Зачем американцы учатся сажать F-35A на шоссе

ПРОФИЛЬ 2 часов назад 22
Preview

4 сентября во время военных учений Baana 2024 самолеты F-35А из 48-го истребительного авиакрыла ВВС США, базирующегося на авиабазе Лейкенхит в Англии, в рамках концепции гибкого боевого применения (ACE) выполнили посадку на шоссе Хосио в Рануа, Финляндия. До этого американские ВВС еще никогда не сажали F-35 на автомагистраль. Зачем же это понадобилось теперь?

ВВС США уже давно обеспокоены тем, что в случае войны с противником, обладающим современным автономным вооружением (например, Россией или Китаем), он сможет нанести ракетный удар по крупным американским базам в таких местах, как Япония и Гуам, или ударить на других театрах военных действий (ТВД). Серия таких атак могла бы подорвать способность США запускать и обслуживать самолеты, а превосходство в воздухе – основа всех американских военных концепций.

Несколько лет назад в ВВС США родилась концепция ACE (Agile Combat Employment, гибкое боевое применение), цель которой – предотвращение описанной выше ситуации. Военно-воздушные силы планируют распределить свои операции в пространстве по заданному региону, используя небольшие мобильные базы для рассредоточения самолетов. Из-за этого противнику придется проводить гораздо больше атак для поражения самолетов и их точек базирования, особенно при недостатке средств дистанционной разведки.

[embed]https://profile.ru/military/podarok-amsterdama-chem-opasny-p...[/embed]

Согласно программе ACE, американские военно-воздушные силы должны создавать временные аэродромы для распределенного базирования самолетов и/или использовать существующие местные автомагистрали как взлетно-посадочные полосы (ВПП). Так, в военных документах Финляндии и других скандинавских стран – членов НАТО предусмотрена военно-гражданская интеграция, например использование шоссе в качестве ВПП для боевых самолетов.

Во время учений Baana 24, кроме F-35, отрабатывали приземления на шоссе немецкий Eurofighter Typhoon и финский учебно-тренировочный реактивный самолет Hawk.

Но это не единственный случай отработки американскими ВВС концепции гибкого боевого применения. С 2020-го Центральное командование ВВС США неоднократно сообщало о применении ACE на Ближнем Востоке, причем маневры постепенно усложнялись и включали дозаправку топливом вне баз, доставку боеприпасов на передовые позиции с помощью сторонних истребителей, маневренную переброску по воздуху, динамичное командование и контроль, а также развертывание мобильных огневых средств дальнего действия для органичной обороны передовых позиций.

Совсем недавно в таких маневрах были задействованы самолеты ВВС США, вылетающие из Европы для учений коалиции на Ближнем Востоке.

Ведется работа и на Тихоокеанском ТВД. 10 августа ВВС США завершили восьмидневные учения Bamboo Eagle 24-3, в которых приняли участие более 3000 военнослужащих и более 150 самолетов для действий в западной части Соединённых Штатов и восточной части Тихого океана. Масштабные учения сочетали тренировки по гибкому боевому применению с учениями Red Flag, призванными отточить тактические приемы ведения воздушной войны.

Концепция ACE предусматривает переброску и рассредоточение небольших авиаподразделений вплоть до звеньев из двух-четырех самолетов. Для базирования такого звена подходят практически любые аэродромы и аэропорты, особенно если осуществляется переброска F-35B, способных к вертикальному взлету и посадке. Вместе со звеном боевых самолетов к месту развертывания должны прибывать транспортники с оснащением для их эксплуатации вооружением и так далее. Или создается логистическая цепочка для доставки не воздушным путем.

[embed]https://profile.ru/protection/zachem-amerikancy-vozrozhdayut...[/embed]

Также ради обеспечения работы самолетов на временных базах создается мобильный комплект оборудования – RBCP (Regionally Based Cluster Pre-position Kit). Комплекты RBCP хранятся на базах ВВС и доставляются к местам развертывания в случае возникновения потенциальной угрозы.

Комплект обеспечения RBCP модульный и включает средства (связь, обслуживание), с помощью которых любой аэродром или площадка могут стать маленькой, но вполне полноценной авиабазой.

При рассредоточении авиационных сил и средств по разнотипным и разнесенным в пространстве площадкам усложняется проведение совместных боевых операций. «Сбор» эскадрильи для совместного выполнения боевой задачи требует непростой координации действий. Однако американцы не видят в этом проблемы, полагаясь на использование передовых информационных технологий. Эти технологии, по словам командующего Военным центром ВВС США генерал-майора Дж. Кристофера Ниеми, создают «архитектуру, позволяющую общаться с любым самолетом, любым командным пунктом, любым объектом, который задействован в этой системе, в любой точке мира в режиме реального времени».

[caption id="attachment_1602724" align="aligncenter" width="1200"] Летчики ВВС США проводят тренировки по гибкому боевому применению (ACE), аэропорт Оскода, Мичиган, 10 августа 2022[/caption]

Но одной координации действий мало. Для осуществления распределенных операций, по концепции ACE, необходимо увеличить финансирование. Деньги пойдут на закупку комплектов обеспечения RBCP, подготовку потенциальных мест базирования (аренда и поддержание рабочего состояния помещений, складов, подготовка площадок для базирования самолетов, обеспечение охраны), подготовку персонала и улучшение взаимозаменяемости технических специалистов по специализациям и типам самолетов.

[embed]https://profile.ru/politics/usa/molniya-nad-vodoj-68061/[/embed]

Для доступа к территории или объектам других стран, а это не всегда члены НАТО (например, Япония, Южная Корея, Филиппины), требуется юридическое обоснование. Учитывая, что США практически всегда добиваются экстерриториальности своих военных объектов и военнослужащих в других странах, перед Госдепартаментом стоит непростая задача. Американским дипломатам необходимо получить одобрение принимающей страной доступа Пентагона ко множеству аэродромов и пунктов базирования, а также изучить возможности сотрудничества для разработки планов по задействованию гражданской инфраструктуры других стран, которую можно было бы быстро переоборудовать для оперативного использования американскими военными.

Для противодействия программе ACE в первую очередь необходима разведка, особенно спутниковая. Нужна оперативная информация по текущей дислокации вражеской авиации на авиабазах, а получить ее не так-то просто, учитывая, что применяются штатные укрытия авиатехники. Необходим анализ потенциальных мест посадки/обслуживания самолетов и наблюдение за проводимыми там работами. Требования к длине и кривизне участка автомагистрали, профилю подстилающей поверхности известны, и по ним можно вычислить потенциальные места рассредоточения авиации, занеся их в список целей. Но с уверенностью понять, что то или иное место готовится как резервная площадка для авиации противника, можно, если будут точные данные о том, что там идет подготовка инфраструктуры. А для этого необходима аналитическая или агентурная разведка или всепогодные спутники дистанционного зондирования.

 

Читать в ПРОФИЛЬ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'