Особенно это актуально для арт-среды, где есть возможность работать гибридно или удаленно, а участники художественного сообщества поддерживают друг друга в переходе к новым ролям. «Сноб» расспросил молодых мам из арт-отрасли и выяснил, как им удается сохранять лично-рабочий баланс и правда ли, что появление детей может стать катализатором для творчества.
Мария Даниловская, мама шестилетнего Гриши и четырехлетней Сони
Художница, работает с живописью, графикой и керамикой. Резидент Postrigay gallery, участница ярмарки Catalog, выставок в Cube. Moscow и Masters
Первую попытку вернуться к работе после родов я совершила, когда Грише было полтора года. И сделала это в первую очередь потому, что начала сходить с ума дома. На самом деле перед родами у меня случился какой-то кризис — я планировала завязать с живописью, думала, что вряд ли буду заниматься ей профессионально или делать карьеру. В итоге в декрете с Гришей мне захотелось вернуться к живописи. Длился этот период недолго — как говорится, между первой и второй перерыв небольшой. Случилась Соня. Но, к своему удивлению, я смогла вернуться к работе достаточно полноценно, когда ей было полгода, а Грише — три.
Роды для меня оба раза стали творческим катализатором. По сути, я и с Соней так рано начала работать, потому что меня буквально разрывало от идей.
Меня поддержал муж — мы оба художники, были в декрете вместе. Делили рабочий день пополам: в первой половине дня с детьми был он, чтобы я могла работать утром, потом мы менялись. Так что у меня нет ощущения, что я обделяла детей, занимаясь творчеством и карьерой — у нас в семье все получилось достаточно сбалансированно.
Что бы я могла посоветовать себе прошлой? Главное — не вестись на стандарты общественного мнения, побольше прислушиваться к себе и делать так, как лучше тебе, твоему ребенку и твоей семье. Может, это банально, но лично мне в моменте было совершенно неочевидно: вот это первое время с ребенком — оно самое сложное, но очень короткое. Да, ты устаешь, когда привыкаешь к новой роли и к мысли о том, что прошлая жизнь закончена, началась новая. Но этот период пролетит незаметно.
Никаких надежд и планов относительно моих детей у меня нет — я уже поняла, что дети настолько разные, что последнее, что можно сделать, это пытаться посеять в них свои амбиции, творческие и не только. Мы с ними рисуем, лепим, занимаемся музыкой, но это скорее естественный процесс. Академических занятий и специального погружения в арт-среду тоже нет. Мы берем детей на выставки, мероприятия, ярмарки, но делаем это скорее потому, что их не с кем оставить. Искусство и творческая среда для детей не всегда удивительны и временами даже не особенно интересны. Но я не пытаюсь специально их к этому привлекать — думаю, что сам факт того, что они растут в таких условиях, скажется потом.
Катерина Алабина, мама двухмесячной Агаты
Журналист, автор «Сноба» и ArtAndYou, основательница TG-канала «ха-ха, я здесь живу»
Проблема личностного кризиса после родов волновала меня еще в первом триместре. Я много читала о младенцах и думала, как уместить свои амбиции журналиста и мамы в одном флаконе, не проиграв ни в одной из ролей. От работы, ввиду своего упертого характера, я не открещивалась. Вплоть до 32-й недели летала в командировки — на открытие филиала Третьяковки в Самаре и на ярмарку SCAN в Красноярск.
Агата прекрасно перенесла эти путешествия в моем животе. Видимо, ей уже хотелось самой устроить какую-нибудь движуху, поэтому она родилась на три недели раньше срока. В четыре утра я уехала в роддом, а по пути написала всем, кто ждал от меня тексты, что, скорее всего, сегодня я их не сдам. Так и случилось. Ноутбук привезти в отделение не разрешили, и, наверное, это было к лучшему — три дня мы были с Агатой наедине, а потом отправились домой. Уже через неделю я снова начала писать, причем с большим удовольствием и рвением, чем раньше.
Я — человек, который любит держать все под контролем, поэтому сразу прониклась идеей графика для ребенка и веду дневник ее каждодневной рутины. Агата удачно родилась спокойной девочкой, с которой работают 80% трюков и лайфхаков, от ассоциаций на сон до разгадок видов плача. Конечно, она тоже дает жару — например, во время скачков развития. В такие дни график плывет, но благодаря устоявшимся ритуалам я могу немного предугадать, как пройдет ночь или даже следующий день.
