Скоростные (и, как часто бывает, платные) автодороги вызывают у автомобилистов сложные чувства. С одной стороны, удобно доехать, скажем, от Москвы до Санкт-Петербурга за 5–6 часов, с другой – удовольствие это недешевое. Но тут главное – возможность выбора. О том, как изменился трафик на участках, введенных в строй в 2024 году, и какие задачи стоят в нынешнем, что входит в параметры безопасного дорожного движения, а также о том, сколько восстановлено дорог в новых российских регионах, «Профилю» рассказал председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко.
– Возможно, это был самый сложный участок на Центральной кольцевой автодороге. В свое время, когда сдавали ЦКАД, проблему решить не смогли, ведь тут трасса проходит по очень плотно застроенной жилой и промышленной зонам, пересекает два важнейших шоссе – Минское и Можайское, железную дорогу Смоленского направления. Где, между прочим, в часы пик поезда следуют каждые 3–4 минуты! Пробки тут были страшные, считалось, что, если за 40 минут эти четыре километра проедешь, тебе повезло. Долго пытались разработать такой маршрут для новой дороги, чтобы учесть мнения и местных жителей, и местных властей, и экологов… И вот магистраль запущена, и это праздник не только для жителей Московской области, но и для тех, кто едет по ЦКАД транзитом.
[embed]https://profile.ru/cars/avtomobilnye-itogi-2024-goda-novye-d...[/embed]
А жители Малых Вязем, Голицына наконец вздохнули, ведь через эти населенные пункты проходил один из самых высокоинтенсивных участков ЦКАД. Между Можайским и Минским шоссе в среднем за сутки проезжает более 60 тысяч автомобилей, а в летнее время трафик достигал 100 тысяч в сутки. Теперь большинство водителей выбирают новую трассу, проезд по которой занимает максимум пять минут. В результате значительно улучшилась транспортная доступность подмосковных городов (Одинцова, Звенигорода, Голицына, Истры, Кубинки), резко сократилось время в пути до аэропорта Внуково.
Стройка была очень сложной, нужно было переустроить большое количество коммуникаций. Протяженность нового участка – чуть больше четырех километров, но с пятью искусственными сооружениями. Построили, казалось бы, небольшой участок дороги, но он имеет очень большое значение и даст толчок развитию всего региона и его экономики.
– Год был насыщенным, очень непростым, но все получилось, все поставленные задачи выполнили успешно. И, конечно, одним из самых важных событий стало открытие движения по Северному обходу Твери на М-11 «Нева». Мы ввели этот объект на год раньше срока, а старт движению транспорта по нему дал президент. Хочу сказать большое спасибо всем, кто участвовал в строительстве! Теперь благодаря обходу Твери маршрут от Москвы до Санкт-Петербурга стал комфортнее и быстрее. Время в пути по скоростной дороге без единого светофора сократилось на 30–50 минут.
Этот участок обеспечивает связанность с другими важными транспортными артериями страны. Более того, он стал последним элементом для запуска бесшовного скоростного движения с запада на восток страны – это 1520 километров от Санкт-Петербурга до Казани. С появлением новой трассы увеличился грузопоток, открылись новые возможности для формирования логистических маршрутов. И, безусловно, новые дороги стимулируют развитие экономики, торговли и туризма, формируются новые важные международные транспортные коридоры.
Благодаря ежедневной совместной работе коллектива и партнеров госкомпании «Автодор» нам удается устанавливать рекорды в дорожной отрасли. В истории современной России еще не строили так много новых магистралей.
– Этот участок трассы М-12 «Восток» нам удалось построить в рекордные сроки. Магистраль по праву стала гордостью и достоянием дорожной отрасли, движение по ней также открывал президент. В прошедшем году работы по строительству продолжения трассы до Екатеринбурга не прекращались ни на одну минуту. Хотя год был сложным; например, на участке нового строительства в Башкортостане, Пермском крае два месяца шли проливные дожди… Это, конечно, сильно усложняло нашу работу, но тем не менее весь участок до Екатеринбурга будет сдан в срок – летом этого года.
