Маркетолог Воробьев объяснил, чем опасны точки в сообщениях в мессенджерах

360 1 день назад 21
Preview

Каждый россиянин проводит в смартфоне в среднем пять с половиной часов в день, а молодые люди — почти семь. И онлайн-общение порой может утомлять: рабочие чаты заспамлены вопросами не по теме в полночь. Кто-то шлет мемы без остановки, чтобы «разрядить атмосферу», в личке — войсы без предупреждения, десять штук по 50 секунд каждый. Как реагировать на нарушителей цифрового этикета и самому не превратиться в отталкивающего онлайн-собеседника, разбирался 360.ru. Сколько россияне проводят в Сети Приблизительную статистику о том, сколько россияне проводят времени в своих смартфонах каждый день, приводил на ПМЭФ этим летом гендиректор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский. «Россиянин в целом — это пять часов 30 минут в смартфоне каждый день. Каждый день, каждый человек в интернете. А молодежь проводит почти семь часов в интернете каждый день. Конечно же, там есть не только общение… И, разумеется, это далеко не только образовательные и полезные какие-то продукты», — отметил он. Сколько бы с нашей поддержкой или без нашей поддержки его не было бы произведено, все равно случаются модные явления, контент, так называемый, брейнрот. Алексей Гореславский Что такое сетевой этикет Безусловно, контент, который потребляют пользователи, не исключительно полезный и образовательный. Ситуация, когда люди приходят в интернет только ради того, чтобы самообразовываться, «хапнуть культуры», узнать лайфхаки о чем-угодно и почитать новости, — это, скорее, утопия. Да, есть много развлекательного контента. И далеко не всегда супервысокого качества. В последние годы появилось еще и очень много ИИ-слопа, который на самом деле уже начинает бесить людей. Но наша тема не о нем. Сосредоточимся на общении. В современной реальности оно в подавляющем большинстве случаев происходит онлайн. Это касается и делового общения. И если в личке мы готовы терпеть многое: и голосовые в ночи, и неумение собеседника писать все в одном сообщении (те самые случаи когда вы сначала получаете «привет» и далее историю в 10 сообщениях, где в каждом будет по одному-два предложения, а то и слова), то в деловом общении многие вещи кажутся более неприемлемыми. Повысить качество онлайн-коммуникации на самом деле не так сложно. Достаточно соблюдать правила вежливого общения, писать ясно, соблюдать конфиденциальность и быть осторожным в обращении с личной информацией. Для этих правил уже давно есть термин «сетевой этикет», который помогает вести себя в цифровой среде уважительно, вежливо и этично, делать обмен информацией более продуктивным, предотвращать конфликты и непонимание. Что делает онлайн-общение токсичным Одним из важных трендов в онлайн-общении руководитель команды маркетинга и преподаватель маркетинга в НИУ ВШЭ Виктор Воробьев называет сокращение внимания. Информации вокруг нас становится очень много, и большие письма или расплывчатые формулировки воспринимаются аудиторией очень тяжело. «Поэтому новая норма сейчас — писать кратко и по делу, начинать сразу с вывода, без пунктов. Следующий тренд, который я вижу: на рынок вышло поколение Z. И то, как они коммуницируют, конечно, влияет в целом на тренды. Это и про эмодзи, и история о том, стоит ли точка в конце сообщения или не стоит. Плюс переход в целом коммуникации в мессенджеры вместо почты. Это тоже глобальный тренд», — пояснил специалист в беседе с 360.ru. К токсичной коммуникации, по мнению Воробьева, сейчас относят использование капслока. Дело в том, что у собеседников может возникать впечатление, что на них наорали в сообщении. Поэтому вместо заглавных букв лучше использовать выделение, если есть желание подчеркнуть что-то важное. Второе — это использование эмодзи, которые можно неоднозначно считать. Например, в серьезном сообщении смайлик со слезами или смеющийся. Все, что можно трактовать неоднозначно, будет распознано неоднозначно. Виктор Воробьев Третий момент, продолжил Воробьев, связан с пресловутой точкой в конце сообщений. По словам эксперта, точка вполне уместна в коммуникации по электронной почте, но в мессенджере чаще всего ее не ставят в конце предложения. «Дело