ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
В один миллиард рублей может оцениваться ущерб от масштабного пожара на складе вещей в Подмосковье. Десятки жителей, блогеров и предпринимателей хранили там все – личные архивы, мебель, украшения, персональную продукцию. Однако теперь за потерю своих дорогих во всех смыслах вещей они рискуют получить копеечную компенсацию, и то, если повезет. Почему, в сюжете РЕН ТВ рассказала корреспондент Алена Пономарева.
Они собирали эти вещи годами. Теперь у людей не осталось ничего. Пожар на складе "Чердака" превратил одежду, мебель и семейные реликвии в пепел. Пострадавшие идут в суд и требуют от компании ответов, среди них Валентина Бланк. Она доверила сервису свои вещи и теперь, потеряв их, едва сдерживает слезы.
"Пострадавших больше тысячи. Я, когда начинаю сейчас смотреть на эти все коробки и видеозаписи, где я это все паковала, у меня уже начинает подходить рыдания, дочке я тоже не хочу говорить, потому что она просто, я знаю, будет рыдать, и я это не вынесу. Это ущерб в несколько миллионов", – призналась пострадавшая Валентина Бланк.
Сервис "Чердак" предлагал хранить все – от одежды до редких вещей. Но только после пожара выяснилось, что склад никак не страхует то, что передают им клиенты, а это часто предметы искусства, ювелирные изделия, антиквариат, одежда, аксессуары и многое другое.
Еще одна пострадавшая Татьяна Естифеева. Она планировала переезд и на время отпуска отдала все свои вещи на хранение всего на месяц. 11 сентября девушка уже должна была получить свои сумки, но не подозревала, что днем ранее ее вещей не стало.
"Я, если честно, думала, что это общие причины пожара, которые у нас в стране происходят, а сейчас все обсуждают, то что причина – это ремонт крыши, какой-то из строителей. У меня сгорело все, от шубы до носков, буквально вся жизнь, все, что я за свои 27 лет накопила, будут компенсировать нам тысячу рублей за квадратный метр", - заявила пострадавшая Татьяна Естифеева.
В правилах сервиса указаны два уровня защиты, базовый и повышенный. По базовому тарифу выплаты не превышают тысячи рублей за кубометр, повышенный пакет действует только в том случае, если клиент заранее составил список вещей с их стоимостью. Для большинства это оказалось нереально, поэтому после пожара люди лишились не только имущества, но и права на его возмещение.
"Я плакала, мне было очень обидно и больно, мы перевезли в компанию "Чердак" всю трехкомнатную квартиру. По своей ошибке, когда мы переезжали, я имела глупость оставить там крестик, который мне дарила бабушка, очень его любила и очень жаль, что я его потеряла", - добавила пострадавшая Рамина Вейт.
У блогера Сергея Сухова сгорели две дорогие дизайнерские елки, а его коллега Дарья Камалова лишилась одежды. Фешн-блогер заявила, что у нее там хранились 17 коробок с брендовыми вещами, включая шубы и кашемир, общая стоимость которых оценивается примерно в миллион рублей.
"Дискомфорт в моей жизни сейчас зашкаливает максимально, и вот еще одну капельку как будто уже не выдержу", – заявила девушка.
Люди потеряли не только вещи, но и настоящие сокровища: фотографии, оцифрованные диски, дорогие подарки, семейные реликвии, включая медали деда времен Великой Отечественной. Потеря памяти о прошлом сильно затронула каждого, они объединяются в чаты, делятся историями и поддерживают друг друга.
Склад "Чердака" загорелся в Подмосковье 10 сентября. Огонь охватил 12 тысяч квадратных метров, частично обрушились конструкции здания. Сотрудники склада работали как самозанятые, а руководство так и не вышло на связь ни с ними, ни с клиентами. Только лишь спустя два дня клиентам сервиса пришла рассылка.
"К сожалению, вещи, находившиеся на хранении, были безвозвратно утеряны. Пожар случился не по нашей вине, сейчас ведется официальное расследование", – заявили в компании.
Пострадавшие остались без имущества и без ответов. Компания признает только сам факт пожара, но ответственности на себя не берет. В такой ситуации люди обращаются за помощью к юристам.
"В данном случае вопрос касается договора о хранении, в статье 891 УК РФ прописано, что хранитель обязан предпринять все необходимые меры, чтобы сохранить имущество. Тут компенсация должна быть полной, единственное, вопрос доказывания стоимости той вещи, которая утрачена, в том, что человек ее собственник, и в том, что он действительно передал на хранение вещь складу", - добавила юрист Анна Бондякова.
Люди требуют не только компенсации, но и ответов от компании. Сейчас они объединяются, чтобы подать коллективные иски и добиться справедливости в суде.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям