Пульмонолог — профессия азартная
Заведующую отделением пульмонологии Научно-исследовательского института — Краевой клинической больницы №1 имени профессора С. В. Очаповского Ларису Владимировну Шульженко пациенты называют профессионалом в своем деле. Но она не только практик, отдавший много лет лечению больных, но и авторитетный ученый и педагог.
Кафедра, созданная по требованию времени
Кафедра пульмонологии Кубанского государственного медицинского государственного университета была создана в 2013 году. С самого начала ее возглавляет Лариса Владимировна Шульженко, доктор медицинских наук, профессор, главный пульмонолог Южного федерального округа, главный пульмонолог Краснодарского края.
Сегодня научная и учебная деятельность сотрудников кафедры неразрывно связана с практической медициной. Базой для нее является Центр грудной хирургии Научно-исследовательского института — Краевой клинической больницы №1 имени профессора С. В. Очаповского. Здесь повышают свою квалификацию и получают знания и бесценный практический опыт уже имеющие базовое высшее медицинскоеобразование молодые специалисты —курсанты.
Идея создания кафедры принадлежит торакальному хирургу с мировым именем —главному врачу Краевой клинической больницы №1 имени С.В. Очаповского академику РАН, доктору медицинских наук, профессору Владимиру Алексеевичу Порханову.
— Пульмонология и торакальная хирургия — разные разделы медицины, но оба посвящены проблеме здоровья легочной ткани. И у нас в центре не бывает такого, чтобы торакальный хирург работал без взаимодействия с пульмонологом, а пульмонолог —без торакального хирурга,— объясняет Лариса Владимировна Шульженко. — Стремительно развивающаяся кардиоторакальная хирургия подавала запрос на то, чтобы рядом находящиеся, смежные специальности шли вслед за ней. И пульмонологов тоже нужно было учить, подтягивать на более высокий уровень, потому что командная работа — это когда все игроки на поле сильные. И именно поэтому по инициативе Владимира Алексеевича была создана наша кафедра. Адресована она прежде всего врачам, уже окончившим вуз, дипломированным специалистам. Мы не учим студентов — мы работаем с состоявшимися врачами, совершенствуя их квалификацию, навыки.
Большую поддержку оказывает ректор Кубанского государственного медицинского университета доктор медицинских наук, профессор Сергей Николаевич Алексеенко.
Кругозор необходим как воздух
— Как можно стать пульмонологом? Наверное, в крае всё еще есть дефицит таких кадров?
— Пульмонологов можно пересчитать по пальцам,— говорит завкафедрой пульмонологии КубГМУ. — Но стать пульмонологом можно разными путями. Можно окончить ординатуру по пульмонологии или ординатуру по терапии, фтизиатрии, а затем, переквалифицировавшись, получить первичную специализацию по специальности «пульмонология». То есть, если у вас есть широкое базовое образование, например терапевтическое, это оптимальный вариант. Кругозор пульмонологу нужен как воздух.Если мы говорим, что специалист подобен флюсу, то пульмонолог никогда не «флюс». Это всегда врач, знающий в том числе и кардиологию, и ревматологию. Потому что всегда необходимо проводить дифференциальную диагностику. К тому же наша профессия азартная.
Например, перед тобой задыхающийся человек. И причин этому может быть несколько сотен. Это могут быть проблемы с сердцем. Отек легких. Может быть, у человека тромб в легочных сосудах. Или же он задыхается, потому что у него сложное ревматическое заболевание, васкулит, и это вообще другая часть медицины. Перед пульмонологом стоит задача отмести всё, что неверно, максимально сократив диагностический путь — от первого появления пациента на пороге медицинского кабинета до формирования достоверной диагностической гипотезы.
В Центре грудной хирургии есть такие доктора, которые пришли к нам еще на четвертом курсе на практику и так и остались. Вначале это была практика студенческая, потом врачебная. Затем они поступили в ординатуру, прицельно учились на пульмонологов и в итоге работают с нами. У нас есть врачи, которые ведут амбулаторный прием, и те, кто работает в стационаре. Владимир Алексеевич требует, что мы постоянно ротировались,знали специфику работы амбулаторных приемов и сложности работы в стационаре. Так что мы все взаимозаменяемы.