Я не чувствую, что обделяю себя работой или Агату вниманием. У нас немного безумный, но все же баланс, который пока устраивает всех. Чем больше у нее появляется «умелок», тем больше она бодрствует, тем больше с ней нужно заниматься.
Себе прошлой я бы посоветовала послушать уже рожавших коллег и заранее собрать сумку в роддом недели за четыре до предполагаемой даты. Еще не волноваться насчет лактации — я оказалась совсем не «молочной», и путь к этому осознанию съел много моих нервов. Сейчас педантично записываю свои наблюдения за Агатой и нашим бытом, чтобы не забыть ничего ко второму ребенку, которого мы когда-нибудь захотим.
Еще я могла бы сказать, что мне очень помогает муж… Но не буду. Потому что он не помощник, а полноценный второй родитель, вовлеченный и осознающий свою роль и ответственность. И я это очень ценю. Он поддерживает меня, чтобы я не попадала в День сурка, ведь знает — для меня это будет сродни деградации. Конечно, я люблю «побатонить» дома, но после встреч для интервью или вылазок на выставки буквально расцветаю. В повседневной жизни мы ходим на свидания втроем, а еще берем Агату в галереи и музеи, даже водили на осенний WINWIN. Пока она маленькая, поэтому спит в коляске, но мне хочется думать, что где-то на задворках ее сознания что-то отпечатывается.
Дома я показываю ей черно-белые картинки, папа с ней танцует бачату, мы поем по очереди — так или иначе она растет в творческой среде. Думаю, это полезно для общего развития в будущем и для построения нейронных связей сейчас. Я не строю на нее планов, но люблю шутить о предполагаемых профессиях. Смешно тянет ножки? Значит, будет воздушной гимнасткой или циркачкой. Улыбается, когда папа ее кружит? Наверное, станет пилотом, а то и сама спроектирует самолет (смеется). Мне хочется дать ей максимально широкий кругозор, чтобы она знала, что она сильная и ей доступно все.
Женя Байгалиева, мама четырехлетнего Жана
Художница, работает с живописью и керамикой. Выпускница мастерской Айдан Салаховой в МГАХИ им. Сурикова, учащаяся Свободных мастерских при ММОМА, участница московской ярмарки blazar и парижской ярмарки Menart Fair.
Долгое время у меня не было своей мастерской, мы с мужем — оба художники — работали дома. Поэтому из роддома мы вернулись не только к детской кроватке, но и к рабочему месту. Мы продолжали работать там же после рождения Жана. Педиатр из поликлиники сначала была в шоке от концентрации поверхностей, покрытых маслом, но потом привыкла и даже интересовалась, что нового мы написали с ее прошлого визита.
Проще всего было работать, когда Жан был совсем маленьким. Сложности начались, когда он подрос и стал передвигаться самостоятельно. Сын родился, когда мы с мужем учились на четвертом курсе Суриковского института. К его полутора годам я полноценно вернулась к учебе, а у мужа как раз начался дипломный год, и мы смогли это совместить. Когда Жану было три, настал мой дипломный год в Суриковском. В это же время я училась в «Свободных мастерских» и выставлялась в Париже.
С рождением сына я научилась эффективнее распределять время. Осознавая ценность моментов, проведенных вместе, и времени, посвященного работе, больше не тратишь его попусту.
Я совсем не идеальная мать — могу включить мультики, чтобы успеть дописать начатую работу. А когда не удается поработать днем, могу работать всю ночь до утра. Мне повезло, что мы с мужем оба художники, и у него нет ожиданий от меня, как от «типичной мамы». Для меня очень важна моя работа. Наверное, я бы сошла с ума, если бы у меня не было возможности совмещать ее с материнством.
Жалею, что не работала эффективнее, но в первый год было сложно сосредоточиться на чем-то кроме сына — рождение ребенка все меняет. Тогда я начала рисовать и писать ребенка. Очень много, каждый день. Потом в этом стали проявляться смежные темы, развивающиеся во что-то иное.
Себе прошлой я бы напомнила правило самолета: «Сначала надень маску на себя». Только начинаешь думать, что баланс пойман, как что-то идет не по плану, и приходится снова искать равновесие. С мужем мы договорились, что разделим дни недели пополам, а воскресенье оставим общим — семейным. Конечно, на практике это получается иначе, но чем ближе мы к этому балансу, тем легче.
