26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла одна из самых серьезных аварий в истории мирного атома. Спустя 39 лет один из ликвидаторов аварии поделился своими воспоминаниями о работе в зоне отчуждения.
В 1988 году, всего через два года после взрыва, 23-летний электрик пятого разряда был направлен в Чернобыль по заданию от Минсредмаша. Его отправили разбирать завалы четвёртого энергоблока, где уровень радиации оставался высоким.
Работа в зоне была несложной, но требовала строгого соблюдения мер безопасности. Задачи разбивались на этапы для уменьшения воздействия радиации: дневная норма облучения не должна превышать 0,3 рентгена. Ликвидаторы работали в парах, быстро выполняя короткие задания, такие как подключение тросов для подъема конструкций. Дозиметристы следили за уровнем радиации, используя графитовые «карандаши» и специальные «таблетки», которые носили на себе.
Условия жизни в Чернобыле были довольно комфортными: жильё предоставлялось бесплатно, питание было разнообразным с мясными блюдами и ягодами, собранными в заброшенных садах. Рыба и раки, пойманные в реке Уж, считались безопасными после удаления костей и хитинового покрова, где могла накапливаться радиация. Несмотря на запрет на алкоголь в зоне, некоторые находили способы пронести спиртное, а местные женщины продавали водку по высоким ценам.
За два месяца работы ликвидатор заработал 1800 рублей — немалую сумму, которая позволила ему купить два музыкальных усилителя. Некоторые пациенты продлевали свои командировки, чтобы накопить деньги на машину. По словам ликвидатора, страха перед радиацией не было из-за её невидимости и молодого возраста. Он считает, что боязнь радиации преувеличена, а серьёзный вред здоровью получили только те, кто работал в первые дни после аварии, например, пожарные. Однако с годами количество участников ликвидации, приезжающих на памятные мероприятия, начинает уменьшаться.
Как сообщалось ранее — В РФ поставили уникальный эксперимент по изучению сигналов мозга при кремации