22 января 2025 года замечательная советская и российская актриса Валентина Талызина отмечает 90-летний юбилей. Зрители полюбили ее за искренность, естественность и умение делать даже эпизодические роли яркими и запоминающимися. Валентина Илларионовна известна и своими театральными работами – родному Театру имени Моссовета она отдала 66 лет.
А еще судьбе было угодно, чтобы самую важную роль в карьере актрисы сыграл… ее голос. Талызина не озвучивала роли – она играла голосом. И Надя в "Иронии судьбы…", и Марта в "Долгой дороге в дюнах", и мама Дяди Федора из популярного мультфильма полюбились зрителям во многом благодаря Валентине Талызиной. В материале РЕН ТВ расскажем о самых ярких страницах личной и творческой биографии народной артистки России.
Детство и юность Валентины Талызиной
Валентина Талызина родилась в Омске 22 января 1935 года. За год до начала Великой Отечественной войны семья Талызиных переехала в город Барановичи, на западе Белоруссии. Туда был направлен на работу после окончания Промышленной академии ее отец.
Перед самым началом войны родители маленькой Вали расстались и она вместе с матерью в спешке вернулась на север России. Поселились они в маленьком совхозе.
"Детство – это война, бомбежка, эвакуация из Белоруссии, оторванная осколком голова моей любимой куклы", – вспоминала актриса много лет спустя.
Все свободное время Валя проводила за книгами – уже во втором классе прочитала сказки Пушкина и всего "Евгения Онегина". Со временем перечитала все, что было в совхозной библиотеке. Особенно полюбила Чехова, говорила, что именно он сформировал ее как личность.
А потом в ее жизнь пришло кино.
"Когда стали привозить американское кино, такое как "Серенада солнечной долины", это для меня стало настоящим окном в мир, я могла кино смотреть бесконечно в нашем сельском клубе", – признавалась Талызина.
"Фильмы уносили меня в другую, неведомую мне жизнь, во все глаза смотрела, как играют артисты".
После школы Валентина два года отучилась в Омском экономическом институте, но не побоялась бросить его и отправиться в Москву за свои мечтой – стать актрисой.
"Я вышла в столице на площадь трех вокзалов из плацкартного вагона поезда "Омск—Москва". Провинциальная близорукая девочка с деревянным чемоданом в руках", – вспоминала Талызина.
На следующее утро отправилась в ГИТИС и легко выдержала все экзаменационные испытания.
Работа Валентины Талызиной в театре
В 1958 году вместе с дипломом Валентина получила распределение в Театр имени Моссовета. Поначалу не все складывалось гладко.
"Когда я пришла в театр, то было сказано: "Пришла девочка, некрасивая, непородистая, обыкновенная социальная героиня. Правда, с красивым голосом и очень профессиональная", – рассказывала актриса.
Эти слова принадлежали режиссеру Инне Данкман. И спустя всего несколько лет Валентина Талызина с блеском опровергла их.
На театральной сцене Валентина Талызина также играла:
- Катерину Ивановну – жену чиновника Мармеладова и мачеху главной героини Сони Мармеладовой в спектакле "Петербургские сновидения" по "Преступлению и наказанию" Достоевского;богатую купеческую вдову Юлию Тугину в "Последней жертве" по пьесе Александра Островского;певицу из ночного клуба Мэртл в "Царствии земном" по рассказу американского драматурга Теннесси Уильямса;торговку Анну Фирлинг в "Мамаше Кураж и ее детях" по пьесе немецкого писателя Бертольта Брехта и многих других персонажей.
Одной из самых любимых работ самой Талызиной стала роль Екатерины II в спектакле по пьесе Леонида Зорина "Царская охота". На ее Екатерину приходила вся театральная Москва. Режиссер Роман Виктюк отдал дань таланту Талызиной: ее императрица одновременно и царственна, и романтична, а иногда даже смешна – вся палитра артистических красок была в этой роли.