Первое время я очень переживала, когда сын начинал капризничать в музеях или галереях. Но оказалось, что большинство людей хорошо и с пониманием относится к детям. Думаю, от погружения в арт-среду Жан никуда не денется. Он видит все наши процессы, участвует в них. Например, когда я делала керамический проект, лепила дома из глины — сын лепил рядом со мной. Если мы пишем маслом, он просит дать ему материалы и начинает работать вместе с нами — приходится делиться. Для него это, наверное, что-то естественное, ведь он пока не представляет, что в семьях может быть иначе. Но он ребенок и не обязан это любить, поэтому мы стараемся находить компромиссы. Я радуюсь, когда он находит для себя что-то интересное в процессе, стараюсь ему в этом помогать и быть включенной в такие моменты.
Я вижу свою задачу в том, чтобы он расширял кругозор в других сферах, видел не только мастерские и выставки, но чтобы у него были модели поведения других значимых взрослых с интересными занятиями и профессиями. Признаюсь, это сложная задача — мне приходится переноситься в совсем другой контекст. Для меня даже детские площадки — это выход из зоны комфорта.
Алина Крюкова, мама 13-месячной Алёны
Предпринимательница, основательница a—s—t—r—a gallery, соосновательница ярмарки современного искусства |catalog|
Я уезжала в роддом практически с монтажа стенда галереи на Cosmoscow. Вернувшись, через месяц уже была с коллегами в активной фазе подготовки нашей собственной ярмарки — |catalog|. Почему так произошло и почему я не ушла с головой в материнство? У меня поздний ребенок, и я даже отдаленно не представляла, что и как будет с моей жизнью после появления Алёны. Оглядываясь назад, понимаю, что это была инерция прежней жизни, когда казалось, что все легко, и со всем можно справиться, даже с поправкой на младенца.
И так оно и было. Отрицать необходимость отдыха и декрета стало трудно, когда малышка начала ходить и требовать максимального внимания. Но мой опыт 13-ти месяцев материнства мне нравится, и уйти в декрет полностью я не готова ни тогда, ни сейчас.
Рутина убивает радость, а в материнстве без нее никуда. Самый первый месяц, даже чуть больше, я была только в малышке — это было максимальное погружение в нее и та настройка, которая помогает мне сейчас совмещать время с ребенком и решение рабочих задач.
Если бы я давала себе совет, то сказала бы: «Сразу расставляй правила тишины и недоступности для всех извне. Ставь границы работы, которая всегда стремится занять собой все время». Сейчас я часто недоступна — это время принадлежит дочке и мужу.
Будущим мамам могу посоветовать искать поводы для радости, а не тревог, и окружать себя уже состоявшимися матерями, у которых всё значительно проще, чем у тех, кто только планирует. Еще — доверять врачам, но слушать себя.
Если работа или проект приносят удовольствие и драйв, важно сделать их источником энергии. Немного докрутив процессы, можно освободить себя от операционки. В работе срабатывает то же правило, что и для послеродового периода: «Найди помощников, полностью делегируй быт, спи, когда спит младенец, и береги свое внутреннее состояние».
Первый музей у нас случился в четыре с половиной месяца — это был Эрмитаж. А затем нас было не остановить! Я поняла, что адаптировалась и могу передвигаться по городу с младенцем. Алёна засыпала на груди в Античном дворике Пушкинского музея, рассматривала инсталляцию Бродского в музее Людвига, переагукивалась на ярмарочной выставке с персонажами Кустодиева в нижегородских Пакгаузах, засыпала под «На призвание героя» Владимира Мартынова, с интересом смотрела стенды на Cosmoscow, 1703 и blazar.
Зачем я везде с ней хожу? Я кормящая мать — у меня нет выбора. К тому же, Алёна очень любознательная. Наша первая азбука была из Пушкинского, и, возможно, из-за красивых картинок в ней теперь мы не начинаем утро без книжек. А музей — он ведь как книга с картинками, только большими, и изучать их интереснее.
Кстати, именно посещая арт-мероприятия вместе, с разных выставок и ярмарок, мы начали собирать с Алёной ее коллекцию искусства, которая, надеюсь, порадует ее в будущем.
Татьяна Смирнова, мама двухлетней Маргариты
Основательница коммуникационного бюро «Hedosharing», в числе клиентов — БВШД, Московская школа современного искусства, Фонд современного искусства MaxArt стрит-арт-парка ОМК в городе Чусовой Пермского края, который вошел в шорт-лист премии «Сделано в России»
В связи с этим я вернулся на следующий день после родов — прямо в роддоме начал проверять чаты и сообщения. В рабочие созвоны включились через неделю. Хорошо помню декабрь, мороз, прогулку с коляской по хрустящим сугробам со спищей Маргошей... И летучку в наушниках.
