Часто пациенты задают вопрос: какие операции самые опасные? На самом деле — не те, где больше крови. И не те, что длятся дольше всего. Опасные — это те, где даже одна ошибка может полностью изменить судьбу человека. Или не оставить шанса вообще, рассказал "Газете.Ru" Рамиль Гулиев, хирург, специалистом по лапароскопии.
"Например, операции на сердце. Представьте: сердце нужно остановить. Полностью. Подключить аппарат, который будет за него качать кровь, пока мы, по сути, перебираем его вручную. Потом снова запустить. Звучит страшно? Это и есть реальность в кардиохирургии", — заявил он.
Или операции на головном мозге. Один миллиметр — и человек может потерять речь. Или зрение. Или память. А иногда — все сразу.
"Мы проводим такие операции с пробуждением: пациент говорит, двигает рукой, решает простые задачи, пока мы удаляем опухоль. Чтобы не задеть важное. Это очень тонкая работа", — отметил эксперт.
Трансплантации органов — печени, легких, почек — еще один высокий уровень. Тут даже идеально прошедшая операция — только начало длинного пути: как приживется орган, не будет ли отторжения, как поведет себя иммунитет?
"Есть и такие вмешательства, которые сами по себе — как мина замедленного действия. Например, панкреатодуоденэктомия, или операция Уиппла. Это, пожалуй, одна из самых сложных операций в хирургии. Мы удаляем головку поджелудочной железы, часть желудка, двенадцатиперстную кишку и желчные протоки, а потом все это соединяем заново. Поджелудочная — орган "с характером": если начнет "течь", ферменты буквально переварят ткани изнутри. Тут важно все — от техники до послеоперационного наблюдения. Даже идеально выполненная операция может дать осложнение. Но иногда — это единственный шанс для пациента с опухолью. Бывает, что мы оперируем пациентов с поздней онкологией, когда опухоль уже затронула несколько органов. Или сосуды. Тогда на столе работают сразу несколько бригад. Это как сложная военная операция — и в плане стратегии, и в плане рисков", — сказал врач.
Хирург также привел историю из практики.
"Помню молодого мужчину — 38 лет, пришел с болью в груди. Врач в приемной сказал: "Скорее всего, расслаивается аорта". Это очень опасно — если вовремя не вмешаться, летальный исход может наступить за два часа. Мы срочно повезли его в операционную. Через сутки — в реанимации, еще через месяц — он уже ходит сам. Пришел потом на осмотр с цветами. Такие случаи забыть невозможно. А однажды к нам поступил пациент с тотальным ожогом дыхательных путей. Мы пересадили часть трахеи и легкого — сложно, экспериментально и с риском. Но другого выхода просто не было", — рассказал он.
За последние годы медицина очень изменилась. То, что еще 10 лет назад казалось фантастикой, стало реальностью.
"Мы работаем с роботами-хирургами — они точнее, чем человеческая рука. Используем 3D-навигацию и VR, чтобы заранее увидеть все в мельчайших деталях. Можем "отрепетировать" сложную операцию на цифровой модели. Искусственный интеллект подсказывает, где могут быть осложнения, на что обратить внимание. А в будущем, возможно, будет сам предлагать план действий. Даже печать тканей на 3D-принтерах — уже не фантастика. Это направление развивается, и за ним — большой потенциал", — отметил он.
Если вам сказали, что операция будет сложной, во-первых, не стоит пугаться. Слово "опасная" не значит "гарантированно плохо". Это значит: операция требует внимания, опыта и команды.
Важно задать врачу честные вопросы: что будет, если не делать операцию? Насколько она действительно нужна? Кто будет оперировать, сколько таких операций уже было? Какие риски, и как их будут снижать?
"И если чувствуете, что ответа не получили — берите второе мнение. Это нормально. Опасные операции — это не повод для героизма. Это — необходимость. Мы, врачи, берем на себя риск, чтобы у человека был шанс. И да, не всегда все проходит гладко. Но чаще — проходит. Потому что за каждой такой операцией стоит не только опыт и техника, но и желание сделать невозможное — возможным", — резюмировал он.