К нам приходят на обучение врачи общей практики, анестезиологи-реаниматологи, кардиологи, фтизиатры.
На нашей кафедре есть замечательный профессионал — доктор медицинских наук Ирина Юрьевна Бабаева. Она работает с фтизиатрами со всей страны. Ее имя — бренд.На усовершенствование квалификации к ней едут даже с Дальнего Востока: один из курсантов прочитал отзывы в Интернете о том, как здесь ведутся занятия и что можно посмотреть работу не только фтизиатрической службы, но и службы торакальной хирургии, купил билеты и прилетел к нам. И мы действительно обеспечиваем ему индивидуальную программу обучения.
Для нас очень важно взаимодействие обучающегося и больного. Никогда никакие теоретические курсы не заменят передачу опыта из рук в руки, у постели пациента.
Мы считаем крайне важными занятия с клиническими ординаторами, которые приходят к нам с других кафедр. У нас всегда в ординаторской сидит два-три юных дарования, и у них есть возможность принимать участие в разборе сложных клинических случаев, порой напоминающих медицинский детектив. Так у них формируется методология профессионального мышления, умение приходить к правильным диагностическим гипотезам, дающим возможность вылечить пациента. Этому можно научиться, только находясь рядом с практикующими докторами.
Несколько фронтов работы
Стоит подчеркнуть, что кафедра пульмонологии очень полифонична. Она занимается многими аспектами внутренней медицины.
— Помимо того, что наша кафедра готовит квалифицированных пульмонологов, у нас еще несколько фронтов работ,— говорит Лариса Владимировна. —Второй наш фронт, на мой взгляд, очень важный: связан с ознакомлением терапевтов с избранными вопросами пульмонологии. Нами созданы 36-часовые модули обучения терапевтов актуальным вопросам этого раздела медицины. Всего таких модулей двенадцать. И это дает возможность максимально гибко подстроиться под задачи, которые стоят перед конкретнымиврачами. Каждый терапевт может из всего перечня выбрать тот раздел, где, как он чувствует, ему требуется повысить квалификацию. Это делает обучение индивидуализированным. Модули доступны любому врачу края, в том числе онлайн. По утвержденномуМинздравом края плану даются квоты на их бесплатное прохождение. Мы заранее информируем все лечебные учреждения в регионе, какие новые модули появятся у нас в очередном учебном году.
— Это курсы повышения квалификации?
— Можно и так сказать. Это короткие тематические курсы, которые можно пройти достаточно быстро.
Сейчас на Кубани очень много больных с астмой. И нам важно, чтобы врач общей практики, работающий, к примеру, в хуторе Трудобеликовском Красноармейского района или же в станице Малотенгинской Отрадненского района, мог записаться на курс «Тяжелая бронхиальная астма в амбулаторной практике: принципы диагностики и ведения» и быстро пройти его. Это позволяет специалисту усовершенствовать свои знания. То, что он прошел курс, фиксируется в его портфолио и учитывается при аккредитации.
Или такой пример. Сейчас благодаря Минздраву края нашим пациентам с астмой выделяется много дорогостоящих лекарств совершенно бесплатно: на одного человека может быть потрачено до одного миллиона двухсот тысяч рублей из регионального бюджета. А терапевты на местах не всегда в курсе этих ультрасовременных технологий или испытывают определенные опасения, встречая такие назначения. Для этого мы разработали тематический цикл «Генно-инженерная терапия астмы». Ознакомившись с ним, терапевт, если у него возникают какие-то вопросы, связывается с сотрудниками нашей кафедры и получает все необходимые разъяснения. Если есть необходимость на базе больницы, в условиях стационара, получить какой-то дополнительный опыт, мы только рады и всегда просим уважаемых руководителей медучреждений отпустить врача к нам на стажировку. Мы не устаем говорить о том, что, повышая знания врачей в сфере наиболее распространенных легочных заболеваний, мы тем самым повышаем уровень взаимного понимания врачей разных специальностей.
