Матчи с Петросяном, противостояние с Фишером и отъезд из СССР: чем запомнился 10-й чемпион мира по шахматам Спасский

RT Russia 4 часов назад 64
Preview

В России на 89-м году жизни скончался десятый чемпион мира по шахматам Борис Спасский. В последние годы он испытывал проблемы со здоровьем и передвигался на инвалидной коляске после перенесённого инсульта. Президент ФИДЕ Аркадий Дворкович отметил, что гроссмейстер прославился не только своими успехами за столом, но и приложил много усилий для продвижения своего вида спорта, а Анатолий Карпов посетовал, что занять место соотечественника по степени величия теперь не удастся никому. В 1969-м уроженец Ленинграда со второй попытки отобрал титул у Тиграна Петросяна. Но больше всего болельщикам запомнилось его скандальное противостояние с Бобби Фишером в 1972-м в Рейкьявике.

«Его вклад в развитие шахмат никогда не забудут»

Бориса Спасского смело можно назвать легендой и целой эпохой в истории мировых шахмат. А в 88 лет его жизни спокойно уместились бы три обычные, настолько она получилась богатой на события, как в мире спорта, так и за его пределами.

В 2010-м десятый чемпион мира перенёс тяжёлый инсульт, после чего находился в инвалидном кресле, но всё равно не терял оптимизма и стойкости духа и активно занимался популяризацией шахмат в стране.

О его смерти сообщили как в ФИДЕ, так и в ФШР. А достаточно ёмкую характеристику гроссмейстеру дал руководитель международной федерации Аркадий Дворкович.

«Он был не только одним из величайших советских и в целом мировых шахматистов, но и настоящим джентльменом. Его вклад в развитие шахмат никогда не забудут», — заверил Дворкович.

В свою очередь президент ФШР Андрей Филатов напомнил, что на партиях Спасского учились и продолжают учиться целые поколения. Отдал дань памяти десятому чемпиону планеты и министр спорта, а также глава ОКР Михаил Дегтярёв.

«Его вклад в развитие шахмат, блестящий ум и воля к победе стали примером для многих. Знаменитый «матч века» с Бобби Фишером в 1972-м навсегда останется в памяти болельщиков по всему миру. Светлая память великому мастеру», — цитирует Дегтярёва ТАСС.

А бывший глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов назвал Спасского не только уникальным гроссмейстером, но и хорошим человеком, который даже в самые непростые времена пытался объединить шахматный мир.

Для Анатолия Карпова Спасский вовсе являлся примером и много помогал на старте карьеры. После смерти учителя 12-й чемпион планеты назвал его одним из своих кумиров наряду с Хосе Капабланкой и признался, что ему невероятно сложно было обыгрывать Спасского. При этом Карпов заверяет: его карьеру не следует сводить к одному противостоянию с Фишером.

«Это уникальный человек и шахматист. С колоссальными тактическими и стратегическими способностями. Очень жаль, что такое произошло. Борис Васильевич — это специфика шахмат, и сейчас вряд ли кому-то удастся занять то место в истории, которое занимает Борис Спасский», — объяснил он.

При этом уроженец Ленинграда, несмотря на всё своё величие, оставался простым и чутким человеком, всегда готовым прийти на помощь, и общался даже с представителями молодого поколения, например, Сергеем Карякиным.

«На партиях Спасского учились все советские и российские шахматисты, его игрой наслаждались, его любили миллионы фанатов по всему миру. У него был бескомпромиссный и очень интересный стиль <…> Много у него спрашивал, много советовался. Даже несмотря на почтенный возраст, он с удовольствием шёл на контакт, у нас как-то наладилось общение — оно было хорошим, душевным и тёплым. Благодарен Борису Васильевичу за те часы, которые мы общались. <…> Буду с большой теплотой это вспоминать», — отметил Карякин.

Наконец, двукратный обладатель Кубка мира ФИДЕ Левон Аронян счёл одними из главных его личных качеств чувство юмора и остроумие. Он также вспомнил, как они беседовали на тему российской музыки начала XX века, большим поклонником которой являлся Спасский.