Режиссер Андрей Житинкин признавался в одном интервью, что Валентина Илларионовна всегда с легкостью поддерживала его самые безумные идеи.
"В пьесе Теннесси Уильямса есть ремарка, что у героини постоянно кружится голова и она часто падает в обморок. Я говорю: "Я сделаю руками так – "бац!" – и вы падаете. И лежите, пока зритель не начнет шевелиться, кашлять и нервничать: почему лежит народная артистка?!" Она была в восторге! С тех пор в разных местах во время спектакля, как только она слышала мое "бац!", сразу же падала. Причем делала это очень эффектно: брык – и уже на полу. Зрители верили, нервничали, начинали звать администратора. А когда она вставала, устраивали ей овацию", – рассказывал режиссер.
Кроме Театра имени Моссовета Талызина также играла в Студенческом театре МГУ, Школе современной пьесы и в Театре кукол "Огниво".
Работа Валентины Талызиной в кино
Дебют актрисы в кино состоялся в 1963 году. Она сыграла следователя-практикантку Инну в картине Леонида Аграновича и Владимира Семакова "Человек, который сомневается". По сюжету Инна помогала сыщику Лекареву, который расследовал убийство школьницы в сибирском городе. Роль безвинно осужденного Бориса Дуленко в фильме исполнил Олег Даль.
Потом актриса работала с самыми известными режиссерами: Эльдаром Рязановым, Георгием Данелией, Виталием Мельниковым, Сергеем Бодровым-старшим. Несомненной удачей стал рязановский "Зигзаг удачи". Именно этот фильм наряду с "Ивановым катером" Марка Осепьяна и "Непрофессионалами" Бодрова-старшего актриса называет своими любимыми.
Из некрасивой Алевтины в "Зигзаге удачи" Талызина сделала милую, душевную женщину, в которую можно влюбиться. Сниматься в картине должна была Алиса Фрейндлих, но она забеременела и роль предложили Талызиной. После премьеры поклонники донимали актрису: "Такая хорошенькая, как вы позволили обезобразить себя?".
Материал по теме: "Счастье – это любить": Алисе Фрейндлих исполняется 90 лет
Также Валентина Талызина снималась в сериалах:
- "Петербургские тайны","Линии судьбы","Городской романс","Расплата за грехи","Достоевский" и многих других.
Любимый голос, узнаваемый всеми
Несмотря на такое количество киноролей, судьбе, вероятно, было угодно, чтобы самую важную роль в карьере Талызиной сыграл ее завораживающий голос. Она владеет огромным богатством интонаций – от нежной и легкой до какого-то невероятного металла.
Надя Шевелева из "Иронии судьбы…"
Но Валентина Талызина не озвучивала – она играла голосом. В том числе роль Нади Шевелевой в культовой ленте Эльдара Рязанова. Неожиданно для многих режиссер утвердил на главную роль польскую актрису Барбару Брыльску, а потом долго искал, кто ее озвучит. Переслушал голоса 18 артисток, но Талызину до поры до времени даже не рассматривал: ведь она уже была задействована в картине.
В итоге Валентина Илларионовна все же дала свой голос Наде, идеально попав в образ и настроение скромной героини.
Сама она тоже появляется в кадре: в роли Вали – одной из двух школьных подруг Нади, которые приходят к ней в гости и принимают Женю Лукашина за Ипполита.
Мама Дяди Федора из "Простоквашино"
Еще один любимый миллионами персонаж с голосом Валентины Талызиной – мама Дяди Федора из серии мультфильмов о Простоквашино. Ее фразы давным-давно ушли в народ:
-
"От этой картины на стене очень большая польза: она дырку на обоях загораживает"."Я сама сюда дошла, на лыжах"."Что-то у нас кошачьим духом пахнет".
