Этим летом доля автотуристов составит почти половину от всех путешествующих по России. По сравнению с прошлым годом, она должна вырасти до 43%, прогнозируют в Минэкономразвития. А согласно опросам, поездки на машинах планируются на уровне прошлого года. О том, как власти стимулируют развитие автотуризма и какие форматы такого отдыха становятся популярными, — в материале «Известий».
Сколько будет автотуристов
Доля российских туристов, которые путешествуют на автомобилях, летом 2025 года должна достигнуть 43%, сообщил «Известиям» министр экономического развития Максим Решетников. В прошлом году таких путешественников было 38%.

— Исследования предпочтений российских туристов регулярно фиксируют рост популярности поездок на автомобиле, — сказал он. — Для этой категории мы совместно с регионами сформировали более 93 готовых турмаршрутов.
Министр напомнил, что меры по поддержке автомаршрутов заложены в нацпроекте «Туризм и гостеприимство». В частности, это программа создания модульных гостиниц, объектов некапитальной инфраструктуры.
— И в этих мерах проекты, связанные с развитием автомобильного туризма, выделены как приоритетные, — сказал Максим Решетников. — Отдельно с Минтрансом России ведем работу по ремонту дорог в составе маршрутов, с Минцифры — по развитию связи на дорогах, с Минкультуры и Минприроды — по обустройству объектов турпоказа необходимой инфраструктурой.

Вице-президент АТОР, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин ранее прогнозировал, что к 2030 году доля автотуристов на внутрироссийских направлениях вырастет до 70%. Впрочем, по его оценкам, уже в 2024 году личным транспортом в туристических целях в среднем пользовалась примерно половина туристов.
Сегодня автомобиль действительно стал основным видом транспорта, на котором россияне планируют путешествовать этим летом, следует из исследования АНО «Национальные приоритеты» (опрос проводился аналитическим центром НАФИ). О планах поехать на автомобиле заявили 38% респондентов, 29% собираются путешествовать на поездах, 21% выбрал самолеты.

12% респондентов планируют совершать короткие поездки недалеко от дома. Столько же намерено посетить Крым. В Санкт-Петербург хотят поехать 8%. Такая же доля и тех, кто планирует составную поездку по России.
Исследование показывает, что россияне стали чаще дробить классический двухнедельный отпуск, обратила внимание генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.
— Современные туристы предпочитают отдыхать летом несколько раз, выбирая короткие поездки — так называемые путешествия выходного дня. Это подтверждает статистика национального туристического портала «Путешествуем.РФ»: соответствующая рубрика на нем стала одной из самых популярных наряду с автомаршрутами, — сказала она. — На портале представлено более 200 вариантов для коротких путешествий почти по всем регионам страны.
Автотуризм — один из самых быстрорастущих сегментов внутреннего туризма, подтвердила руководитель проекта «Дом.Кругом» Анна Максимова.
— Только за последний год число караванеров (любителей путешествий с проживанием в автомобильных домах или прицепах) выросло примерно на 20%. В 2024 году было около 24–29,5 тыс. владельцев автодомов, а к маю 2025-го — уже 33 тыс. По прогнозам, к 2030 году число автомототуристов может удвоиться и достигнуть 44 млн человек, — сказала она.

По данным проекта, около 28% россиян путешествуют на личных автомобилях. Автодома и прицепы использует около 3% от всех автотуристов.
Во сколько обходится автотуризм
На поездки более трети опрошенных планируют потратить 51–100 тыс. рублей, отмечается в исследовании.
Почти 40% респондентов в качестве формата выбирают путешествие по экологическим тропам, в поездки и на прогулки по авторским турам отправятся 33%, 26% намерены заняться креативным туризмом (познавательные туры, активный отдых и обучение новым навыкам), а гастрономические поездки интересуют 18% путешественников.

Современный турист, в том числе путешествующий самостоятельно на автомобиле, сегодня сфокусирован на индивидуальных путешествиях, заявил «Известиям» исполнительный директор Ассоциации операторов индустрии развлечений и событийного туризма (АИРИС) Дмитрий Анфиногенов.
— По итогам 2024 года доля авторских туров достигала около 30% всех экскурсионных бронирований в России, а средний чек вырос на 46,5%, — рассказал он. — В этом сезоне прогнозируется рост спроса на персонализированные авторские поездки до 70% из общего числа бронирований. В топе предпочтений: ретриты, этнотуры, а также поездки, маршруты которых созданы с использованием искусственного интеллекта и Big Data.

Эксперт отметил, что укрепляет позиции и событийный туризм: чтобы попасть на то или иное мероприятие, туристы готовы корректировать планы на отпуск или ехать в спонтанную поездку.
— Стимулом к принятию решения здесь служит многослойный календарь мероприятий в рамках одной поездки: спортивные и музыкальные фестивали, крупные концерты, гастрономические шоу, — сказал эксперт.
А Анна Максимова рассказала, что активно набирают популярность экспедиционные форматы отдыха, путешествия в труднодоступные регионы, караванинг, семейные маршруты с остановками в кемпингах.