«Мне врезался в память вечер у него в гостях после Турнира претендентов в Москве: я провёл с ним несколько часов и услышал множество забавных историй о золотой эре шахмат, важной частью которой являлся и он сам. Перед моим уходом Борис Васильевич произнёс слова, которые помню по сей день: «Не пытайтесь стать чемпионом мира, большинство из нас ими стали по случайности!» Как всегда, остроумно», — написал Аронян в соцсетях.

«Я инстинктивно никогда не стремился стать чемпионом»

Несмотря на все победы и успехи, Спасского сложно назвать баловнем судьбы. Жизнь не раз испытывала его на прочность. Зато трудности закалили характер. К тому же детство будущего обладателя шахматной короны пришлось на Великую отечественную войну. После её начала Бориса Васильевича вместе с братом эвакуировали из Ленинграда в Кировскую область, где они даже на время оказались в детском доме. К счастью, вскоре семья воссоединилась.

Мальчик рано проявил талант к шахматам, научившись играть в пять лет. Вернувшись в Северную столицу после окончания войны, он поступил в соответствующий кружок Ленинградского дворца пионеров. А первым его тренером стал Владимир Зак. Позже спортсмен с благодарностью вспоминал, как тот не только учил его азам, но и кормил.

«Это были голодные послевоенные годы. У него было довольно небольшое жалованье и большая семья: жена, две дочки, домашнее животное — киса Макса. И вот он почувствовал, что на игры я прихожу полуголодным, а после них становлюсь и вовсе голодным как волк. Голодным волком-одиночкой. Подкармливал меня хорошо — до сих пор помню куриный бульон, который готовила Татьяна Владиславовна, его жена. Это было такое божественное блюдо, что лучше просто некуда», — рассказывал Спасский в интервью ТАСС.

Способный молодой человек быстро добился успехов: стал первым советским чемпионом планеты среди юношей, а также в возрасте 18 лет — самым молодым на тот момент гроссмейстером. Плюс в довольно раннем возрасте дебютировал на национальном первенстве и Турнире претендентов.

Однако на новый уровень вышел после того, как переехал в Москву и стал работать с Игорем Бондаревским. Тогда его результаты резко пошли вверх, а о молодом гении стал говорить весь мир. Прогресс оказался столь стремительным, что в 1965-м он спокойно взял Турнир претендентов. Причём в финале соревнований не оставил шансов Михаилю Талю — 7:4.

Увы, к противостоянию с Тиграном Петросяном Спасский тогда оказался не готов и уступил — 11½:12½. Счёт не должен вводить в заблуждение, поскольку обладатель титула заранее гарантировал себе его защиту и в двух заключительных партиях не выкладывался на полную.

Уроженец Ленинграда сделал правильные выводы из произошедшего и к тому же набрался опыта. Спустя два года он опять выиграл Турнир претендентов, только на этот раз в финале оказался сильнее Виктора Корчного.

Новое решающее противостояние с Петросяном началось для него неудачно. В доигровке стартовой партии он допустил ошибку и уступил. Зато в четвёртой и пятой сам взял верх и вырвался вперёд. А в восьмой увеличил преимущество. Правда, затем уже соперник одержал две победы подряд и восстановил равновесие. Но в последующих 12 претендент взял три при всего одном поражении и завоевал титул.

Любопытно, что сам Спасский всегда спокойно относился к данному успеху и даже признавался: он не принёс ему счастья.

«Материально немножко улучшил свою жизнь, но в общем-то ничего такого не было. Я инстинктивно никогда не стремился стать чемпионом. И если взглянуть на фотографию, сделанную после того, как стал им, там у меня кислая-кислая рожа. Не физиономия, а рожа какая-то», — отмечал шахматист.

Матч Бориса Спасского и Тиграна ПетросянаРИА Новости

Но, конечно, болельщики больше всего запомнили противостояние с Фишером в 1972-м. Молодой американец легко разбил оппонентов на Турнире претендентов и получил право побороться за шахматную корону. С самого начала он максимально подогревал интерес к встречам с россиянином, выдвигая всё новые финансовые требования.

