Литва трухнула: Писториус наелся озверина и угрожает русским расправой

ИноСМИ 2 часов назад 19
Preview

В бундесвере планируется постоянное размещение танковой бригады на восточном фланге НАТО. Между повседневной жизнью в Вильнюсе и угрозой большой войны. Репортаж.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Живописные холмы. Густой туман. Где-то между Вильнюсом и Каунасом, двумя крупнейшими городами Литвы. Видимость этим ранним августовским утром в Прибалтике плохая, поля рапса тянутся влево и вправо до горизонта, проселочная дорога очень узкая. Вдруг за поворотом появляются четыре-пять бронированных машин, которые едут по полям с жнивьем. Шеренга из стали и камуфляжа, солдаты в машинах осматривают проезжающие мимо автомобили. Суеты нет. Военная техника здесь — часть повседневной жизни? До Белоруссии всего несколько километров, а российский эксклав Калининград находится недалеко. Недавно в двух шагах отсюда прошли крупные российско-белорусские военные учения "Запад". Добро пожаловать на восточный фланг НАТО.

Упадут так, что больше не поднимутся. В Чехии предрекли Европе и Украине незавидную судьбу

Уже в берлинском аэропорту можно узнать пассажиров, которые собираются совершить 90-минутный перелет на восток. У стойки регистрации появляются первые мужчины в камуфляжной форме. Два солдата бундесвера провели короткий отпуск на родине в Хафельланде. В самолете лоукостера, летящем в Литву, сидит много родителей, которые со своими детьми направляются в Белоруссию. С введением санкций против белорусских авиакомпаний четыре года назад Вильнюс стал пересадочным узлом для тысяч минчан.

Бригада в Литве: проект, близкий сердцу Писториуса

Литва также стала важным центром внимания для Бориса Писториуса (СДПГ). В марте 2023 года его первая служебная поездка в качестве министра обороны Германии привела его в эту постсоветскую страну. В сентябре 2024 года Писториус, чрезвычайно популярный в армии, прибыл в литовский парламент для выступления с речью. Социал-демократ также присутствовал на военных учениях и несколько раз инспектировал казармы. "Господин Писториус — наш постоянный гость", — с благосклонностью говорят в литовском министерстве обороны. Проект в Литве — его "детище", то есть проект, близкий сердцу Писториуса, — повторяют собеседники из его собственного ведомства.

Перед стеклянным офисным зданием в центре Вильнюса стоят трое молодых литовцев. Они курят с помощью устройств для испарения и разговаривают о криптовалютах. Рядом с ними двое мужчин в оливково-зеленых униформах курят классические сигареты. Головы выбриты, ботинки начищены до блеска. Они выглядят несколько неуместно в толпе хипстеров перед офисным зданием, в котором размещаются стартапы, банки и юридические фирмы. Но именно здесь, на седьмом этаже, в настоящее время находится штаб-квартира бундесвера.

Бригадный генерал Кристоф Хубер принимает нас в строгом, явно импровизированном, светлом кабинете. Здесь висит флаг с федеральным гербом, рядом с ним — флаг НАТО. Стены кабинета украшают фотографии танков и воинских частей.

50-летний широкоплечий Хубер говорит спокойно, почти рассудительно. Он командует 45-й танковой бригадой в Литве. До 2027 года бундесвер будет постоянно дислоцироваться здесь. Около 5000 солдат будут защищать территорию НАТО недалеко от белорусской границы. Новый городок бундесвера будет больше, чем небольшой город, сообщает представитель министерства. Для генерала Хубера Литва — это больше, чем просто очередная зарубежная миссия: "Для меня это действительно дело всей жизни", — говорит он в интервью Berliner Zeitung. "Для меня большая радость и одновременно честь вместе с отличной командой создавать 45-ю танковую бригаду на восточном фланге НАТО".