Оглядываясь назад, могу сказать, что такой ранний возврат на работу не был нужен. Важно дать себе время прийти в себя и прочувствовать свою новую роль. Два года жизни с малышом лучше всех книг по тайм-менеджменту научили меня хорошо понимать и понимать, когда мое включение в дела действительно необходимо, а когда это просто тревожность, с которой нужно работать внутри себя.
Ребенок меняется каждый день, и это время уникальное. Думаю, что хотя бы до трёх месяцев стоит полностью посвятить себя малышу.
Еще очень хотелось бы знать до рождения Маргоши, что нужно заранее выспаться — желательно на пару лет вперед. Если серьёзно, то себе в прошлом году я бы сказал, что благодаря точно собранности, навыкам тайм-менеджмента и силе воли добиться успеха в жизни можно всё. Но ключевой вопрос — нужно ли смотреть всё и сразу?
Для меня, как для химика по первому образованию и выпускницы журфака, очень важно показать Марго возможности, из которых она сама выберет то, что ей ближе. Пока я делюсь с ней тем, что люблю и делаю сама: мы регулярно ходим вместе в галереи и музеи. Ее первой выставкой стала постоянная экспозиция Новой Третьяковки, где она обратила внимание на Кандинского.
Я точно не из тех родителей, которые будут навязывать ребенку свои нереализованные амбиции. Считаю, что лучше всего удастся реализовать их саму — так будут счастливы и сразу два человека. Поэтому, если через пару лет Марго вместо похода на выставку выберете кружку на робототехнике, то мы пойдем изучать роботов.
Анна Мерман, мама трехмесячного Николя
Коллекционер, основательница онлайн-галереи современного искусства и независимого медиа «Объединение»
Я вернулась к работе, когда малышу исполнилось полтора месяца. Конечно, полный день быть включенной в процессы не получается: но если вначале выходило работать пару дней в неделю, сейчас это два—четыре часа каждый день. Родительство требует полного фокуса и концентрации — если есть возможность взять более длительный отпуск по уходу за ребенком, мне кажется, нужно это делать. С другой стороны, быстрое возвращение обратно в рабочие задачи помогает не выпадать из контекста. Мне кажется, важно найти то, что работает именно для тебя — и сделать это можно только, прислушиваясь к себе. Подруга посоветовала мне во время беременности составить список дел, которые приносят мне удовольствие и восполняют ресурс: она сказала, что после рождения малыша этот лист мне пригодится. В какой-то момент я почувствовала, что закапываюсь в рутине и ощущаю себя запертой в четырех стенах. В этот момент вспомнила про свой список и увидела пункт про походы в музеи. Уже на следующий день мы с малышом поехали смотреть выставку в моем любимом фонде, и это точно дало мне энергию и силы. Кажется, это очевидно, но легко закопаться в рутине и забыть про то, что тебя восполняет. Я постоянно напоминаю себе, что в правилах безопасности не просто так есть установка: маску сначала на себя, потом на ребенка. Мы с мужем собираем искусство, и контрастные картины на стенах стали первыми объектами, на которых начал фокусироваться взгляд малыша. Еще на книжный шкаф с большим количеством цветных корешков. Плюс мы уже ходим вместе в музеи — в них Николя отказывается лежать в коляске, поэтому смотрит по сторонам, сидя у меня на руках. И хотя то, что он видит сейчас, никак ему не запомнится, мы планируем включать его в наши культурные активности и дальше. Мы ценим возможность с самого детства показывать ему, что вокруг — большой удивительный мир, в котором можно стать тем, кем тебе захочется.
