Cобытия вокруг Приднестровья, оставшегося без российского газа, набирают динамику, пишет Reflex.
Молдавские власти заинтересованы в его максимальном ослаблении, чтобы закрыть приднестровский вопрос.
Но их планы могут выйти из-под контроля, в результате и сама Молдавия может развернуться к России.
Прекращение поставок российского газа через Украину принесло, в том числе, одно важное геополитическое изменение: от главного источника своего существования оказалось отрезано молдавское Приднестровье. Важную роль тут играют и молдавский долг за газ, и споры вокруг того, кто, собственно, должен его выплачивать. В целом происходящее дает надежду, что ситуация с сепаратистским регионом впервые за 30 лет как-то изменится.
Жительница Приднестровья плачет прямо перед телекамерой, пока мужчины в рабочей одежде с бензопилами распиливают деревья в ее саду. Российский Телеграм-канал "МИГ России" сравнивает эту историю со знаменитой пьесой Антона Павловича Чехова "Вишневый сад". "У нас тут тоже сад, где растут вишни. Но плачут тут не по умирающей дворянской России — рабочие проливают тут горькие слезы на обломках умирающего Советского Союза (все еще в кровавой агонии, к сожалению)", — констатируют авторы репортажа.
Российские СМИ ярко живописуют страдания пророссийского сепаратистского региона, и им действительно есть что описывать. С Нового года через Украину не поступает российский газ, а от него зависит все: отопление, промышленность, энергетика. Местные власти советуют людям отапливать квартиры электроплитами. Но для этого нужна электроэнергия, которую опять-таки вырабатывают из газа. Нагрузка на электросети растет, и энергетикам не остается ничего другого, как частично их отключать и подавать электричество в дома с восьмичасовыми перерывами.
Из-за энергетического кризиса остановили работу промышленные предприятия металлургического завода в Рыбнице. Его высокая печь требует столько электроэнергии, что пришлось бы отключать от электричества все Приднестровье. Поставками газа, электроэнергии и тепла обеспечены только стратегически важные объекты, такие как больницы, а частично и школы. Но и им приходится экономить. Дрова остались для населения последней возможностью согреться, но нет печей, да и лесов, которые можно было бы вырубать, не так уж много.
Доллары против гуманитарной помощи
Для Москвы газ служил инструментом, с помощью которого она поддерживала жизнь в сепаратистском регионе наряду с приднестровской армией и 1500 российских солдат, которых еще со времен конфликта в начале 90-х называли миротворцами. Дешевый газ из Москвы держал на плаву и проевропейскую Молдавию, поскольку из него в Приднестровье вырабатывалось электричество, которое удовлетворяло 80% молдавского потребления. Теперь всем приходится приспосабливаться к новой ситуации.
Молдавия купит электроэнергию в Румынии, но второе дороже. Ей придется экономить и повысить тарифы для населения вдвое. Можно ожидать, что это еще больше усилит и без того выраженную неприязнь к молдавскому проевропейскому правительству. А ведь летом в стране ожидаются очень важные парламентские выборы, на которых будет решаться, в каком направлении Молдавия пойдет дальше.
С другой стороны, правительство не беспомощно и решает проблему. Российский "Газпром" может поставлять газ в Молдавию и через Турцию, поскольку мощность местного трубопровода такая же, как у закрытого украинского. Однако "Газпром" не согласен и ссылается на молдавский долг за газ, хотя Кишинев сомневается в правильности подсчетов его размеров. Молдавское правительство уже договорилось о поставках газа с другими продавцами, но явным проигравшим тут остается Приднестровье, которое не может найти для себя альтернативы хотя бы потому, что будет вынуждено платить по рыночным ценам.
Приднестровье уже сейчас спорит с Молдавией, чей, собственно, долг за газ. По мнению сепаратистского лидера Вадима Красносельского, его регион не должен платить ничего, поскольку ему оказывают "гуманитарно-техническую помощь". Кишинев насчитал долгов на 11 миллиардов долларов. Власти Приднестровья, в свою очередь, винят в кризисе не Москву и даже не Украину, а правительство в Кишиневе и спорный долг.
"Если кто-то думает, что Приднестровье упадет на колени и будет молить о присоединении к Молдавии, пока вы будете посмеиваться над нами и оскорблять, то ничего не выйдет", — заявил Красносельский. "Случилась гуманитарная катастрофа, которая набирает обороты, но мы стараемся с ней справиться", — добавил он.
Кишинев действует
Итак, Красносельский заговорил о том, что может случиться в будущем. Как-то сладить с неконтролируемым Приднестровьем Молдавия пытается уже более 30 лет. В последние три года конфликта с Россией того же добивается Украина. Закрыв вентили, Украина доказала, что справиться с Приднестровьем в целом довольно просто. Хотя из России звучали пламенные речи о том, что русские не бросят "братское Приднестровье" на произвол судьбы, на самом деле Москва не может ничего сделать для региона, зажатого между Украиной и Молдавией.
Владимир Зеленский и Майя Санду договорились по телефону о совместном выходе из энергетического кризиса и хотят положиться на украинский уголь. "Очень важно сохранить стабильность, предоставить всему населению Молдавии условия для мирной жизни и труда в своей стране, для преодоления бедности и нашего общего пути в Европейский Союз", — заявил Зеленский. Конечно, еще вопрос, хватит ли украинского угля и как эта помощь будет выглядеть.
По мнению зампреда молдавского правительства Олега Серебряна, если удастся эффективно справиться с последствиями прекращения российских поставок газа, то появится шанс на объединение страны. Умело преодолев энергетический кризис, Кишинев сможет завоевать симпатии населения сепаратистских регионов на левом берегу реки Днестр, чтобы потом он смог "освободить их от империи страха и неопределенности", в которой их держат лидеры сепаратистов в Тирасполе и Москва, как полагает Серебрян.
Поможет ли "голодовка"?
Однако приходится считаться с пропагандой и общим настроем Приднестровья, где сепаратистские лидеры будут критиковать любые шаги Кишинева и защищать режим Владимира Путина, что бы он ни делал. Уже давно высказываются предложения "вырезать чирей" военной силой. Однако для подобного шага у Кишинева недостаточно военной силы, и, вероятно, из-за российских солдат или части радиально настроенного населения Приднестровья Молдавия не смогла бы обойтись без украинской помощи.
"Голодовка", то есть блокада в некой форме, как правило, предшествует подобного рода операциям. Так было, например, при полном захвате Нагорного Карабаха азербайджанцами осенью 2023 года, чему предшествовала почти полугодовая блокада этого региона.
Что бы ни произошло, похоже, события вокруг Приднестровья набирают динамику и, по-видимому, в ближайшие дни и месяцы будут развиваться стремительно. Нельзя забывать и о выборах через полгода, которые станут очень важными для Молдавии, а при неблагоприятном сценарии могут развернуть страну силами местных социалистов к молчаливой лояльности к России, как это случилось в Грузии, которой, правда, это пока так и не принесло объединения с ее сепаратистскими регионами — Абхазией и Южной Осетией.
Автор: Томаш Влах (Tomáš Vlach)