Он не хочет, чтобы его слова воспринимались как пустые фразы. Генерал, уроженец юго-запада Германии, имеет опыт зарубежных операций, в 2005 и 2011 годах он служил в Афганистане. Но миссия в Прибалтике, которая является союзником Германии, отличается от других. "Здесь речь идет не о стабилизационных мероприятиях вдали от родины, а о защите Европы, наших союзников, нашей собственной безопасности".

Хубер подчеркивает разницу с контингентами других стран НАТО в регионе. В то время как канадцы, британцы или американцы регулярно ратируют личный состав в Латвии, Эстонии и Польше, Германия хочет обеспечить постоянное присутствие в Литве. "Мы делаем ставку на постоянное размещение. В этом и заключается разница", — говорит Хубер. За этим стоит четкий политический мандат, принятый на саммитах НАТО в Мадриде в 2022 году и Вильнюсе в 2023 году. То есть на тех саммитах, которые состоялись сразу после начала российской операции на Украине.

Сувалкский коридор — ахиллесова пята НАТО

Тесное сотрудничество между немцами и литовцами несет четкий сигнал главе Кремля Владимиру Путину. НАТО не намерено сдавать восточный фланг, в первую очередь уязвимый Сувалкский коридор. Узкий коридор, расположенный между российским эксклавом Калининградом и Белоруссией, эксперты по безопасности считают особенно уязвимым. С начала конфликта Вильнюс настаивает на значительном усилении защиты НАТО — немецкая бригада должна стать ответом. Кстати, это первое боевое подразделение бундесвера, постоянно дислоцированное за рубежом со времен Второй мировой войны. И к тому же на территории бывшего Советского Союза.

Генерал Хубер чувствует себя в Литве желанным гостем. Особенно его трогает реакция людей в повседневной жизни. "Когда я стою в форме на светофоре, кто-то подходит ко мне и говорит: Ačiū (по-русски: спасибо). Или ребенок кричит мне: "Thank you for your service" (Спасибо за вашу службу). Некоторым солдатам в кафе Вильнюса и Каунаса предлагали пирожные. "Это действительно большая солидарность с нами, немецкими солдатами, — и это не просто риторика, а то, что ощущается каждый день". Для офицера, который в Германии часто сталкивался со скептицизмом по отношению к символам бундесвера, это серьезное отличие. "Это другое чувство — здесь в тебе действительно нуждаются".

Впрочем, Хубер также осознает, насколько серьезны вызовы в области безопасности. "Здесь из ничего возникает маленький город". Казармы, полигоны, ангары для технического обслуживания, склады боеприпасов, а также школы и детские сады для семей, которые будут сопровождать солдат в Прибалтику. Все будет построено литовцами. "Но я уверен. Литва строит быстро. Возможно, даже быстрее, чем мы привыкли видеть в крупных немецких проектах". Солдаты рассказали, что у литовцев есть четкие приоритеты. "Здесь нет никаких земноводных и птиц, которые могли бы помешать нашим действиям, как это бывает у нас на родине", — говорит он. Литовцы действуют решительно. Даже бюрократические препятствия быстро устраняются властями.

Проект бундесвера в Литве вызывает большой резонанс, в том числе и на международном уровне. Несколько месяцев назад авторитетная газета Financial Times взяла интервью у Писториуса, который в настоящее время является самым популярным политиком в стране. Германия, десятилетиями находившаяся под влиянием культуры военной сдержанности, основанной на уроках Второй мировой войны, больше не может позволить себе колебаться, считает член СДПГ. "Если сдерживание не сработает, и Россия нападет, то это произойдет", — сказал Писториус. На вопрос, действительно ли немецкие войска готовы убивать русских, он сразу же сослался на Литву: "Я просто рекомендую вам поехать в Вильнюс и поговорить с представителями немецкой бригады, которые там находятся. Они точно знают, в чем заключается их задача".