в том, что в переписке очень трудно считать эмоции, с которыми человек это пишет. В разговоре это легко. Там все понятно и видно. А в онлайн-коммуникации человек начинает додумывать. И ему кажется, что если написано капсом, то человек кричит на него, например. А если стоит точка в конце, то он как будто обиделся и хочет разговор завершить, не продолжая его», — уточнил собеседник 360.ru. Воспринимать такие реакции с иронией было бы ошибкой, ведь людям, с которыми вы общаетесь только онлайн, действительно может быть трудно распознать ваши эмоции. И новое поколение считывает точки и неуместные, по их мнению эмодзи, как правило в негативном ключе. О восприятии точки ранее высказывался и автор книг о редактуре и информационном стиле, создатель обучающих курсов Максим Ильяхов. По его словам, неоднозначная реакция на точки связана с тем, что в конце сообщения они не нужны. Это новая норма. Ее стоит просто принять. «Когда вам пишут в чате, и так видно, где закончилось сообщение. Если точка стоит, значит, ее поставили туда специально — например для придания тексту особо строгого тона», — пояснял эксперт. Безусловно, когда человек в одном сообщении пишет несколько предложений, между ними будут стоять точки. Ни у кого не будет по этому поводу переживаний, ведь точки там необходимы. И да — с точки зрения грамматики ставить точку в конце сообщения — не ошибка. Можно ее ставить, если вам это так важно. А с другой стороны — вам уже прямым текстом сказали, какой эффект создают эти точки. Если это не тот эффект, который вам нужен, попробуйте писать сообщения без точек и посмотрите на результат. Возможно, людям станет с вами приятнее общаться. Максим Ильяхов Боль голосовых сообщений Другой неоднозначный момент, разделяющий пользователей на два лагеря, — голосовые сообщения. Кто-то считает, что слать их абсолютно нормально, и они бывают более эффективными, чем текстовое сообщение, в котором может быть много букв, а суть собеседник все равно не уловит. Лучше уж записать войс и быстро и четко донести то, что тебе надо. Плюс не будет неправильного считывания вашей интонации. С другой стороны, для многих войсы выглядят абсолютным злом и неуважением, потому что у них может не быть возможности прослушать их сразу. Особенно раздражают очень короткие голосовые на 10 секунд или, наоборот, очень длинные войсы. У людей складывается впечатление, что их время воруют. Ведь они могли бы быстро прочитать сообщения, но теперь им нужно искать наушники, если они в общественном месте, чтобы послушать войс, о котором не предупредили. А представьте, что он еще и на шесть минут. Ну, издевательство. Чтобы избежать конфликтных ситуаций из-за войсов Виктор Воробьев советует всегда предварительно уточнять, комфортно ли человеку получать голосовые сообщения. Правило простое, но, как ни странно, не для всех очевидное. «Я думаю, что в 90% случаев получать голосовые некомфортно. Тем более, если речь идет про коммуникацию, например, с директором или с кем-то, кто выше по должности. Конечно, ему аудиосообщение нельзя записывать. Это изначально некорректно», — убежден он. Если же человек дал согласие, важно кратко сформулировать мысль и начать с вывода, то есть экономить время человека. Избавить собеседника от того, как ты размышляешь на ходу. Нужно подумать, побеспокоиться о времени второго человека. Виктор Воробьев Ошибки в онлайн-коммуникации Среди распространенных ошибок, которые допускают в онлайн-общении, Воробьев выделает смешивание форматов. Дело в том, что в мессенджерах он может быть более неформальный, в почте — иной. Когда происходит смешивание, это может выглядит странно и вызывать порой негативную реакцию. «Второй момент, снова скажу об этом, связан с экономией времени ваших адресатов. Нужно позаботиться о них и заранее структурировать сообщение так, чтобы можно было с первых секунд понять, о чем оно, для кого оно и нужно ли читать дальше подробности», — советует специалист. Наконец, третье правило — учитывайте с кем, вы общаетесь, то есть помните о контексте. Например, людям помладше лучше стараться писать меньше сообщений с точками, а людям постарше, вероятно, лучше не присылать стикеры, которые можно считать неоднозначно. Как