Росстандарт пришел с проверкой к главному конкуренту "КамАЗа" — китайскому бренду грузовиков Sitrak. Над компанией нависла угроза отзыва ОТТС и огромных финансовых потерь из-за жалоб на безопасность. Аналогичная проверка в отношении бренда Shacman в прошлый раз привела к потере 115 млрд рублей. Что не так с китайскими грузовиками — в материале "Газеты.Ru".
С 13 мая Росстандарт начал внеплановую выездную проверку китайских грузовиков под брендом Sitrak, о чем свидетельствуют данные на сайте единого реестра надзорных мероприятий.
Запрос в китайскую компанию направила и Генпрокуратура.
Ровно по такому же сценарию в феврале 2025 года началась проверка китайской компании Shacman - ее грузовики на третьем месте по популярности в России.
В итоге это закончилось для Shacman приостановкой действия одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на грузовики SX3258.
С того момента их запретили продавать в России, потери Shacman оценили примерно в 115 млрд рублей.
Производитель Sitrak еще крупнее — он второй по популярности бренд грузовиков в России после "КамАЗа" и принадлежит крупному китайскому концерну Sinotruk Group, который также владеет грузовой маркой Howo. Дистрибьютором обоих брендов в России выступает ООО "Синотрак Рус".
За последнее время на Sitrak стали поступать многочисленные жалобы из-за аварийности автомобилей и игнорирования требований по отзывным кампаниям, сообщал Mash. Утверждалось, что на грузовики этой марки смонтировали не интегрированную в конструкцию машины систему вызова экстренных оперативных служб в случае ДТП, а более простое устройство.
"Проверять Sitrak уполномочены 18 человек, среди которых должностные лица и эксперты НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт)", — сообщил Telegram-канал.
Отмечается, что выездная проверка Sitrak продлится до 26 мая.
Будут проблемы
Ситуация вокруг Sitrak выглядит очень тревожной и сулит большие репутационные и коммерческие издержки для компании, заявила директор маркетингового агентства "Автомаркетолог" Татьяна Акимова в беседе с "Газетой.Ru".
"Это продолжение истории с Shacman, ставшей своего рода прецедентом. Сейчас у Sitrak достаточно хорошие позиции на рынке, бренд имеет свою аудиторию. Однако проверки, как и массовые аварии с участием этих грузовиков, бьют по его статусу. Бездействие по отзывным кампаниям также вызывает вопросы", — отметила она.
По словам эксперта, если у Sitrak найдут нарушения, то марка может потерять своих самых крупных покупателей. При наличии серьезных проблем у государства будет основание отозвать ОТТС на опасные китайские модели.
"Это повлияет на весь цикл эксплуатации грузовиков Sitrak и ударит по бизнесу покупателей продукции", — предупредила Акимова.
Экс-глава ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Олег Мосеев подчеркнул, что если проверка выявит нарушения, то Sitrak следует официально признать проблемы и ускориться с их решением.
"Для потребителя важнее не абсолютная надежность, которой не бывает, а умение признать проблему и быстро ее решить. А вот простой, особенно в коммерческом сегменте, означает огромные финансовые потери", — пояснил он.
По мнению Мосеева, подобными проверками государство пытается достичь двух целей — ~поддержать отечественных производителей и заставить китайские компании локализовать выпуск автомобилей в России.~
"Конечно, [проверки китайских брендов] играют на руку "КамАЗу".
В этой истории он в определенной степени является бенефициаром. Государство заинтересовано в развитии собственного национального производителя. В этот сегмент также постепенно двигаются ГАЗ и Solaris", — заявил эксперт.
При этом Мосеев подчеркнул, что российские власти не пытаются прогнать китайские марки с рынка, но дают понять, что зарубежные производители "должны локализоваться и соблюдать техрегламент".
К другим тоже придут
Автоэксперт Сергей Цыганов рассказал "Газете.Ru", что проверки Sitrak автоматически означают, что Росстандарт взял на контроль и бренд Howo. При этом ожидать подобных действий в отношении марок грузовиков, которые продают мало машин и "ничего не решают на рынке", не стоит, подчеркнул он.
"Остались только Dongfeng и FAW,
но поскольку у первой компании очень хорошие контакты с ГАЗом, то к ней с проверками придут в последнюю очередь. А вот вторая может оказаться их "потенциальном клиентом", — заявил Цыганов.
Он добавил, что сейчас государство старается тщательнее проверять конкурентов "КамАЗа".
"Тем паче рыльца у них в пушку. Те, кто занимается перевозками, продажей, покупкой этих тягачей, знают, что очень многие китайские машины, которые приходят в Россию, отступают от того, что прописано в ОТТС", — пояснил Цыганов.