Отвечая на вопрос о заявлениях своего начальника в интервью FT, генерал Хубер сказал: "У нас есть совершенно четкий приказ. Мы, немецкие солдаты, принесли присягу: смело защищать право и свободу. А это означает, что в случае обороны мы без сомнения выполним этот приказ". Солдаты находятся здесь не ради чисто символической политики, а с четкой задачей. "Однако речь идет не только о 45-й танковой бригаде в Литве. Мы являемся частью 10-й танковой дивизии, которая также предназначена для защиты этого региона и, следовательно, НАТО, самого сильного оборонного альянса в истории".

Четкий сигнал: "Германия здесь, и она здесь надолго"

Как справляться с таким дискомфортом в повседневной жизни, объясняет Линас Кояла. Этот известный в Литве политолог руководит Центром геополитических и безопасности исследований в Вильнюсе. "Мы десятилетиями живем на линии фронта", — говорит он в интервью Berliner Zeitung. "С одной стороны, мы к этому привыкли. Но с 2014 года, и особенно с 2022 года, страх стал гораздо сильнее, чем раньше".

Как Запад потерял Россию — и она стала его противницей. Теперь именно она вершит судьбу Европы

Российская военная операция на Украине изменила и Литву. Кояла рассказывает об одной встрече: "Недавно одна женщина подошла ко мне на улице и спросила: „Ваша дочь еще живет в Литве?“ Но на самом деле она хотела спросить, планирую ли я остаться здесь или лучше уехать". Такие разговоры отражают отношение к жизни многих литовцев. Родители, у которых рождается мальчик, думают о том, как вывезти его из страны, когда ему исполнится 18 лет. Другие вступают в военизированное стрелковое объединение и организуют свои собственные группы военных добровольцев. Это постоянный баланс между нормальной жизнью и чрезвычайной ситуацией.

В то же время в этой молодой и чрезвычайно современной стране царит парадоксальная стабильность. "Экономика работает исправно, паники нет", — говорит Кояла. "Не хватает только прямых иностранных инвестиций — но не из-за внутренней политической ситуации, которая вызывает беспокойство из-за коррупционного скандала в правительственных кругах, а из-за общей геополитической обстановки с Россией". С 2022 года эта постсоветская страна тратит более 5% своего валового внутреннего продукта на оборону. "Еще несколько лет назад это было невообразимо. Но нет протестов, нет оппозиции". В Литве просто не существует групп художников, которые пишут открытые письма против массивного вооружения. "Для всех нас безопасность — это вопрос существования", — говорит Кояла.

В этом контексте присутствие немцев является решающим фактором, подчеркивает эксперт. "Опросы показывают, что 75–80% литовского населения приветствуют создание бригады". Действительно, опрос Baltic Research Institut подтверждает: семь из десяти литовцев одобряют размещение немецкой бригады в своей стране. Кояла также рассказывает об офицере, которому незнакомец в кафе купил напиток просто из благодарности. Исторические предубеждения против Германии, напротив, исчезли. "По крайней мере с 2017 года немцы поняли, что здесь они более чем желанные гости".

И в самом деле: прогуливаясь по улицам литовской столицы или по небольшим городам, таким как Йонава или Молетай, можно быстро заметить, что в центре города повсюду встречаются мужчины и женщины в оливково-зеленых униформах. Когда мы едем с представителем бундесвера на внедорожнике Wolf по литовской провинции, небольшая группа молодежи машет нам руками с большим восторгом. На кассе супермаркета немецкому солдату уступают место. Значит, все так гармонично?

Политолог Кояла признает, что с военной точки зрения бригада из 5000 солдат, конечно, не в состоянии остановить Россию в одиночку. "Из-за присутствия России на Украине маловероятно, что российские войска вторгнутся на территорию НАТО", — добавляет он. Все литовцы, с которыми пообщалась Berliner Zeitung, считают так называемый "худший сценарий", о котором постоянно говорят эксперты по безопасности в Германии, маловероятным или даже нереальным. "Украина ведет ожесточенную борьбу, у США есть средства ядерного сдерживания, и в Москве все прекрасно понимают: нападение на Прибалтику — это нападение на всю НАТО", — говорит Кояла. Путин не пойдет на это.