Анна Сансиева, мама почти двухлетнего Коли
В прошлом PR-специалист ММОМА, сегодня — независимый культурный PR-специалист, в числе клиентов Архитектурный фестиваль на Флаконе, аукционный дом «АукциON», архитектурное бюро PS Culture, пространство ZAYKA Space
Я практически не выключалась из контекста. Будучи беременной, работала в ММОМА, и, хотя официально находилась в декрете, в реальности ходила на работу практически до дня родов. На следующий день после них попросила мужа привезти компьютер — заскучала по работе. Причина, по которой я не стала передавать свои дела и не ушла в «нормальный» декрет, — исключительно мой характер. Совершенно не умею делегировать и всегда переживаю, что «выпаду из обоймы», а про меня забудут. Поэтому и оставила себе «свои» обязанности, зная, что я расшибусь в лепешку, но никого не подведу. И вот, с ноутбуком на коленях, малышом на груди и слезами на глазах прошел бэби-блюз и прочие этапы. Работы в музее «на удаленке» становилось все больше, параллельно стали прирастать сторонние проекты, от которых я не отказывалась. Но каждый день маленького ребенка непредсказуем, а если ты даешь какие-либо обещания по работе, начинаются нервы. Это как в той шутке — разница между отпуском и отпуском по уходу за ребенком, как между стулом и электрическим стулом. К полутора годам Коли я уволилась из музея, планируя сосредоточиться на ребенке. Но примерно сразу начался новый приток проектов, и работы снова стало больше. Когда я оглядываюсь назад, сначала ужасаюсь — бывали крайне тяжелые моменты, когда я находила себя в халате за компом с горящими дедлайнами и ребенком, который ползает, а потом уже ходит по квартире один и не знает, чем себя занять. Теперь в каждом его проявлении повышенной возбудимости я ощущаю приступ вины за недостаток внимания с моей стороны, что, кстати, совершенно не обязательно является правдой. Но за последние два года мне удалось принять участие в большем количестве проектов, чем за всю предыдущую трудовую жизнь. Всегда старалась подумать, как все-таки реализовать невозможное — и летала вдвоем с полугодовалым Колей в командировку на монтаж выставки, например. Я не горжусь этим и не могу поэтому ответить на вопрос «стоило ли оно того» и «надо ли было по-другому». Надеюсь, во всем этом много плюсов — мой ребенок достаточно социальный, ест очень взрослую еду и очень много видел. Точно могу сказать одно — даже минимальную работу выполнять качественно с ребенком на руках почти невозможно. Мы недавно обсуждали это с подругой — тоже мамой, и тоже из арт-среды. Примерно с полугода ребенок на самом деле требует полного включения. Если вы хотите продолжать работу, сохранить свой образ жизни — заручитесь систематической помощью и будьте готовы стать менеджером, обдумывающим каждую мелочь. Себе я бы точно сказала научиться принимать помощь, а еще смело заявлять о своем выборе и решении, не реагируя на критику. Не вижу ничего плохого в том, что я занимаюсь своей профессиональной деятельностью, а няня или воспитатель в садике — своей. Еще могу точно сказать, что любое решение матери — верное. Как такового баланса я не нашла, но я вообще человек не про баланс. Мы постоянно бываем с ребенком в музеях, галереях в рамках маминой работы. Но если серьезно — да, конечно, я озадачена вопросом расширения его кругозора. Втайне я надеюсь, что мой ребенок никогда не свяжет себя профессионально с миром искусства, но препятствовать никакому порыву, конечно, не стану. Моя задача — предложить ему максимальное количество вариантов на пробу, а дальше будет видно.
Алина Колоскова, мама пятилетнего Томаса
PR-специалист Фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод, автор TG-канала «Art_Volunteer»
Помню, как отправляла журналисту текст из родильного отделения, со словами, что могу пропасть на некоторое время, рожаю. Но, когда родился Томас, я значительно снизила рабочую нагрузку и нашла помощника. Мне хотелось максимально прочувствовать свой новый статус — статус мамы. Связь с коллегами, ведение своего телеграм-канала про возможности и события в арт-сфере, работа в комфортном режиме — все это помогало оставаться в контексте. И это было органично. С появлением ребенка я научилась управлять временем намного эффективнее. Успеть сделать недельный план за пару часов дневного сна малыша — моя история. Жизнь стала более динамичной и яркой. Малыш легко интегрировался в наш с мужем жизненный ритм. Томас родился очень спокойным, всегда хорошо спал — неважно где: в детской кроватке дома, в коляске на концерте или на прогулке в эргорюкзаке. С первых месяцев мы прозвали его нашим маленьким напарником — всегда рядом, всегда вместе. Поэтому, оглядываясь назад, я бы сказала: «Алина, ты прекрасная мама, и тебе очень повезло с малышом»! Сейчас уже есть за что поругать Алину — маму пятилетнего парня. Количество работы растет, и баланс найти становится сложнее. Но я стараюсь. Искусство — часть нашей жизни, и я рада, что мой сын сам проявляет интерес к этому миру. Если у Томаса есть выбор между тем, чтобы остаться дома или отправиться со мной на выставку, он всегда выберет поездку с мамой. И у него уже есть маленькая коллекция — разные камни и одна работа художника Кирилла Манчунского с изображением котика.