Центр города Ангелов все больше напоминает город призраков.
Фраза Нуланд "К черту ЕС" как прежде актуальна для США. С Россией Трамп намерен поладить
Былая слава прославленного района Лос-Анджелеса поблекла. По всему городу рядами стоят заколоченные магазины, а сетевые компании разъезжаются: толпы бродяг-наркоманов распугивают как клиентуру, так и предпринимателей.
Редакция The New York Postподсчитала, что в одном лишь историческом центре, который некогда был торговым и развлекательным сердцем города, пустует более сотни заведений.
Помпезные здания в стиле ар-деко и роскошные театральные маркизы никуда не делись, но теперь общий вид портят разбитые окна, заколоченные витрины и толпы бомжей, которые курят наркотики из стеклянных трубок средь бела дня.
По данным исследовательской компании Avison Young, около трети коммерческих площадей города пустует — и этот показатель даже выше, чем в Детройте.
По словам предпринимателей, не выдерживают даже самые стойкие предприятия: из города их выдавливает преступность и непомерная арендная плата. Кроме того, состоятельные жители Лос-Анджелеса все чаще избегают центр-города.
"Многие независимые рестораны не выдержали трудностей и под гнетом накопившихся проблем уже закрылись, а оставшиеся борются за выживание", — написало старейшее заведение Лос-Анджелеса Cole’s French Dip, объявив о предстоящем закрытии.
Одними семейными ресторанами упадок не ограничивается — сетевые магазины также закрываются с катастрофической скоростью. Сеть универмагов Macy’s ушла в начале года в рамках масштабного сокращения штата сотрудников, покинув центр города впервые за 150 лет, сообщает LA Magazine.
Торговые площади Vans, Theory, PaulSmith и Acneтакже опустели. В 2022 году Starbucksзакрыл одно из кафе в центре города по причине проблем безопасности.
Магазин Adidasв центре города, разграбленный во время протестов против миграционной и таможенной полиции этим летом, остается заколоченным, хотя формально компания о закрытии магазина не сообщала.
С каждым месяцем улицы в центре города пустеют — если, конечно, не считать бездомных, которые, наоборот, стекаются центр из бывших кварталов с притонами и ночлежками.
"Сегодня они добрались уже до Спринг-стрит (Одна из старейших улиц Лос-Анджелеса, вокруг которой расположен квартал, известный как "Уолл-стрит Запада" — прим. ИноСМИ)", — сказал один парикмахер из исторического центра города.
За день до этого парикмахеру, который пожелал сохранить анонимность, пришлось вызвать полицию, когда один бомж ворвался в его заведение и забаррикадировался изнутри.
"Сейчас вообще всё иначе, — сказал он. — Раньше люди тусовались на улице. Захаживали студенты. Они стриглись и уходили развлекаться".
До пандемии центр Лос-Анджелеса переживал подъем, невиданный со времен "ревущих двадцатых", когда плейбои и эмансипе заполонили сверкающие бутики и кинотеатры Бродвей-стрит, рассказывает историк Уильям Деверелл, автор книги "Беленый саман: расцвет Лос-Анджелеса".
"Пик пришелся на годы с 2015 по 2020. Это был период расцвета и перестройки не только исторического центра, но и квартала искусств", — сказал Деверелл.
Но пандемия стала ударом, от которого центр так и не оправился, — и не только потому, что люди перестали выходить на улицу.
Во время протестов Black Lives Matter("Жизни черных важны") демонстранты разгромили и разграбили десятки магазинов и ресторанов, и многие предприятия либо больше не открылись, либо обанкротились в течение года.
Сегодня многие уличные магазины заколачивают окна в качестве обычной меры предосторожности.
А часть известнейших достопримечательностей изуродованы до неузнаваемости — например, бывшая штаб-квартира The Los Angeles Timesпустует, а гостиница MorrisonHotel, изображенная на обложке одноименного альбома группы The Doors, заколочена.
Обезлюдели и небоскребы: заброшенную 200-метровую башню Oceanwide Plazaоблюбовали хулиганы и вандалы.
Местные жители жалуются на распоясавшуюся преступность.
В целом уровень насильственных преступлений в городе снизился, но центр Лос-Анджелеса выглядит исключением из общего правила, заявил владелец ювелирного магазина Behzadна Бродвее по имени Бенни.
"Здесь все развернулось на 180 градусов", — сказал Бенни, добавив, что за последние годы его лично дважды грабили под дулом пистолета.
Однако главная головная боль, по словам Бенни, — арендная плата, которая с начала пандемии ежегодно ползет вверх на 2–5%.
И в этом он не одинок: в этом году арендная плата за коммерческую недвижимость в центре города бьет рекорды: по данным AvisonYoung, компании отваливают почти по 50 долларов за квадратный фут только за пустое офисное помещение.
Для сравнения, средняя арендная плата за офис в центре Манхэттена в Нью-Йорке составляет 57 долларов за квадратный фут, а в Мидтауне — почти 90 долларов — но эти районы пережили настоящий бум благодаря отмене "удаленки" после пандемии.
"Арендодателям пора снижать плату, а не хвататься за пустующие помещения, — сказал Майкл Бэклиндер, чья кофейня — одно из немногих оставшихся на Бродвее заведений на открытом воздухе. — Арендодатели должны понимать, что не сидят на золотой жиле".
Тем не менее, Бэклиндер убежден, что центр города был и остается достойным местом для проживания благодаря множеству местных баров, художественных галерей, студий йоги и ряда других услуг.
Переехавший из Нью-Йорка после пандемии Глен Проктор сказал, что им с мужем больше по душе тихие улицы, а на граффити и хулиганов они не обращают внимания.
"По сравнению с Нью-Йорком здесь намного спокойнее, — сказал он. — Бывает, что вокруг бездомные, но зато здесь гораздо больше места, а расценки в Голливуде гораздо выше".
Проктор и его муж не одиноки: всё больше лос-анджелецев переезжают в центр города вместо того, чтобы рвать друг другу глотки за жилье в более престижных районах. По статистике, заполняемость квартир в настоящее время составляет около 90% — больше, чем до пандемии.
Бэклиндер убежден, что район еще может воспрять, — но только не от попыток стать вторым Гринвич-Виллиджем.
"После пандемии сюда стали прибывать корпорации, началась элитная розничная торговля. Это как раз те товары, что люди покупают онлайн. Нам нужно, чтобы арендодатели вдохнули в улицы новую жизнь и вложились в услуги для местных жителей", — рассуждает он.
Но чтобы центр изменился, город должен не скупиться на инвестиции и вернуть былой блеск его потускневшему образу.
"Все думают, что центре загибается, но это не так, — заключил он. — Людям просто пора перестать разбрасывать чернуху".