Наша учебно-методическая работа носит и чисто практический характер. Каждый месяц согласно составленному плану я выезжаю на одну из территорий региона. Предварительно прошу собрать истории болезней, наиболее сложные случаи, в том числе летальные. Знакомлюсь с ними, и потом мы досконально разбираем все нюансы непосредственно с лечащими врачами. Рассматриваем имевшие место клинические ситуации. Обсуждаем, можно ли было в том или ином случае поступить по-другому, были ли альтернативные стратегии ведения пациента. Критический анализ собственной работы — основа профессиональной деятельности врача. Так что миссия нашей кафедры еще и в том, чтобы вести так называемый учебно-методический контроль качества оказания лечебной помощи. А также в осуществлении организационно-методической поддержки.
— На вашей кафедре ведется работа и по такому разделу медицины, как диетология.
— Это очень важный момент. Мы ценим, что на нашей кафедре работает большой профессионал — Лейла Марсельевна Кадырова, главный диетолог Краснодарского края, человек, умудренный огромным опытом и в то же время очень открытый и доброжелательный. Она готова делиться всеми своими знаниями с курсантами.
Вопросы диетологии далеко не праздные, если учитывать, что одна из основных причин смертности на земном шаре — сердечно-сосудистые заболевания. Это итакие заболевания, как сахарный диабет. В их основе зачастую лежит метаболический синдром. А что такое метаболический синдром? Это прежде всего избыточный вес. Его причина в том числе в неверных пищевых пристрастиях, привычках, которые требуют корректировки. Сегодня многие вещи, касающиеся диетологии, не знают и врачи. И их просвещение очень важно. Армия работающих врачей-диетологов — это наше прекрасное будущее. Пока же специалисты-диетологи — специальность единичная. Они нужны не только в курортных зонах, но и во всех больницах. Пищевой рацион тяжело болеющих пациентов, постоперационных пациентов, больных, находящихся в реанимации,— это совершенно разные случаи. Восстановить нутритивный статус человека страдающего, болеющего, у которого часто вообще нет желания есть,— это очень важное дело.
— Лариса Владимировна, пожалуйста, перечислите основные направления научной деятельности специалистов вашей кафедры.
— Учитывая, что сейчас медицинские технологии развиваются семимильными шагами, нам важно использовать их, чтобы помогать пациентам со сложными диагнозами — сохранять определенный уровень качества жизни и даже трудоспособность. Поэтому на базе Центра грудной хирургии и кафедры пульмонологии организовано три центра. Работа этих центров делает связь науки и практики сильней. Например, результат такой работы очевиден, когда человек, у которого была тяжелейшая астма и который был вынужден принимать стероиды — гормоны, в результате проведенного лечения устраивается на работу и наслаждается жизнью.
Первый — центр генно-инженерной терапии. Благодаря его работе за последние четыре года более трехсот пациентов получили бесплатно эффективнейшую генно-инженерную терапию. И теперь живут без еженедельных вызовов скорой медицинской помощи — свободно и полноценно. А мы таких пациентов, нуждающихся в генно-инженерной терапии, обследуем и ведем на протяжении всего периода их лечения.
Второй центр — муковисцидоза. Это тяжелейшее врожденное заболевание, которое не только калечит, нои не дает человеку жить. В лечении этих пациентов на сегодняшний день широко применяется таргетная терапия.Она дорогостоящая: на одного пациента тратится около пятнадцати миллионов рублей в год. Но это стоит того. Ведь меняется участь человека: из обреченного на смерть он становится полноправным членом общества, способным трудиться и жить полноценно.
И третий — связан с заботой о возрастных пациентах с так называемыми интерстициальными заболеваниями, когда поражается вся легочная ткань и кислород не попадает в кровоток. Если не лечить это заболевание, люди задыхаются и мучительно умирают. Существуют лекарства, которые тормозят прогрессию этого процесса. Наша кафедра, безусловно, занимается дифференциальной диагностикой пациентов с интерстициальными заболеваниями и прицельно уже много лет — принципами их терапии.
И так как моя докторская диссертация была по кардиологии, соответственно часть наших изысканий находится на стыке двух направлений. Кардиологии и пульмонологии. Считаю, что это взаимосвязанные вещи. Нельзя врачевать какой-то один орган. Мы врачуем человека в целом.
