29 января 2010 года состоялся дебютный полёт опытного многоцелевого истребителя Су-57. Так Россия стала второй в мире страной — обладательницей авиации пятого поколения. Отличительная особенность этой машины — высокая малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. После завершения испытаний самолёт получил самую современную бортовую электронику, средства связи, системы информационной осведомлённости, а также управляемые ракеты «воздух — воздух» и «воздух — поверхность». Совсем недавно самолёт также оснастили новым двигателем, который повышает его скоростные характеристики. По мнению экспертов, по совокупности боевых и лётных качеств Су-57 — один из лучших истребителей в мире.
15 лет назад в небо впервые поднялся опытный российский истребитель пятого поколения. Полёт проходил на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Самолёт пилотировал заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан.
На тот момент машина была известна под индексом Т-50. Также её часто именовали как Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК-ФА). Летом 2017 года самолёт получил название Су-57, под которым и пошёл в серийное производство.
Су-57 стал третьим в мире истребителем пятого поколения после американских F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Как заявил в комментарии RT заслуженный лётчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов, эта машина, возможно, самая эффективная в мире по совокупности боевых и лётных качеств.
«Без всякого сомнения можно сказать, что Су-57 имеет выдающиеся лётные и боевые возможности. Самолёт сочетает в себе функции истребителя и самолёта, способного наносить удары по наземным и морским целям. При этом Су-57 очень скоростной, манёвренный, имеет самые современные средства связи, управления и может нести новейшее управляемое оружие», — отметил Попов.
В беседе с RT военный эксперт Юрий Лямин констатировал, что, создав Су-57, Россия стала второй в мире обладательницей самолёта пятого поколения.
«Проект Су-57 был серьёзным вызовом для наших конструкторов. Эта авиатехника отличается широким использованием так называемых стелс-технологий, подразумевающих обеспечение малозаметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. По этой причине ракеты размещаются во внутрифюзеляжном пространстве, а сам самолёт изготовлен из радиопоглощающих материалов. Наряду с этим пятое поколение отличается высокой автоматизацией, информационной осведомлённостью и способностью поддерживать сверхзвуковую скорость без форсажа», — сказал Лямин.
Баланс и автоматизация
История Су-57 началась в 1999 году. Головным разработчиком самолёта было назначено ОКБ им. Сухого, имевшее большой опыт в развитии многофункциональных платформ четвёртого поколения. Первый макет будущего самолёта появился в 2004-м. На его основе в Комсомольске-на-Амуре была собрана опытная машина, которая и поднялась в воздух в конце января 2010 года.
Су-57 кардинально отличается от истребителей предыдущего поколения. В частности, геометрия его планера и крыла оптимизирована таким образом, чтобы снизить радиолокационную заметность. Кроме того, весь самолёт выполнен из специальных радиопоглощающих композитных материалов.
По информации Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех»), машина получила самое современное бортовое радиоэлектронное оборудование, вооружение и средства связи.
«Бортовое оборудование самолёта позволяет ему выполнять задачи не только автономно, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени, как с наземными системами управления, так и в составе авиационной группы. Самолёт может применять широкую номенклатуру авиационных средств поражения «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», обеспечивающую решение истребительных и ударных задач», — говорится на сайте корпорации.
Характеристики бортовых систем не раскрываются. Однако известно, что Су-57 оснащается многофункциональной радиоэлектронной системой с активными фазированными антенными решётками (АФАР) разработки Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) им. В.В. Тихомирова.
По данным «Ростеха», АФАР дополняется оптико-электронной локационной системой, которая позволяет обнаруживать воздушные цели в передней полусфере. Таким образом, Су-57 может отслеживать и поражать воздушные объекты по всем направлениям.
Наряду с этим самолёт имеет так называемую систему «электронного пилота», которая оказывает лётчику всестороннюю информационную поддержку. Например, она способна выполнять большое количество вычислений на современных многопроцессорных системах в режиме реального времени.
«Полагаясь в критических ситуациях на гипотезный анализ системы, обрабатывающей всю входящую информацию, пилот может более качественно сосредоточиться на тактических задачах», — говорится в материалах «Ростеха».
Важным достоинством Су-57 считается бортовой комплекс обороны и система РЭБ, которые защищают машину от атак зенитных и управляемых ракет, выпущенных истребителями противника. Ударное вооружение истребителя пятого поколения состоит из модернизированной 30-мм авиапушки, новейших образцов управляемых ракет «воздух—воздух» и «воздух—поверхность».
Первый этап государственных испытаний Су-57 завершился в 2017-м. А в 2018 году самолёт получил боевое крещение в сирийской операции, где подтвердил заявленные высокие характеристики. В 2020 году в Комсомольске-на-Амуре было развёрнуто серийное производство машины.
Как считают в «Ростехе», при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения Су-57 вышел гораздо более манёвренным и не таким дорогостоящим, как американские аналоги.
