Забыть нельзя простить: «Простая случайность» — победитель Каннского кинофестиваля 2025

КИНО-ТЕАТР 2 дней назад 9
Preview
В международном онлайн-прокате случилась «Простая случайность» Джафара Панахи — победитель 78-го Каннского кинофестиваля. С момента триумфа многое произошло: в России Минкульт отказал фильму в прокатном удостоверении (как и «Убийце «Священному пауку»), а иранского режиссера, которому давно запретили снимать на родине, заочно приговорили к еще одному году тюрьмы (он намерен вернуться и отсидеть после оскаровской церемонии). Как и прежде, новая работа живого классика снята вопреки всем преградам, но жюри во главе с Жюльет Бинош наградило его не только за выдающуюся биографию. О тяжелой ноше гуманизма — и «Золотой пальмовой ветви» — сразу после итогов фестиваля размышляла Дарья Тарасова.

Простая случайность (2025)

Поздней ночью Экбаль (Эбрахим Азизи) возвращается с женой и дочкой на машине домой. То ли из-за темноты, то ли от усталости, то ли по загадочному стечению обстоятельств мужчина сбивает собаку — чем очень расстраивает девочку. Отец говорит: так решил Аллах. Дочь отвечает: при чем тут Аллах, если виноват папа? Ночной инцидент заставляет их направиться в автомастерскую, где Экбаля по походке узнает один из сотрудников (Вахид Мобассери). Он начинает преследовать главу семейства, а на следующий день похищает, оповестив нескольких знакомых, что нашел «того самого». Как выяснится из разговоров, захваченный мужчина — работник спецслужб, выбивавший показания из политзаключенных, а пленители — жертвы его пыток, получившие наконец шанс отомстить.


Вопрос гуманизма — главный в «Простой случайности». Захватив надзирателя, группа долго пытается решить, что с ним делать. Расправиться моментально? Подвергнуть тем же пыткам? Или отпустить? Сперва из этого вырастает немало забавных моментов, а фильм обретает элементы извращенного роуд-муви и абсурдистской трагикомедии (прозвучит и отсылка к беккетовскому «В ожидании Годо»). Финал же, где в красном свете фар жертвы наконец решают судьбу палача, становится кульминацией моральных метаний: череда монологов всех участников расправ(ы) приводит к эмоциональному катарсису.

Простая случайность (2025)

Вручая «Золотую пальмовую ветвь», председательница жюри Жюльет Бинош говорила, что Панахи решили наградить не столько за политическое высказывание, сколько за емкое воплощение жестокости моральной дилеммы — и напоминание, как важно оставаться человеком даже перед лицом того, кто отдавал живодерские приказы. В самом деле: у иранского режиссера получилось очень складное и выверенное кино о гуманистических ценностях, не скатывающееся ни в дидактику, ни в морализаторство. Зрителю предоставлено самому решать, кто из персонажей прав, а кто нет.



Ссылки по теме

Время — песок: «Альфа» Жюлии Дюкурно — притча о ВИЧ, которую не покажут в России
«Простая случайность» Джафара Панахи удостоена «Золотой пальмовой ветви» 78-го Каннского кинофестиваля
Сумка раздора: «Герой» — социальный триллер в традиции Чехова
«Вычитание»: Проверка на дороге
«Убийца «Священный паук»: Паутина травм(ы)
Читать в КИНО-ТЕАТР
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'