онлайн-общение меняет правила русского языка Вот вы скажете: ну да, точки в сообщениях для кого-то обидные, давайте перестанем вообще ставить точки, откажемся от запятых тоже. Вдруг кого-то оскорбляют и они. Может, вообще правила орфографии и пунктуации перепишем. Не спешите шутить. Онлайн-общение уже меняет эти правила, подчеркивает ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Ирина Левонтина. «Правда, это, конечно, не правила вообще в орфографии и пунктуации, а правила в подсистеме общения в социальных сетях, системе электронного общения. И, как всем хорошо известно, в конце сообщений уже не принято ставить точку», — пояснила ученый в беседе с 360.ru. Если вы пишете официальное электронное письмо или неофициальное письмо на бумаге, то, конечно, вы пользуетесь обычными правилами. А вот если вы пишете электронное сообщение, уже действительно стало общепринятым представлением, что в конце сообщения точки быть не должно. Ирина Левонтина «Более того, люди считают, что если точка стоит, то это какая-то агрессия цифровая, и вообще воспринимается нехорошо. То есть это новое правило, но в рамках подсистемы. Это такой наиболее яркий пример», — подчеркнула она. Другой интересный момент, по словам Левонтиной, касается сокращений, которые широко используются в письменном общении и постепенно переходят в устную речь тоже. Например, кто-то говорит «пон» вместо «понял». Хотя изначально такое сокращение было скорее для переписки. «Вообще для общения в соцсетях характерно использование некоторых специальных элементов или особенностей, которые имитируют устную речь во многом. Люди часто пишут без знаков препинания и деления на предложения без больших букв. Ведь когда мы говорим устно, мы не делим речь на предложение. Это сплошной поток речи. И сейчас на письме имитируется устная речь, когда идет текст, не разделенный на предложения», — пояснила Левонтина. Устно-письменная речь, действительно, совершенно новое явление, которая технически является письменной, но заимствует многие черты устной речи. Это интересное явление, оно активно изучается. Ирина Левонтина Защита от пассивной агрессии в мессенджерах К сожалению, при всех своих плюсах онлайн-общение стало питательной средой для пассивной агрессии, отмечает семейный психолог Радмила Стригунова. В Сети легко спрятаться за анонимностью, что порождает безнаказанность и безответственность. При столкновении с пассивно-агрессивным собеседником эксперт советует в первую очередь четко понять, что это «не про вас» и чаще всего за подобным поведением таких людей скрываются их собственные комплексы. «Важно понимать, что это какая-то нереализованность, неумение выражать свои эмоции конструктивным путем. И слова другого человека — это отражение его внутреннего мира, а не действительности», — подчеркнула собеседница 360.ru. Во-вторых, важно не вовлекаться в эту игру, потому что пассивный агрессор стремится вызвать реакцию. Нужно не давать ему этой возможности: не отвечать где-то, а если отвечаете, делайте это не в том же тоне, в котором он общается, не переходите на такой же негатив. «По возможности стоит просто игнорировать эти провокации, если есть такой вариант, лучше вовсе прекратить общение и заблокировать пользователя», — добавила Стригунова. Если этот пассивный агрессор — человек, с которым вам приходится коммуницировать постоянно, важно научиться обозначить, какое поведение вы считаете неприемлемым. Например, можно прямо сказать, что вам неприятны саркастические замечания. Нужно позаботиться о себе. Радмила Стригунова Специалист подчеркнула, что негатив в Сети может очень сильно эмоционально истощать людей, вызывать тревожность, постоянные переживания. Поэтому сетевой этикет — совсем не та вещь, на которую можно махнуть рукой и писать, как хочется, мол, принимайте меня таким, какой я есть. «Нужно помнить о цифровом этикете, думать, прежде чем что-то писать, не стесняться устанавливать границы. Нужно быть внимательным к чувствам других людей, потому что вместе мы сможем создать более безопасное дружелюбное онлайн-пространство, если соблюдать простые правила», — заключила психолог.

 

Читать в 360
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'