Быть врачом —традиция
Уместно напомнить, что в медицинской сфере весьма важна преемственность поколений. И Лариса Владимировна Шульженко, можно сказать, потомственный заведующий кафедрой. Ее родители — легенды кубанской медицинской науки. Отец, Владимир Ильич Шульженко, был основоположником кафедры детской челюстно-лицевой хирургии Кубанского медицинского института. Мама, Жанна Константиновна Лопунова, около тридцати лет заведовала кафедрой нормальной анатомии нашего медицинского вуза. И в свое время создала факультет довузовской подготовки в высшем учебном заведении. Получается, создавать и трансформировать к лучшему многие вещи в сфере профессионального медицинского образования — это семейная традиция. Впрочем, просто быть очень хорошим врачом — это тоже семейная традиция в роду Шульженко.
— Лариса Владимировна, то есть можно сказать, что у вас не было выбора — вы не могли пойти по другому профессиональному пути?
— Скажу банальную вещь: выбор всегда есть.
— Вы не рассматривали возможность получения иной, чем у родителей, профессии?
— Конечно, рассматривала. В детстве мне очень хотелось быть искусствоведом. Но конечно же, родители вели со мной немало разговоров о том, что мне стоит быть врачом. Но скажу так: на мой выбор повлияли не только родители, но и книга. Книга, изменившая судьбу. Важная. Умная. Про добро. Это трилогия Юрия Германа, состоящая из книг «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все». Вы просто вчитайтесь в эти названия. В них заложен большой смысл, основа врачебной этики: это ответственность за дело, которому служишь, бережное отношение к человеку, который приходит к тебе за помощью. Всё, о чем в этих книгах рассказывается, актуально и по сей день.
У меня была все-таки необычная семья. К нам часто приходили в гости коллеги родителей. Это были умные, яркие, высокообразованные люди — цвет кубанской медицины. В том числе известные доктора:начальник по медицинской части краевой больницы №1 Рафаэль Александрович Таманов (дядя Рафик), профессор, известный терапевт Александр Абрамович Фишер. Мне запомнился один эпизод из детства. Как-то Александр Абрамович Фишер принес с собой маленькую брошюрку. Это оказался сборник стихов Осипа Мандельштама. Александр Абрамович протянул его мне и попросил к концу вечера выбрать понравившееся стихотворение.
Родители часто ссылались на слова таких авторитетов в медицине, как,например, Владимир Константинович Красовитов и Тереза Ричардовна Петрова. Владимир Константинович Красовитов — один из отцов-основателей кубанской хирургии. Его именем назван Краевойклинический госпиталь для ветеранов войн.
—Мама в самом начале своей карьеры работала на кафедре лор-болезней мединститута, была оперирующим хирургом. Заведовал кафедрой тогда Валентин Кузьмич Супрунов, он был и ректором нашей медакадемии какое-то время,—рассказывает Лариса Владимировна. — И мне в свое время было важно услышать, как она набиралась опыта. Как клинические ординаторы, ее коллеги, после сбора анамнеза ставили диагноз какому-то пациенту и были уверены, что он стопроцентно верен. Но приходил Валентин Кузьмич Супрунов и при обходе задавал один-два дополнительных вопроса этому пациенту, после чего полностью менялось осмысление всего, что было известно о его болезни, и диагноз устанавливался совершенно другой. И ответ на вопрос «Когда тебя стали учить медицине?» очевиден: еще в раннем детстве, вот на таких рассказах. Как правильно собирать анамнез, как порой микродетали, о которых обмолвился пациент, определяют то, как ты помыслишь о больном. Не всё сводится к компьютерной диагностике, технологиям, искусственному интеллекту. Медицина пока еще искусство.
— Но у хорошего врача должна быть развита интуиция?
— Я не люблю слово «интуиция». То, что вы называете интуицией,— это набор знаний, осевших в подсознании. Это насмотренность, профессиональный опыт специалиста. Врач должен встречать и изучать много разных ситуаций, чтобы потом процесс анализа шел где-то в подкорке головного мозга.