Длина истребителя пятого поколения составляет 19,7 м, высота — 4,8 м, максимальная скорость — 2600 км/ч, практическая дальность при полёте в дозвуковом режиме — 5500 км.
Боевая нагрузка самолёта достигает 10 т. Согласно открытым данным, Су-57 способен применять широкую номенклатуру боеприпасов. Среди них управляемые ракеты класса «воздух—воздух» РВВ-МД, РВВ-СД (Р-77), РВВ-БД (Р-37М) и управляемые ракеты «воздух—поверхность» Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59. Также самолёт имеет возможность применять корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.
По информации источников федеральных медиа, в арсенал Су-57 может входить малогабаритная гиперзвуковая ракета, предназначенная для поражения объектов ПВО—ПРО, радиолокационных станций, пусковых установок крылатых и тактических баллистических ракет.
Ещё одной важнейшей особенностью Су-57 считается автоматизация процессов управления и информационное обеспечение лётчика. В истребителе применена система интеллектуальной поддержки, при которой пилот получает только необходимые ему данные.
«Всю информацию потребовалось комплексировать в зависимости от этапа полёта и выполняемой задачи, что позволило предоставлять лётчику только те данные, которые необходимы в данный момент. Технология интеллектуальной поддержки обеспечивает лётчику Су-57 помощь в решении задач с учётом текущей обстановки и прогноза её развития», — отмечается в материалах «Ростеха».
Как пояснил ранее начальник отдела кабин ОКБ Сухого компании «Сухой» Никита Дорофеев, на Су-57 достигнута максимальная автоматизация «рутинных» процессов пилотирования и боевого применения.
«Наша задача — сделать так, чтобы лётчик был ситуационно-осведомлённым, чтобы он знал, что делает самолёт. Нужен баланс: с одной стороны, высокий уровень автоматизации, позволяющий системе «человек — машина» успешно решать поставленные задачи, а с другой — лётчик должен контролировать процесс, понимать, какой режим выполняется, как работают системы и что будет происходить дальше», — сказал Дорофеев.
Выход на сверхзвук
Опытные и первые серийные образцы Су-57 оснащались двигателем «первого этапа». Так называется силовая установка АЛ-41Ф1 («Изделие 117»). На ней летает многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35. Мотор обеспечивает носителю сверхманёвренность, тяговооружённость, малую заметность для радаров противника.
АЛ-41Ф1 стал первым российским авиационным двигателем, в котором применяется цифровая система управления на отечественной элементной базе. Также в него интегрирована плазменная бескислородная система розжига основной и форсажной камер сгорания. Она позволяет запускать двигатель во время полёта без кислородной подпитки, что важно с точки зрения эксплуатации на плохо оборудованных аэродромах.
Несмотря на высокие характеристики, АЛ-41Ф1 не соответствует всем требованиям двигателя пятого поколения. Однако, по мнению Попова, его установка на Су-57 позволила провести все необходимые испытания этого самолёта. Как полагает эксперт, будущие серийные истребители будут оснащаться так называемым двигателем «второго этапа» или «изделием 30».
«Двигатель «второго этапа» уже полностью соответствует требованиям пятого поколения. В частности, он может держать крейсерский режим на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, то есть без чрезмерного расхода топлива. В прошлом году публиковалась информация, что Су-57 начинают оснащать новым двигателем. Видимо, работа по нему завершена, и новые серийные машины будут летать именно на нём», — говорит Попов.
Разработчиком «изделия 30» является ОКБ имени А. Люльки. Как сообщали ранее на предприятии, двигатель позволит Су-57 быстрее взлетать, набирать высоту, совершать манёвры с большой перегрузкой при ведении воздушного боя.
Кроме того, мотор получил новую электронно-цифровую систему управления, которая заметно упрощает работу лётчика, и бескислородную систему розжига топлива. Последняя исключает «факеление» — выброс огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. С точки зрения Попова, «изделие 30» будет иметь более высокий КПД от сгорания топлива, чем АЛ-41Ф1.
«С двигателем «второго этапа» Су-57 станет быстрее и ещё больше прибавит в малозаметности. Также он точно не потеряет в манёвренности», — уверен Попов.
Как считает Юрий Лямин, лётные и боевые качества Су-57 востребованы в современных вооружённых конфликтах, включая СВО. В то же время эксперт не видит необходимости в масштабном применении самолёта пятого поколения.
«Су-57 востребован там, где нужна максимальная малозаметность. Можно предположить, что в ходе спецоперации самолёт применяется в связке с реактивными БПЛА С-70 «Охотник», который как раз отвлекает вражескую противовоздушную оборону. И всё же какой-то особой потребности в использовании Су-57 нет из-за наличия у ВКС России большого числа современных боевых самолётов», — пояснил Попов.