[embed]https://profile.ru/cars/dorogi-kotorye-my-otkryvaem-chto-vaz...[/embed]
Но трасса уже работает! И знаете, что я вам скажу? Водители голосуют за нее колесами. Трасса очень востребована. Если вначале, в январе прошлого года, по дороге проезжало в среднем три тысячи автомобилей в сутки, то по итогам 2024-го средняя интенсивность (за весь период) – порядка 10 тысяч в сутки. Треть – это грузовики, и трафик все время растет. Сейчас в пиковые месяцы – до 15 тысяч. Причем «подключаются» к трассе все новые субъекты Российской Федерации: мы видим на дороге все больше машин с саратовскими, оренбургскими номерами… Для водителей из этих регионов главное – доехать до магистрали М-12, а дальше их ждет комфортабельная езда по современной трассе.
– По нашим расчетам, водители выигрывают до 4,5 часа на маршруте от Ульяновска до Москвы, если выбирают М-12. Хотя расстояние по М-5 меньше… Вообще благодаря появлению М-12 время в пути от Москвы до Казани для автомобилистов сократилось почти в два раза. А за год с открытия трассы по ней проехало больше 26 миллионов автомобилей – свыше 43 миллионов человек. За 2024 год по М-12 перевезли больше 70 миллионов тонн грузов. Набирает популярность и автотуризм. Например, всего за первое полугодие 2024-го число турпоездок только в Нижегородскую область увеличилось на треть.
Для удобства автомобилистов на трассе строим сеть современных многофункциональных зон (МФЗ). Это когда на площадке есть не только большая современная АЗС, но и кафе, магазины, детские площадки, прачечные, места для выгула животных… Словом, всё, что нужно водителям и пассажирам для полноценного отдыха. Когда мы открывали движение по М-12 до Казани, здесь уже работало 18 МФЗ, а за год открыли еще шесть. Сегодня к услугам автомобилистов уже 24 МФЗ.
Сейчас продолжаем строительство М-12 до Екатеринбурга. Весь участок планируем ввести в эксплуатацию уже этим летом.
– Мы уже третий год восстанавливаем дороги в четырех новых регионах страны; восстановили и построили заново почти 2,1 тысячи километров. Причем, чтобы вы понимали, многие дороги в этих местах не ремонтировались и не обслуживались больше 10 лет, а многие были разрушены в ходе боевых действий, мосты – взорваны. За эти годы мы восстановили там 60 мостов. В 2024-м восстановили 12 мостов и 640 километров дорог. Дали толчок развитию местной промышленности строительных материалов. Там этого не было, поэтому поначалу пришли дорожники со всех регионов нашей страны, и материалы приходилось возить издалека. Теперь ситуация меняется.
[embed]https://profile.ru/economy/chem-rossijskim-dorozhnikam-pomoz...[/embed]
В планах этого года – восстановить и построить больше 770 километров дорог. Кстати, по результатам социальных опросов, одно из достижений Российской Федерации в новых регионах – это приведение дорожной сети в хорошее состояние. Очень хорошее состояние.
Сейчас в новых регионах фактически сформирована федеральная дорожная сеть. В числе знаковых объектов 2024 года – капитальный ремонт 55-километровой трассы от Донецка до границы с Ростовской областью; трафик тут вырос в полтора раза. В августе мы отремонтировали еще один участок стратегического для страны маршрута – от Ростовской области до Республики Крым. Это более 70 километров трассы Чаплинка – Новотроицкое в Херсонской области. Трафик тут вырос в три раза.
– Когда начинали там работать, из числа местного населения в наших организациях было только порядка 10%. Сейчас ситуация изменилась: до половины специалистов – это местные жители. Их привлекают важная, интересная работа, устойчивая зарплата и возможность уверенно смотреть в завтрашний день.
– Мы в первую очередь ориентируемся на требования пользователей автодорог: чтобы поездки были скоростными, комфортабельными и безопасными. И это не только высокие требования к качеству строительно-монтажных работ, но еще и пристальное внимание к развитию сопутствующих сервисов для автомобилистов. В поездках по нашим дорогам люди могут пользоваться устойчивой сотовой связью, интернетом, а в случае непредвиденных ситуаций – обратиться за помощью к службе аварийных комиссаров. В любое время суток, причем бесплатно.
Я уже говорил о многофункциональных зонах дорожного сервиса. Мы создаем целую сеть современных МФЗ, где во время поездок могут полноценно отдохнуть все желающие и воспользоваться целым спектром услуг. Таких МФЗ уже больше 110 на нашей сети.