Учиться у великих
— Мне важно сейчас сказать о правильном общении врача с пациентом. Например, каждый раз, заходя в палату, я здороваюсь, представляюсь. И каждый раз ловлю себя на том, что разговариваю с человеком, используя те же интонации, которые были у моего учителя, моей второй мамы — доцента Нины Ионовны Олейник. Именно она дала мне максимум знаний в терапии. Да она многих из нас выучила, и меня, и, например, главного реаниматолога Краснодарского края Александра Алексеевича Скопца,—говорит Лариса Владимировна Шульженко. — Нина Ионовна в прошлом году была прооперирована в Центре грудной терапии. Искусственный аортальный клапан поставил ей хирург Сергей Владимирович Майнгарт, спасибо ему огромное за это. Он был и моим студентом, и я ему в свое время передавала в том числе те знания, которые получилаот Нины Ионовны Олейник. Вот такая преемственность получается. А Нину Ионовну в свою очередь учила Тереза Ричардовна Петрова, великий терапевт, о которой сейчас мало, к сожалению, знают доктора.
С именем Терезы Ричардовны Петровой, воспитавшей целую плеяду прекрасных клиницистов, педагогов, ученых, связано формирование кубанской научной школы терапевтов, кардиологов, хорошо известной в России и за рубежом. Ее лекции собирали полные залы. Я не успела увидеть живую Терезу Ричардовну в учебной аудитории, но я столько о ней слышала, что у меня такое ощущение, будто я с ней хорошо знакома. Я читала ее сборники лекций по терапии. И эта связь с учителями, нашими корифеями,так важна! Пусть это звучит, может быть, пафосно, но она позволяет дальше обучать молодежь — с ощущением, что ты передаешь навыки, подходы, порой общегуманитарные, общечеловеческие знания, которые важны в лечении больного, страдающего человека. И это можно назвать эстафетой профессионализма.
Приоритеты кафедры
— Лариса Владимировна, расскажите, пожалуйста, еще о членах вашей кафедры.
— С удовольствием. У нас кафедра маленькая, но царит на ней почти семейная атмосфера.
У нас работает профессор Елена Валентиновна Болотова, известный пульмонолог. С огромным опытом, знаниями — она готова всегда прийти на помощь юным врачам. Елена Валентиновна много занимается с курсантами, ведет большое количество семинарских занятий. Она бессменный член нашей команды и работает на базе нашего отделения уже около тридцати лет.
Два ассистента нашей кафедры — Анна Эмиловна Антинян и Оксана Васильевна Божко — удивительные профессионалы, которые умудряются сочетать и преподавательскую деятельность, и научную. И самое главное: это врачи нашего отделения, у которых огромный объем работы.
Для сотрудников нашей кафедры крайне важно, помимо передачи медицинских знаний, учить молодое поколение методикам выстраивания диалогов с пациентами. Необходимо уметь сообщать плохие новости, когда речь идет о диагнозе. И уметь правильно настраивать пациента — выводить из ступора, когда он узнаёт об этом.
— Знаем, что для вас важна и широкая просветительская работа.
— Деятельность университета — это не только обучение будущих специалистов, но и просвещение — донесение до населения правильных смысловых акцентов, например в таком вопросе, как вред курения. Вроде бы это очевидно.
От курения возникает рак легких, развивается такая серьезная патология, как хроническая обструктивная болезнь легких. И это ничуть не лучше рака: у человека исчезает легочная ткань, появляются пустоты, которые называются буллами,— и как это лечить? Ведь к пустоте нельзя приложить лекарство. На вопрос о том, можно ли курить, однозначный ответ: ни в коем случае. У курящего в разы вырастают риски сердечно-сосудистых катастроф: инфарктов и инсультов. Сегодня многие молодые люди думают, что, если традиционные сигареты заменить электронными, вейпами, это спасет их. Но я подчеркиваю: эти приборы для курения несут в себе еще большую опасность. Врачами уже какое-то время используется понятие «синдром EVALI», то есть синдром повреждения легочной ткани у вейперов. Уже описаны в научной литературе в Америке смертельные случаи, связанные с ним. Мы также в своей практике не раз сталкивались с тем, что у пациентов повреждена легочная ткань в связи с употреблениемне никотина, а неопознанных химических веществ, которые используются при формировании пара электронными сигаретами. Это совершенно непроверенные и нестандартизованные химические вещества, воздействие которых на организм человека не изучено. И поэтому обращаюсь прежде всего к молодежи. Друзья мои! Всё, что кажется вам милым, в том числе при курении электронных сигарет,—приятные ягодные, ванильные запахи, стопроцентно опасно! Давайте относиться к своему здоровью бережно!