В начале года было принято решение, что первая половина пройдёт в Белграде, а вторая — в Рейкьявике. Однако позже ФИДЕ изменил свой вердикт и постановил, что все матчи состоятся в Исландии.

На этом трудности для организаторов не закончились. К назначенной дате, 2 июля, Фишер просто не прилетел, требуя повышения сумм гонораров для участников. Забегая вперёд, своего он добился. В свою очередь советская сторона подала протест. Сам Спасский, будучи джентльменом по духу, согласился отложить старт.

Однако Роберт продолжал устраивать демарши. Уступив в первой партии, он не явился на вторую. Претендент хотел, чтобы из зала, где проходили матчи, убрали телекамеры. Это было крайне сложно обеспечить, учитывая, что за ними следил весь мир. Таким образом, ему засчитали поражение, и Спасский повёл — 2:0. Но просьбу американца исполнили.

К сожалению, многочисленные скандалы негативно повлияли и на Бориса Васильевича. Он допускал ошибки и уступил в трёх последующих партиях из четырёх. Примечательно, что после шестой, когда Бобби впервые вырвался вперёд, Спасский встал со своего места и принялся аплодировать оппоненту вместе со зрителями.

В дальнейшем советский гроссмейстер пытался найти противоядие, но одержал лишь одну победу, чего оказалось недостаточно для успешной защиты. Точка в противостоянии была поставлена в 21-й партии. Отечественный спортсмен не пришёл на её доигровку и объявил о сдаче по телефону.

Уже спустя много лет он признался, что во время встреч кто-то пытался намеренно мешать ему. Также Борис Васильевич обвинил одного из своих помощников Иво Нея в шпионаже на американца.

«Мне кажется, там что-то было. Что-то таинственное. Приведу такой пример: когда я посетил Исландию лет десять назад, то встретился с одним из организаторов матча, и он мне сказал, что предположения о том, что мне мешали, — не такие и глупые», — вспомнил Спасский.

Вернуть себе титул после громкой неудачи он так и не сумел, хотя был близок к этому. В 1977-м уступил в финале Турнира претендентов Корчному, а в 1974-м в полуфинале — своему ученику Карпову. В 80-е результаты легенды постепенно пошли на спад.

Тогда же, в 1984-м он окончательно перебрался во Францию и начал выступать под флагом данной страны. Дело в том, что спортсмен ещё с 1975-го был женат на проживавшей во Франции Марине Щербачёвой, внучке известного белого генерала Дмитрия Щербачёва. Отказ играть за СССР он мотивировал неприглашением его на советские турниры и в сборную и отказом Спорткомитета выплачивать положенную как гроссмейстеру и экс-чемпиону мира стипендию.

В 1992-м Фишер и Спасский опять привлекли к себе внимание всей планеты, проведя неофициальный реванш в Югославии. Его организовали несмотря на то, что в стране шла война, и действующее эмбарго ООН. Зато участники получили солидные гонорары. Представитель США опять взял верх, однако ни о какой атмосфере вражды между ними речи давно не шло.

«В последние годы я был очень дружен с Бобби. Я его спросил как-то, какой первый ход сильнее: d4 или e4. Он ответил, что d4, потому что пешка защищена ферзём, а на e4 — беспризорная. Мне было очень интересно это услышать от Бобби. А 17 января он умер, отказавшись от операции: думал, что его обязательно зарежут на столе. У него была сильная мания преследования. Когда я делал операцию в Исландии по удалению аппендикса, он мне звонил и постоянно отговаривал», — вспоминал Спасский.

В 2000-е он занимался популяризацией шахмат в России и много ездил по стране, а в 2012-м окончательно вернулся в Москву. При этом супруга и сын утверждали, что его, якобы, вывезли сюда неизвестные. Спасский это опроверг.

«Сейчас я нахожусь в состоянии бракоразводной войны со своей бывшей французской женой. Развестись мне посчастливилось в Москве, через районный суд. Мой сын тоже подключился к борьбе за моё имущество. Мои родные распродают его во Франции», — посетовал он.

 

Читать в RT Russia
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'