Глава Минобороны Литвы написала, что граница НАТО подвергается испытаниям, и привела в пример действия Турции, которая в ноябре 2015 года сбила российский истребитель Су-24 над Сирией.
Это привело к затяжному экономическому и политическому кризису в российско-турецких отношениях, закончившемуся публичными извинениями президента Эрдогана за случившееся

Глава Минобороны Литвы намекнула на возможность НАТО сбивать российские истребители. «Граница НАТО на северо-востоке подвергается испытаниям не просто так.
Мы должны быть серьезны. Турция подала пример десять лет назад», — написала Довиле Шакалене в соцсети Х (заблокирована в России). Речь идет о событиях ноября 2015 года, когда турецкие ВВС сбили российский Су-24 над Сирией.
Довиле Шакалене опубликовала свой пост на следующий день после того, как власти Эстонии сообщили о трех российских истребителях МиГ-31, нарушивших, как утверждалось, воздушное пространство республики. МИД Эстонии вызвал в пятницу временного поверенного в делах России, чтобы вручить ноту протеста.
В Минобороны России, в свою очередь, заявили, что российские МиГи совершали плановый перелет из Карелии на аэродром в Калининградскую область и не заходили в воздушное пространство Эстонии.
Подобные перелеты совершаются регулярно, отмечает военный эксперт, редактор журнала «Новый оборонный заказ» Дмитрий Корнев:
Дмитрий Корнев редактор журнала «Новый оборонный заказ»
«Расстояния на Балтике небольшие, но здесь только один момент, конечно, надо отметить. То есть МиГ-31 явно не первый раз перегоняют. Ну и вообще наши самолеты не первый раз совершают перелет из Ленинградской области либо откуда-то еще из континентальной части России в Калининград. Да, в этом году Эстония говорит, что четырежды были нарушения эстонского воздушного пространства, но самолеты перегонялись не только в этом году, но и в прошлом году, в позапрошлом и ранее. Летчики, штурманы и те, кто планирует полет, прекрасно знают, как не заходить в воздушное пространство Эстонии. Наше министерство обороны готово показать данные объективных средств контроля, а Эстония восприняла это всерьез и в соответствии с четвертой статьей соглашения НАТО обратилась в блок НАТО для консультаций. К чему это может привести? Фактически это ни к чему не приведет. Возможно, будет какое-то усиление систем ПВО НАТО в эстонском воздушном пространстве. Напомню, что в Эстонии несут службу самолеты стран НАТО по режиму дежурства, то есть по два-три месяца они там находятся из разных стран. Ну вот здесь на перехват уже из Польши поднимались шведские самолеты. 12 минут — это достаточное время для того, чтобы с территории Эстонии самолеты МиГ-31 были перехвачены, то есть они не стали этого делать. В принципе, это сдержанная реакция, потому что теоретически давайте вспомним ситуацию около Сирии и Турции. Там самолет Су-24 пересек воздушное пространство Турции буквально на один километр и на две-три минуты, то есть на мизерное какое-то время, и был сбит. 12 минут — это очень много, но Эстония не стала предпринимать никаких серьезных действий и, вероятно, последствия видит каких-то дипломатических демаршей и прочего».
Президент Чехии Петр Павел заявил, что страны НАТО должны реагировать на нарушения своего воздушного пространства российскими боевыми самолетами.
Пограничная служба Польши в пятницу вечером сообщила еще об одном инциденте в Балтийском море с участием российских истребителей. Два самолета пролетели над буровой платформой Petrobaltic в 70 километрах от польского побережья. Платформа находится вне территориальных вод Польши, но в ее исключительной экономической зоне.
Reuters пишет, что США прекратят помощь странам Балтии и всем членам НАТО, граничащим с Россией. По словам источника агентства, в конце августа представитель Пентагона Дэвид Бейкер заявил группе дипломатов из стран ЕС, что Европе следует меньше зависеть от США.
Владимир Зеленский обвинил союзников Украины в пустой трате времени. Он сообщил, что призовет Дональда Трампа ввести новые санкции против России во время их встречи в Нью-Йорке на следующей неделе. Зеленский добавил, что хочет, чтобы ограничения против России ввела «вся Европа», пишет британская The Guardian.
Кроме того, Владимир Зеленский сообщил, что финального мирного договора может не быть, поэтому для обсуждения гарантий безопасности для Украины не стоит дожидаться окончания боевых действий. Комментирует старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Артем Соколов:
Артем Соколов старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО
«Зеленский признал, что дожидаться окончания боевых действий не стоит. И здесь есть фундаментальный отход от позиции Киева и его союзников, которая раньше заключалась в том, что прежде всего необходимо достигнуть перемирия любой ценой, вне зависимости от того, какая конфигурация сложилась на линии боевого соприкосновения, с какими позициями стороны подходят к переговорному процессу. Однако, с другой стороны, то, что Зеленский допустил в своем заявлении отказ от мирного договора как необходимого условия завершения конфликта, идет вразрез с представлениями Москвы о том, что конфликт должен завершиться глобальной договоренностью о новой архитектуре европейской безопасности для того, чтобы предотвратить повторение конфликтов и чтобы ни Украина, ни та конфигурация государств ЕС, Запада в Восточной Европе не была источником угроз для Российской Федерации. Поэтому данное заявление можно рассматривать и как шаг в сторону продолжения переговорных контактов между российской и украинской делегацией, и, с другой стороны, это фиксация взгляда на завершении конфликта как в известном смысле сиюминутном процессе, который необязательно должен быть соответствующим образом зафиксирован в юридических документах. И вряд ли данная позиция будет встречена с пониманием в Москве».
Владимир Зеленский сообщил, что между Украиной и Россией готовится новый обмен военнопленными. Относительно новой встречи делегаций он сказал, что сейчас это вопрос «без какого-либо движения вперед».