[embed]https://profile.ru/cars/trassa-na-karte-kuda-protyanutsya-no...[/embed]
Нужно сказать, что мы анализируем портрет каждого пользователя и его потребности. Они на самом деле очень разные. Например, у отпускников одни потребности, у дачников – другие, так же как у туристов, которые едут на несколько дней в соседний город. Отдельная категория – бизнес и индивидуальные предприниматели – водители грузового транспорта. Все эти разные сегменты и категории граждан мы должны максимально обеспечить высоким уровнем сервиса.
МФЗ оснащены автозаправочными станциями, парковками, магазинами и кафе с широким и разнообразным меню и горячим питанием, спортивными и детскими площадками, некоторые – душевыми комнатами, прачечными. Всё это сделано для комфортного отдыха в пути, поскольку отдохнувший водитель – это безопасность всех участников дорожного движения. Обеспечение безопасного дорожного движения – одна из наших ключевых задач в работе.
– Автодороги М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина» – очень важные для страны транспортные артерии. Но в Калужской и Московской областях они уже не справляются с огромным потоком машин, и сейчас мы поэтапно реализуем проекты по модернизации участков этих дорог.
На трассе М-1 в прошлом году сдали новую развязку для подъезда к парку «Патриот», а сейчас реконструируем участок с 66-го по 84-й километр в границах Московской области. Планируем на этом участке построить шесть искусственных сооружений: два моста через реки Нару и Капанку, съезд в деревню Ляхово и съезд в СНТ «Катюша», а также две развязки на 74-м и 83-м километрах.
Важный объект на 86-м километре М-1 «Беларусь» – строительство транспортной развязки с дорогой А-108 в районе подмосковного поселка Дорохово. Она поможет увеличить пропускную способность обеих трасс за счет ликвидации расположенных на этом участке светофоров. Запустить движение транспорта по развязке планируем уже в этом году, а полностью завершить реконструкцию – в конце 2026-го.
[embed]https://profile.ru/cars/vysokij-dorozhnyj-sezon-komu-vygodny...[/embed]
На М-3 продолжаем масштабную реконструкцию участка с 65-го по 124-й километр – от деревни Бекасово до города Малоярославца. Работы идут полным ходом, они стартовали в апреле 2024-го. В целом проект состоит из двух этапов и разделен по территориям двух регионов: в границах Московской и Калужской областей. Самый сложный участок – в районе городов Балабанова и Обнинска: там рядом с трассой находится множество промышленных предприятий, технополисов, и они активно развиваются. Приходится принимать сложные технические решения, чтобы не нарушить график деятельности этих предприятий. После завершения работ две области свяжет современная и безопасная скоростная дорога. Открытие движения по участку реконструкции планируем в 2026 году.
– Мне не надо долго думать по этому поводу. Самый знаковый день был 16 июля, когда мы ввели в эксплуатацию обход Твери. Старт движению дал президент страны. И это тем более важно для нас, что 17 июля мы отмечали 15 лет с момента создания государственной компании «Автодор». Я уже говорил, что эти 26 километров – как «золотое звено» в реализации программы строительства транспортных коридоров страны. Создана опорная сеть скоростных дорог Российской Федерации «Север – Юг» и «Запад – Восток». И этот участок как раз замкнул ее. Вроде бы кусок небольшой, а такой важный… Так что это для меня самый знаковый день в целом ряду замечательных событий 2024 года.
– Нам удалось многое сделать в части повышения качества, комфорта и безопасности проезда по дорожной сети. Хочу искренне поблагодарить коллег, всех, с кем работали в 2024 году, за труд, доверие и поддержку. Вместе мы делаем жизнь в стране еще лучше и комфортнее. Впереди – новые открытия и масштабные проекты.
И еще есть у меня просьба к автомобилистам. У нас в стране трафик (особенно по нашим трассам) каждый год увеличивается. Потому что скоростные дороги – самый удобный, понятный и управляемый (с точки зрения времени) способ передвижения. Поэтому в первую очередь перед поездкой проверьте свою машину, хорошо отдохните (особенно если дорога дальняя), и если чувствуете себя неважно, то, наверное, ехать не стоит. Не отвлекайтесь за рулем, будьте внимательны, думайте о людях, которые едут с вами, думайте о тех, кто едет по трассе за вами.
Мы построили скоростные дороги, все сделали для того, чтобы они были безопасными. А дальше все зависит от вас, уважаемые автомобилисты. Берегите себя! А мы поможем вам сэкономить время в пути.