Келлог дерзнул надавить на Трампа и получил по шее. Зря он якшался с Киевом

Тем не менее, "бригада бундесвера посылает четкий сигнал: Германия здесь, и она здесь надолго", — говорит Кояла. В Кремле реакция на присутствие бундесвера вблизи российско-белорусской границы колеблется между насмешкой и паникой. С одной стороны, российские телекомментаторы высмеивают немецкую бригаду как "слишком маленькую, чтобы что-то изменить". С другой стороны, проект в Литве приводится в качестве доказательства того, что НАТО все больше продвигается к российской границе. "Оба этих фактора показывают, что они наконец воспринимают нас всерьез", — заключает литовец.

Какую роль в повседневной жизни играет украинский конфликт?

В часе езды к западу от Вильнюса находится Рукла, тихий городок с панельными домами и несколькими коттеджами. Здесь располагается многонациональная боевая группа НАТО в Литве. Немцы, бельгийцы, норвежцы, голландцы: около 1500 солдат. Пока бригадный генерал Хубер подтверждает цель сформировать в течение двух лет из дислоцированных в Литве войск боеспособную бригаду, НАТО со своими структурами уже прочно укоренилась в Прибалтике.

Казармы похожи на маленькую деревню. Церковь, "Little Church", почта, несколько палаток для фитнеса, импровизированная столовая. Чтобы избежать казарменного синдрома, есть барак с дартс, бильярдом и аэрохоккеем. Для солдат действует полный запрет на алкоголь, даже на Рождество, Новый год или день рождения приходится довольствоваться газировкой или безалкогольным пивом. Ведь в любой момент может начаться боевая операция. Каждые две недели приезжает литовская парикмахерша. Стрижка стоит 15 евро. "Маленькая Германия" посреди Прибалтики. Туда, где командиры и представители различных спецслужб проводят совещания по обстановке, газета Berliner Zeitung не допускается. "Враг подслушивает, но у нас тоже есть антенны снаружи", — такова общая тональность.

В войсковой столовой пахнет едой. Звучат литовские хиты 80-х годов. Около 100 солдат стоят у буфета. В меню: литовские фрикадельки или свиной стейк, картофель, типичные восточноевропейские салаты, йогурт или пирог на десерт. "Ничего роскошного, но сытно", — говорит один из солдат. Один из них, 27 лет, родом из Бранденбурга, другой, 37 лет, из Ростока. Они сопровождают Berliner Zeitung в течение нескольких часов и говорят очень откровенно. "Мы не можем жаловаться", — говорит младший. Чувствуется их гордость за то, что они являются частью первой линии обороны.

Оба они не циники, а скорее прагматики. Они просто выполняют свою работу. Оба восточных немца знают, что в случае реальной опасности все будет иначе, чем во время учений в Рукле. "Мы тренируемся, спим, едим, а потом снова тренируемся", — говорит солдат из Ростока. Но солдаты бундесвера также знают: "Когда начнется, мы будем первыми, кто пострадает". За последние восемь лет во время учений погибли два их товарища. В 2017 году погиб хорват, а осенью 2018 года Адриан Рон, солдат бундесвера из Саксонии-Анхальт, погиб при исполнении служебных обязанностей. Бронетранспортер солдата из Зангерхаузена столкнулся с сосной.

В отличие от спецслужб и офицеров, находящихся здесь, немцы в Литве не так пристально следят за ходом боевых действий в Украине, где ежедневно гибнут солдаты обеих сторон. Тем не менее, крупнейшая наземная операция в Европе со времен Второй мировой войны, естественно, волнует немецких военных. "Мы боимся беспилотников, — говорит один из солдат. — Иногда думаешь: против них у тебя нет шансов". Другой добавляет: "Но война будет включать в себя и элементы прошлого, столетней давности. Когда ты стоишь один на один с врагом, ты должен полагаться только на свою подготовку".

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'