"В "Простоквашино" меня особенно радует остроумная фраза моей героини [про дырку на обоях]. Кстати, мало кто знает, что я сначала записала эту роль, и только потом уже под мой голос рисовали маму Дяди Федора. Но самое интересное то, что художники меня ни разу не видели, но уловили многие детали моей внешности и даже нарисовали маму в очках. А я ведь в жизни тоже ношу очки", – вспоминала Валентина Илларионовна.
Марта из телефильма "Долгая дорога в дюнах"
Также в списке исключительных работ Валентины Талызиной по озвучиванию – знаменитый советский телефильм "Долгая дорога в дюнах", снятый на Рижской киностудии.
Главную героиню Марту играла непревзойденная Лилита Озолиня. Талызина пообещала режиссеру картины Алоизу Бренчу: "Не волнуйтесь, я сделаю так, что вся страна полюбит Марту". Так и случилось. Фильм вызвал настоящий фурор и имел невероятный успех у зрителей.
Личная жизнь Валентины Талызиной
В 1967 году Валентина Талызина вышла замуж за художника Леонида Непомнящего. Спустя два года у них родилась дочь Ксения. Прожив в браке 12 лет, супруги развелись. Бывший муж уехал в Мексику, а спустя некоторое время, оказавшись в Москве, предложил Валентине Илларионовне написать ее портрет. Она согласилась и заплатила за картину две тысячи долларов.
"Он же меня всю жизнь упрекал, что я живу с ним ради денег, – объясняла актриса. – А теперь вот могу сама за портрет заплатить. Вообще, спасибо ему, что тогда ушел. Когда одна осталась и поняла, что могу только на себя полагаться, тогда только и состоялась в профессии".
Дочь Талызиной Ксения Хаирова тоже стала актрисой, она подарила Валентине Илларионовне внучку Настю. В детстве Анастасия мечтала танцевать в Большом театре, но закончила Щепкинское училище. Ее бабушка очень рада, что актерская династия продолжилась. Анастасия снялась в главных ролях у Александра Домогарова-младшего в фильме ужасов "Пиковая дама: Зазеркалье" и сериале Анарио Мамедова "Тонкие материи".
Отвечая накануне 90-летнего юбилея на вопрос о самой главной мечте, Валентина Талызина призналась: "Хочу дожить до правнука".
Достижения и награды Валентины Талызиной
- Заслуженная артистка РСФСР (1973).Народная артистка РСФСР (1985).Кинопремия "Золотой орел" (2004) в номинации "За лучшую женскую роль на телевидении" (телесериал "Линии судьбы").Орден Почета (25 октября 2005) – за заслуги в области культуры и искусства и многолетнюю плодотворную работу.Орден Дружбы (14 июня 2010) – за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.Кинопремия "Золотой орел" (2011) в номинации "За лучшую женскую роль на телевидении" (телесериал "Достоевский").Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (12 июля 2017) – за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
Цитаты из интервью разных лет
"Мне многим пришлось пожертвовать ради моей профессии. Она не раз ставила меня перед жестоким выбором. И каждый раз я выбирала именно ее".
"Каждый человек чем-то талантлив, но у многих так складывается жизнь, что люди, прожив ее, так и не могут развить свой талант".
"Слово? Оно имеет такую действенную силу, ранить может легко. Ранили ли меня? Конечно! Навылет? Ну, раз жива, то, наверное, нет".
"Когда-то Эльдар Александрович Рязанов грешным делом на меня покрикивал, что я не так читаю стихи. Я стихи читаю, как Бог на душу положит. Хотя стараюсь сохранить ритм, строки. Главное – донести дыхание слова".
"Важны ли для артиста добрые слова? Важны! Это потрясающе, когда подходят и говорят добрые слова. Значит, то, что делаю я, находит отклик у людей. Значит, они со мной думают созвучно".
"Как-то Раневская сказала такую фразу: "Талызина лучше меня, она умеет играть героинь и характерные роли"."
"Во всяком случае, себя несчастливой назвать не могу".